Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 00:05, контрольная работа

Описание работы

1. Владелец концертного зала стремится получить максимальную выручку от продажи билетов на концерт популярной рок группы. Спрос на концерт описывается уравнением Qd = 100 – P, где Q – количество билетов, в десятках штук; P – цена одного билета, руб. Какую цену установит владелец концертного зала и какую выручку он получит?
2. В современной экономической теории в настоящий момент нет однозначного представления о том, действительно ли монополия наносит ущерб обществу. С одной стороны, совершенная конкуренция создаст условия для удовлетворения и сегодняшних потребности общества с наименьшими затратами, так как в этом случае фирмы не имеют экономической прибыли.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 100.18 Кб (Скачать файл)

Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той  информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа  сбытовой фирмы, объема продаж при различных  ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и  т.д.

2. количество фирм на рынке.  Однако само по  себе  количество  фирм еще не дает представления  от том, насколько рынок монополизирован.

Пример: оценим степень монополизации  рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего  объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между другими  тремя фирмами, и когда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.

Индекс рыночной концентрации составит:

В первом случае Н=802+6,672+6,67:1+6,672=6533;

Во втором случае Н=252*4=2500

В первом случае степень монополизации  рынка выше.

3. Поведение фирм на рынке.  Если фирмы на рынке будут  придерживаться стратегии жесткой  конкуренции, снижать цены для  захвата большей доли рынка  и вытеснение конкурентов, цены  могут снизиться почти до конкурентного  уровня (равенство цены и придельных  издержек). Монопольная власть и  соответственно монопольные доходы  фирм уменьшается. Однако получение  высоких доходов очень притягательно  для любой фирмы, поэтому вместо  агрессивной конкуренции более  предпочтителен явный или тайный  сговор, раздел рынка.

  Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усилие открытости российской экономики для мирового хозяйства приведет к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложнит положение отечественных монополистов.

Монополия и эффективность.

Современные монополии снижают  экономическую эффективность по крайней мере по трем причинам.

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во – вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится  к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений.

 В - третьих, барьеры для  вступления новых фирм в монополизированные  отрасли, а также огромные силы  и средства, которые монополисты  тратят на сохранение и укрепление  собственной рыночной власти, оказывают  сдерживающие воздействие на  экономическую эффективность. Мелким  фирмам с новыми идеями трудно  пробиться на монополизированные рынки. Но несмотря на негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), можно выделить и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:

1. совершенная конкуренция требует  от каждого производителя использовать  наиболее эффективную технику  технологию из уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то время как монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.

2. высокие барьеры, которые существуют  для входа новых фирм в отрасль,  дают олигополиям и монополиям  уверенность в том, что экономическая  прибыль, которая является результатом  использования в производстве  научно-технических достижений, сохранится  долгое время и инвестиции  дадут долговременную отдачу.

3. получение монопольной прибыли  за счет более высоких цен  является стимулом инновационной  деятельности. Если бы вслед за  каждым нововведением, снижающим  издержки, следовало понижение цен,  то причин для развития инновационных  процессов не существовало бы.

4.монополия стимулирует конкуренцию,  так как монопольно высокие  прибыли являются крайне привлекательными  для других фирм и поддерживают  стремление последних войти в  отрасль.

5. в отдельных случаях монополия  способствует снижению издержек  и реализации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция  в таких отраслях привела бы  к росту средних затрат и  снижению эффективности. Во всех  странах с рыночной экономической  действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие  монопольную власть.

Пожалуй, важнейшей проблемой антимонопольного регулирования является высокая  степень административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных  государственных органов управления.

Одним из специфических обстоятельств, характерных для  современного периода  развития России, является то, что решение  задачи преодоления элементов чрезмерного  государственного административного  монополизма предполагает в ближайшей  перспективе определённое оживление  самого же этого монополизма. Так  получается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм - большое  зло, но становление эффективных  рыночных структур, ускоренный выход  страны из состояния глубокого кризиса  не могут быть осуществлены без усиления прямого вмешательства государства в экономику.

В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий  – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти  и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги – тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются государством, либо они находятся в его собственности. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного

регулирования существенно сократились  в результате появления новых  подходов к формированию и регулированию  соответствующих рынков в связи  с технологическими нововведениями.

Антимонопольная политика должна представлять собой защиту и усиление конкуренции  путём создания препятствий для  возникновения, использования или  защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования  необходимо для:

обеспечения баланса интересов  потребителей (доступные цены) и  предприятий (финансовые результаты привлекательные  для кредиторов и новых инвесторов);

определения структуры тарифов  на основе принципов справедливого  и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов  потребителей;

стимулирования предприятий к  сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению  эффективности инвестиций;

создания условий для развития конкуренции, например, обеспечения  открытого равного доступа конкурентов  к информационным сетям.

Для демонополизации экономики  и развития конкуренции следует:

наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд;

ввести жёсткие меры противодействия  региональным властям, препятствующих свободе перемещения товаров  и капитала;

совершенствовать правовое регулирование  использования  государственных  средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

согласовать антимонопольное законодательство страны, адаптировать конкурентную политику к международным принципам и  правилам.

   Как считалось до недавнего  времени, высокая экономическая  эффективность естественных монополий  делает абсолютно недопустимым  их дробление. Большинство стран  Европы и уже некоторые страны  в мире монополизировали свои  энергосистемы. Монополизирование всей энергосистемы страны – это продажа акций электроэнергетики, а значит передача всей энергетической системы владельцу с большинством акций -  человеку, который может назначить любые тарифы, иметь полное владение всем энергоснабжением России. Кроме того, от цен на электроэнергию сильно зависит промышленность нашей страны. Комбинаты, представляющие собой тяжелую промышленность, металлургию, не могут работать убыточно, ведь затраты на электроэнергию у такого рода предприятий слишком огромны.

    Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред. Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

И это не абстрактная теория. Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий на вздутые железнодорожные тарифы, сверх быстро растущие цены на энергию и т.п.

 

  Заключение.

·   Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый  продукт в известной степени  уникален, велики барьеры вступления в отрасль.

·   Сущность монополии характеризуется  следующими моментами:

1. Монополия возникает из господства в производстве;

2. Господствуя в производстве, монополия  господствует на рынке;

3. Благодаря монопольным ценам  монополия получает монопольно  высокую прибыль;

·   Главной целью монополиста  является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;

·   Главной целью всякой антимонопольной  политики является пресечение монополистических  злоупотреблений;

·   Российские монополии в  большинстве своем естественные и формировались по координально иному пути, нежели зарубежные;

·   Основной путь борьбы с негативными  сторонами естественных монополий  состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные  товары и/или за объемом их производства;

·   В случае искусственного монополизма  основным направлением регулирования  является противодействие формированию таких монополий, а порой и  разрушение уже сложившихся;

·   Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень  большой доли рынка в руках  одной фирмы, либо переплетения ведущей  фирмы с конкурентами;

·   При определении степени  концентрации в той или иной отрасли  государство обычно ориентируется  на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число  занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения  товара концентрирует данная фирма;

·   В практике проведения антимонопольной  политики постоянно сосуществуют два  подхода, имеющие свои достоинства  и недостатки: поведенческий критерий применения санкций, структурный критерий применения санкций;

·   Практика антимонопольного регулирования  искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода.

·   Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени  монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная  конкуренция; создание новых предприятий.

·   Основными законами, регулирующими  монополии, являются закон «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» и  закон «О естественных монополиях».

В данной работе рассмотрены основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Есть еще одна проблема, заключающаяся  в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий  — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат  более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость  ассортимента.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"