Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 22:28, контрольная работа
Давид Рикардо (1772—1823) — одна из ярких личностей классической политической экономии Англии, последователь и одновременно активный оппонент отдельных теоретических положений наследия великого Адама Смита.
Принципы методологии
Исходной позицией в творчестве Д. Рикардо стала свойственная всем авторам классической политической экономии приверженность концепции экономического либерализма, не допускающей никакого государственного вмешательства в экономику и предполагающей свободное предпринимательство, свободную торговлю и прочие «экономические свободы».
Экономические воззрения Д. Рикардо. Его книга «Начала политической экономии и налогового обложения»…………………..3
Теории рынка с несовершенной конкуренцией. Э.Чемберлин, Дж. Робинсон…………………………………………………………………9
Экономическое развитие стран Древнего Востока…………………..12
Список использованных источников…………………………………15
М.Блауг необычайно высоко оценил вклад Чемберлина в экономическую науку. "Революция в теории цены, — пишет он, — вызванная "Теорией монополистической конкуренции", заключалась в том, что возросло число рыночных структур, которые экономическая теория должна проанализировать, чтобы показать, что удовлетворительное функционирование рынка не просто автоматическое следствие из типа конкуренции. В мире монополистической конкуренции и олигополии суждения о благосостоянии и политические рекомендации не могут базироваться только на степени отклонения конкретной рыночной структуры от норм совершенной конкуренции. Теория цены с тех пор стала более сложной и менее удовлетворительной... Мы никогда не сможем вернуться к смелым обобщениям теории цены Маршалла. Именно по этой причине мы вправе говорить о чемберлианской революции в современной микроэкономической теории, подобно тому как мы говорим о кейнсианской революции в макроэкономике".
Как мы видим, и Дж.Робинсон, и Э.Чемберлин рассматривают несовершенную конкуренцию, которую Чемберлин назвал монополистической. Робинсон основное внимание уделяет чистой монополии и монопсонии. Она убеждена, что классическая экономическая наука чаще всего исследует идеализированный рынок, поскольку рассматривает множество действующих агентов, а на него оказывают решающее влияние гигантские корпорации.
В случае чистой монополии, считает Робинсон, в современных условиях одна фирма производит продукт, не имеющий субститутов (близких заменителей), и это дает ей контроль над ценой. В случае олигополии небольшое число фирм на рынке обеспечивает им преимущества в связи с эффектом масштаба, а также контроль над ценой. Такие фирмы зависимы друг от друга. Это означает ожидание каких-то действий от конкурентов в ответ на свои действия. Следовательно, формируя свою ценовую политику, каждая из фирм должна принимать во внимание реакцию конкурентов. И при монополии, и при олигополии происходит сегментация рынка, достигаемая разными методами: тайными соглашениями, дискриминацией в ценах и т.п. В результате нельзя говорить об оптимальности в использовании ресурсов и о достижении максимального общественного благосостояния.
Таким образом, Робинсон указывает на несовершенства рынка. Следует заметить, что она пытается решить дилемму: эффективность экономики или социальная справедливость. Однако вера в возможность разделить эти понятия, как заметил М.Блауг, "представляет собой одну из наиболее давних иллюзий экономической науки".
Модели экономического роста у кейнсианцев достаточно просты. Во-первых, они учитывают в основном действие одного фактора — инвестиций. Во-вторых, они предполагают слишком высокий уровень агрегации. В-третьих, для них характерно абстрагирование от исследования влияния других типов НТП, кроме нейтрального, а это может сделать некорректными полученные результаты. Именно поэтому и Харрод, и Домар сами указывали на то, что эти модели — не столько руководство к практическому действию, сколько инструменты экономического исследования. Закономерно, что их последователи пошли по пути создания многофакторных моделей.
В древнем мире, когда появились первые древневосточные государства и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении экономической политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно в странах Древнего Востока – в колыбели мировой цивилизации. В силу ряда благоприятных условий страны Древнего Востока рано пережили экономический подъем, а также процесс политического объединения и культурный расцвет.
Из дошедших до наших времен ранних письменных источников наиболее известным является так называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н. э. царем Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Этот кодекс, консолидировавший общество и экономическую жизнь старовавилонского государства, внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью. Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабство за долги, а также ростовщичества. К примеру, граждане-вавилоняне по «новым» законам впредь не лишались своих земельных наделов за долги; масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды – 33%.
Древнекитайский философ Конфуций (Кун-цзы) (551–479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства – этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями. Конфуций изложил свои взгляды на умственный и физический труд, на отношения между рабовладельцами и рабами.
В IV–III веках до н. э. в Китае был распространен трактат «Гуань-цзы», где говорилось о торговле, налогах, рыночных отношениях, занятиях земледелием и ремеслами, о денежных отношениях и финансах. В учении древнекитайского философа Сюнь-цзы утверждалось, что земельный налог должен составлять урожай с одной десятой земли («десятина»), а охоту и рыболовство не облагать налогом.
В «Законах Ману» (Индия VI век до н. э.) регламентировались права и отношения с собственностью. В более поздних древнеиндийских трактатах содержится описание государственного и хозяйственного устройства Древней Индии, правил купли-продажи, найма работников, заключение сделок, осуществление торговых операций, ценообразование. Так, важнейшим источником сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии является трактат «Артхашастра» (буквально – «наука о пользе, о практической жизни»). Автором трактата считается Каутилья (IV в. до н. э.) – древнеиндийский государственный деятель.
В соответствии с вышеназванными источниками для азиатского способа производства были характерны следующие черты:
1.чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли;
2.ведущая роль в экономике отводится собственности государства;
3.неприкосновенность частной собственности.
Уже тогда в недрах натурального хозяйства восточного рабства с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо расширялись масштабы товарно-денежных отношений и становились все более злободневными проблемы сосуществования государственной, общинной и частной собственности. В дальнейшем на протяжении первого тысячелетия до нашей эры необходимость осмысления сути экономических категорий и законов проявила себя не менее остро и в государствах классического рабства.
Список использованных источников
1.Ядгаров Я.С., История экономических учений: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 480 с. – (Высшее образование).
(http://www.usinskvuz.ru/
2. ГусейновР.М., Горбачева Ю.В.,
Рябцева В.М.,«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»:Учебник
М.:ИНФРА-М, 2000 (http://www.bibliotekar.ru/
3. Горяинова Л.В. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УЧЕНИЙ: Учебно-практическое пособие.
— М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. — 248 с. (http://www.eiir.ru/books/
4. Титова Н.Е. История экономических уче
5. БИНДЕР
А. И.. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ, 2000
(http://economuch.com/ucheniy-
Информация о работе Контрольная работа по «История экономических учений»