Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 00:05, контрольная работа
1. Владелец концертного зала стремится получить максимальную выручку от продажи билетов на концерт популярной рок группы. Спрос на концерт описывается уравнением Qd = 100 – P, где Q – количество билетов, в десятках штук; P – цена одного билета, руб. Какую цену установит владелец концертного зала и какую выручку он получит?
2. В современной экономической теории в настоящий момент нет однозначного представления о том, действительно ли монополия наносит ущерб обществу. С одной стороны, совершенная конкуренция создаст условия для удовлетворения и сегодняшних потребности общества с наименьшими затратами, так как в этом случае фирмы не имеют экономической прибыли.
1. Выручка= Р*(100-Р)
находим производную и приравниваем к 0: В'=100-2Р=0,
Р=50,
Q=100-50=50,
Выручка=2500
2. В современной экономической теории в настоящий момент нет однозначного представления о том, действительно ли монополия наносит ущерб обществу. С одной стороны, совершенная конкуренция создаст условия для удовлетворения и сегодняшних потребности общества с наименьшими затратами, так как в этом случае фирмы не имеют экономической прибыли. С другой стороны, монополия, получая экономическую прибыль, имеет возможность финансировать перспективные исследования и рискованные инновационные проекты, что также необходимо обществу. Ваше мнение по данной проблеме. Ответ аргументируйте.
Проблема монополизма в
К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.
Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно технического прогресса, так как нет конкуренции.
С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний на данном этапе отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Учитывая двойственный характер монополистических
объединений, правительства стран
с развитой рыночной экономикой стараются
в какой-то мере противостоять монополизму,
поддерживая и поощряя
Теоретические основы исследования монополии.
понятие, как
теория монополии. В рамках этой теории
монополия рассматривается
С точки зрения рыночной структуры
С точки зрения рыночного поведения
С точки зрения рыночных итогов.
Рассматривая каждый из этих аспектов
в отдельности следует
Здесь, так же будет уместным привести ещё одно определение монополии:
“Монополия – это такое
Давая же определение монополии
с точки зрения рыночного поведения,
теория монополии изучает
оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
монопольно высокими ценами
ограниченной готовностью
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установление монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. Создание крупных корпоративных структур и их транснационализация тесно связана с монополизацией хозяйственной жизни, конкуренцией на товарных рынках. Исторически крупные корпоративные структуры рассматривались именно как монополии, и в них до недавнего времени видели больше негативного, огранивающего свободную конкуренцию, чем позитивного, способствующего союзу государства и предпринимателей, а также привлечению инвестиций. Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Так же при анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - одно, «полио» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использование термина монополия, а тем более «читая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорения способствует извлечению монопольно – высоких прибылей. Крупные фирмы, обладающие значительно высокой властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упорядочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом, но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут и задерживать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
Существует два способа образования монополий: посредствам капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.
Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовало давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространения и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.
Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. От концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширении роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменения экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.
В конце XIX в. возникла реальная угроза для функционирования конкуренции (необходимого атрибута рынка) в виде монополистических образований в экономике. Отношения конкуренции постепенно приобрели новые формы. Понятие отрасли утратило жесткость очертаний вследствие дифференциации продукции и роста числа многоотраслевых компаний. В результате экономика ХХ в., несмотря на постоянно усиливавшийся процесс монополизации (а точнее, благодаря ему), характеризовалась одновременным ростом как силы крупных хозяйствующих субъектов, так и интенсивности конкурентной борьбы в общей системе хозяйственных отношений. Наряду с этим с целью укрепления своей конкурентоспособности на протяжении всего столетия устойчиво нарастали масштабы и глубина координации экономических действий между субъектами рынка. Количество выпускаемой продукции перестало определять конкурентные позиции фирмы. На смену ему пришло качество, способность с наивысшей эффективностью удовлетворить растущие потребности покупателя. Постепенно произошли изменения в структуре затрат фирм. Стремление к повышению конкурентоспособности породило тенденцию к росту удельного веса постоянных издержек фирмы, что увеличило ее потери при колебаниях в объеме производства и сбыта продукции. Это ограничило возможности крупных фирм управлять размером прибыли через сокращение выпуска.
Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. “Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода”[3] (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке, проще говоря – это дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Чтобы получить сверхприбыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. А противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении.
Монополии овладевают
Так, монополистические объединения стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли. Это позволяет устанавливать монопольно высокую цену, превышающую общественно необходимые затраты труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложения. В данном случае, монопольный доход представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий. Обогащение монополий за сет повышенных цен – одно из решающих причин инфляции.
“Монополия стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополии. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно – необходимых затрат труда.”[4] В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара ( или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом их нормального дохода продавцов.
Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличивать объем продажи, но уже по сниженным ценам.
Может показаться, что монополия
и конкуренция совершенно
В современных условиях капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.
Для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство среднего и предельного доходов и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.
«Почему кривая предельного
спроса лежит ниже кривой
Эластичность
спроса является важным
Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо
на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.
Таким образом, на рынках
несовершенной конкуренции
Разница между ценой и
предельным доходом зависит от
эластичности спроса на
В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:
1. эластичность рыночного