Контрольная работа по "Экономика труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем.

Содержание работы

1. Оценить зарубежный опыт регулирования занятости с точки зрения целесообразности его применения в Украине.
2
2. Раскрыть взаимосвязь организации труда с организацией производства.
7
3. Задача.
19
Литература
20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по курсу «Экономика труда».docx

— 79.61 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Оценить зарубежный опыт регулирования занятости с точки зрения целесообразности его применения в Украине.

2

2. Раскрыть взаимосвязь  организации труда с организацией  производства.

7

3. Задача.

19

Литература

20


1. Оценить зарубежный опыт регулирования занятости с точки зрения целесообразности его применения в Украине

В современную эпоху занятость  стала одной из острых социально-экономических  проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной  работой, тем больше в стране валовой  внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным способом, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществе.

Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и Правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости.

Занятость — это понятие, которое имеет много значений, включает разные виды деятельности. Под  занятостью понимают занятие полезным делом, учебой, работой, уходом за детьми, военную службу и т.д. Как экономическая  категория, она представляет собой  совокупность отношений по поводу участия  населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в  труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, личных интересов в  оплачиваемых рабочих местах, в получении  дохода.

В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости. Достижение и поддержание такой занятости является целью политики занятости. Но целью такой политики является не просто сохранение общего уровня полной занятости, а решение экономических и социальных задач, прежде всего повышение уровня жизни, создание условий для развития человека, включая создание и совершенствование системы непрерывного образования (начиная с подготовки детей и подростков и кончая переподготовкой, повышением квалификации работников в течении всей жизни через определенные промежутки времени).

Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделять группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов и т.д., стабильности получения ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Последнее относится также к мигрантам, людям иной расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и социального происхождения. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости. Но последняя должна быть и эффективной. Все виды политики взаимосвязаны между собой, оказывают воздействие друг на друга. Схематически это можно показать в виде следующего рисунка.

Приоритет на наш взгляд, нужно отдавать социальной политике, поскольку именно она направлена на решение стратегической задачи, конечной цели, воплощающей смысл жизни — всестороннее развитие человека. Однако материальную основу ее осуществления создает экономическая политика и политика занятости, как связующее звено между ними. Социальная политика не может быть оторванной от материальных возможностей общества. Ресурсы, направленные на осуществление социальной политики, достижение социальной справедливости должны использоваться адресно и эффективно. Цена за социальную справедливость не должна быть слишком высокой, снижающей заинтересованность материального производства, его доходность, ибо это подорвет и материальное производство, и осуществление социальных целей и программ. Один из путей решения этой проблемы состоит в том, чтобы обеспечить примерное равенство выигрыша тех, кому оказывается помощь, и издержек тех, за счет кого это делается (с позиции неоклассического направления экономической мысли это означает, что величина суммарного излишка для производителей и потребителей максимизируется в точке конкурентного равновесия). Другими словами, государственные органы, используя политический механизм, могут принять экономически более грамотное решение об оказании социальных услуг, если будут ориентироваться на максимальное приближение предельной выгоды последних к предельным издержкам. С этих позиций можно говорить о паритете экономической, социальной политики и политики занятости, как о звеньях одной цепи, точнее, о звеньях одного механизма, но общая направленность всего хозяйственного механизма общества должна определяться социальной политикой, что и придает экономике социально-ориентированный характер.

Социальная и экономическая  политика нацеливаются на обеспечение  полной, продуктивной и эффективной занятости. А занятость выполняет экономическую и социальную функции. При формировании и реализации политики занятости государство руководствуется определенными принципами.

Политика занятости во взаимосвязи с экономической и социальной политиками реализует экономическую и социальную функции занятости. Экономической функцией занятости является обеспечение работников экономически целесообразными рабочими местами в целях создания материального и духовного богатства общества. Показателем для измерения ежегодно создаваемого богатства служит валовой внутренний продукт (ВВП). Иначе говоря, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Реализация экономической  функции зависит от возможностей общества, государства создавать  экономически целесообразные рабочие  места, от полноты занятости трудоспособного населения на рабочих местах и эффективности использования как рабочих мест, так и рабочей силы. Поэтому достижение полной, продуктивной и эффективной занятости является важнейшей задачей социально-экономической политики в широком смысле, включая и политику занятости, доходов и инвестиционную политику.

Что понимается под экономическим  целесообразным рабочим местом, полной, продуктивной и эффективной занятостью?

Под экономическим целесообразным рабочим местом понимается физическое рабочее место, обеспеченное оборотными средствами (предметами труда, энергией, заработной платой и т.д.) позволяющее  труженику реализовать свой интерес, добиваться высокой производительности труда и иметь достойный заработок, дающий возможность нормально жить и развиваться работнику и  его семье.

Подобные рабочие места  должны заполняться подготовленной рабочей силой. Лучших результатов  можно достигнуть только тогда, когда  профессионально-квалификационная структура  рабочей силы будет соответствовать  структуре рабочих мест, создаваемых  с учетом научно-технического прогресса. Поэтому, если спрос на такие рабочие  места будет удовлетворяться  соответствующим предложением рабочей  силы, то можно говорить о состоянии  равновесия рабочей силы и рабочих  мест. Экономически целесообразные рабочие  места должны быть общественно полезными  и оплачиваемыми. В этом смысле можно  говорить о том, что они являются продуктивными. Но у этой проблемы есть и еще один аспект. Он состоит  в том, чтобы обеспечить не просто полную и продуктивную занятость, но и экономически эффективную занятость.

Под экономически эффективной  понимают такую занятость, которая  обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального  уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Данное определение дает полную характеристику экономической эффективности с качественной стороны. Его недостаток состоит в количественной неопределенности, невозможности измерить с помощью одного показателя. Эта трудность в значительной степени устраняется с помощью системы показателей. Наиболее подходящими, обеспечивающими достаточно глубокое представление об эффективной занятости, являются следующие показатели:

  • уровень занятости населения профессиональным (оплачиваемым) трудом;
  • уровень занятости трудоспособного населения или трудовых ресурсов в общественном хозяйстве;
  • оптимальность распределения трудоспособного населения (или трудовых ресурсов) по сферам общественно полезной деятельности;
  • рациональность структуры распределения трудоспособного населения по профессиям, отраслям и секторам экономики;
  • норма безработицы. Ее соотношение с естественным уровнем безработицы.

Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных его видах, но прежде всего от занятости в народной хозяйстве. Вместе с тем, она раскрывает обратную связь, заключающуюся в том, что сама занятость ориентирована не только на достижение экономических и политических задач, но и на развитие самого человека как высшей ценности, как цели жизнедеятельности общества. Всесторонне развитый человек может более активно и плодотворно участвовать в управлении производством и обществом, в защите окружающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь.

Все виды человеческой деятельности выполняют социальную функцию. Но особая роль принадлежит профессиональному  труду в экономике. Труд является источником материального и духовного  богатства, социального прогресса  и развития человека. Обесценивание  труда, сведение его только к обеспечению  условий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает  его потребности, стимулы. Ослабление трудовой мотивации, зарегистрированное социологами в 90-х годах, негативно  отражается на развитии производства, человека, а, следовательно, и общества. Об этом свидетельствуют падение  производства ВВП, рост теневой экономики, криминогенной ситуации в стране. Поэтому, поднимая значение всех видов деятельности, нельзя недооценивать роль профессионального труда. Другое дело, что занятие трудом должно обеспечиваться не принуждением, а созданием атмосферы уважительного отношения к труду, достойным его вознаграждением.

В переходный период под  влиянием преобразования форм собственности  происходят изменения в структуре занятости, а вместе с ними и определенная трансформация социальной функции труда.

В результате реформ, изменения  структуры занятости в Украине появились новые классы и социальные слои населения: класс капиталистов, олицетворяющий крупный (прежде всего финансовый и торговый) капитал и мелкий капитал (частные работодатели, владельцы мелких предприятий, торговых фирм (лавок), фермеры), класс наемных работников в традиционном (классическом) смысле этого слова, а также крестьяне и ремесленники, существующие за счет собственного труда. Роль этих классов в трудовой деятельности изменилась. Один класс (капиталисты) выступает в качестве организатора производства, торговли, финансов, другой класс — наемные работники — в качестве исполнителя воли первого, третий слой населения — самозанятые (крестьяне, ремесленники, лица свободных профессий) — совмещают обе эти роли.

Переход к рыночным отношениям характеризуется также значительным увеличением доли населения, занятого в режиме неполного рабочего времени, неполной недели. Происходят изменения  в сфере образования, среди занятых учебой. Появились частные высшие учебные заведения, лицеи, гимназии. Увеличился прием в аспирантуру и докторантуру. Эти изменения связаны как с высоким статусом образования, дающего более устойчивое положение в обществе, так и с появившейся новой функцией образования — временной социальной защиты. Так, высшая школа отодвигает проблемы безработицы на 4 – 5 лет, спасает от непопулярной в настоящее время службы в Вооруженных Силах Украины. Этим можно объяснить факты получения образования по специальностям, не котирующимся сегодня па рынке труда.

Определенную социальную функцию выполняет занятие домашним хозяйством, особенно воспитанием детей.

Новым социальным явлением для Украины за последние десятилетия  стала безработица. Частично безработица  выполняет позитивную социальную функцию. Перерыв в работе используется для  переподготовки рабочей силы и занятости на новом рабочем месте. В целом же безработица дает тяжелые социальные последствия. Все увеличивающая доля граждан занимает маргинальное положение, остается без определенных занятий, живет случайными заработками, прозябает в крайней нищете. Возращение таких безработных к полноценной жизни затруднительно. Это значит, что отсутствие занятости (выполняемой ей социальной функции) ведет к негативным последствиям и для человека, и для общества.

Таким образом, социальная функция  разнообразных видов занятости способствует развитию человека и общества, и наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблем занятости. В этих целях нужна активная политика государства.

В связи с ограниченностью  финансовых ресурсов на осуществление  программ занятости, важной проблемой становится определение их эффективности. В мировой практике известно несколько подходов к решению этой проблемы. Среди них: сравнение показателей трудоустройства и последующей трудовой карьеры, сравнение расходов на соответствующие программы с потенциальными налоговыми поступлениями от трудовой деятельности лиц, вернувшихся в эту сферу после участия в тех или иных программах; сравнительная характеристика стоимости программы и ее результатов; оценка эффективности политики занятости.

Оценка эффективности  политики занятости осуществляется по формуле:

СЭПЗ = ЧПСУ/ЧБк ,

где СЭПЗ — эффективность  политики занятости в течение календарного периода;

ЧПСУ — численность  безработных, снятых с учета по всем основаниям (трудоустроены, оформлены на досрочную пенсию и т.д.) в течение календарного периода;

Информация о работе Контрольная работа по "Экономика труда"