3. Охарактеризуйте основные
этапы развития предмета экономической
теории. По каким направлениям
шло его расширение? Какие вопросы
выпадали из поля зрения экономической
теории и почему?
В развитии предмета экономической
теории можно выделить три этапа:
экономия, политическая экономия, экономика.
Истоки экономической мысли уходят своими
корнями в глубокую древность. Уже первобытные
люди владели зачатками экономических
знаний, имели определенные представления
об отношениях, складывающихся между членами
первобытной общины по поводу производства,
распределения, обмена и потребления жизненных
благ. Однако эти представления еще не
выделились в самостоятельную область
знаний и существовали в рамках нерасчле-
ненного, синкретического общественного
сознания, ведущей стороной которого была
религия С возникновением первых классовых
обществ на древнем Востоке в центре экономической
мысли оказались проблемы организации
и управления государственным (царско-храмовым)
хозяйством, в результате чего появились
специальные произведения ("Поучения
гераклеопольского царя своему сыну Мерикару",
"Артхашастра", "Гуаньцзы"), а
также теории (учение Конфуция и др), направленные
на поддержание стабильности в государстве
и обществе. Однако взгляды древневосточных
мыслителей оказали лишь косвенное влияние
на становление экономической науки, которая
родилась в лоне европейской цивилизации
Экономическая теория первоначально возникла
в античном обществе как экономия — наука
о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее
целью было воспитание достойных граждан.
Термин "экономия" впервые предложен
Ксенофонтом Встречается он и у Аристотеля
(384—322 гг. до н. э) в рамках учения о справедливости
(Аристотель. "Политика". Кн. 1, 1256b—1258b)
Аристотель различал два вида хозяйственной
деятельности: экономию — хозяйство ради
самообеспечения и хрематистику — хозяйство
с целью обогащения Он считал справедливой
экономию, основанную на натуральном хозяйстве,
поскольку именно она составляла основу
античного общества К экономии Аристотель,
правда, относил и рознич- ную торговлю,
поскольку в ней, по его мнению, решающую
роль играло удовлетворение потребностей.
Аристотель критически относился к хрематистике,
считая, что искусство делать деньги, функционирование
торгового и ростовщического капитала
имеют источником богатства обращение,
поэтому хрематистика, с точки зрения
Аристотеля, противоестественна. Определенные
успехи в решении проблем организации
и управления рабовладельческой виллой
(типичным средних размеров хозяйством
зажиточных граждан) были достигнуты римлянами.
Наивысшее развитие эти вопросы получили
в трудах римских агрономов Катона ("О
земледелии"), Варрона ("Сельское
хозяйство"), Колумеллы ("О сельском
хозяйстве") и в энциклопедическом сочинении
Плиния Старшего ("Естественная история".
Кн. XIV и XV). Проблемы частной собственности
глубоко анализировались римскими юристами
("Институции" Гая, Кодексы Грегория
и Гермогена, Сборник императорских институций
Феодосия II, Дигесты, Кодекс Юс-тиниана).
Важной проблемой, которую
разрабатывала экономическая мысль
античности, было рабство. В его
трактовке античное общество
прошло длинный путь от полного
оправдания рабства как ''удела
варваров", когда раба считают
"одушевленным орудием труда",
"имуществом, приносящим доход"
(в трудах Аристотеля), до признания
принципиального равенства между
всеми людьми (в произведениях
раннего христианства). С идеей
равенства тесно связано утверждение
всеобщей обязанности труда: труд
является основой жизни людей,
поэтому и распределение должно
осуществляться по труду. Моральному
осуждению в раннехристианской
литературе подвергаются социальное
неравенство и ростовщичество. Радикальные
моменты первоначального христианства
являлись идейными источниками
крестьянско-плебейских ересей средневековья
и утопического социализма. Различие заключалось
лишь в том, что экономические вопросы
в эпоху феодализма трактовали с позиций
Священного писания в рамках канонического
права. Христианское вероучение стало
важным средством для преодоления характерного
для античности презрительного отношения
к труду. В средневековую эпоху, когда
индивид поглощается корпорацией, а личность
заслоняется обществом, школа приобретает
огромное значение. Само слово "схоластика"
обязано своим происхождением школе. Принадлежность
к школе определяет темы исследований,
их идейную направленность и метод доказательства.
Это касается и канонического права, с
помощью которого пытались регулировать
экономические процессы. Дело в том, что
экономическая доктрина канонистов была
скорее сводом правил поведения индивидов
в соответствии с принципами всеобщей
справедливости, чем обобщением реальных
фактов экономической жизни. Экономические
проблемы рассматривались с позиций морали,
моральной справедливости, с позиций общего
блага как конечного критерия деятельности
людей. Таким образом, в экономии нормативный
аспект господствовал над позитивным,
иррациональный (мифотворческий) — над
рациональным (научным), должное — над
сущим, дедуктивный метод — над индуктивным.
Вопросы управления вотчинным хозяйством
получили определенное развитие в произведениях
монахов. Монастыри выступали как организаторы
крупного, нередко хорошо налаженного
сельскохозяйственного и ремесленного
производства Экономические представления
средневековых бюргеров отражены в цеховых
уставах и городском праве. Цеховые уставы
осуществляли мелочную регламентацию
производства каждого из членов корпорации.
Ее целью было ограничение конкуренции
как внутри самого цеха, так и со стороны
деревенского и другого не цехового ремесла.
Это способствовало стабилизации
рынка, однако в то же время
ограничивало капиталистические
потенции цехового строя. Поэтому
в дальнейшем цеховые уставы
стали препятствовать экономическому
развитию. Укрепление городского
строя, с одной стороны, и
постепенный переход крестьян
с барщины на натуральный, а
позднее и денежный оброк, с
другой, обострили противоречия
между городом и деревней, соотношение
цен между городскими ремесленными и деревенскими
сельскохозяйственными товарами отражало
столкновение классовых интересов. Поэтому
стала актуальной разработка учения о
"справедливой цене", т. е. такой цене,
которая, по мнению средневековых ученых-схоластов
(Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скотт, Уильям
Оккам и др.), не только возмещала бы издержки
производства и обращения, но и обеспечивала
бы соответствующее каждому сословию
существование "Справедливая цена"
Библейские тексты широко использовались
также для осуждения ростовщичества как
противоестественного средства обогащения,
как стяжательства, губящего человеческую
душу. Начав с запрещения ростовщичества,
католическая церковь постепенно сдавала
одну позицию за другой и закончила тем,
что к концу средневековья фактически
легализовала его Достаточно было представить
процент как результат "труда", "расходов",
"риска" или облечь в форму "товарищества",
чтобы избежать осуждения церкви.? В условиях,
когда христианство освящало существовавший
феодальный строй, движение вперед было
невозможно без реформы католической
церкви. В борьбе с католицизмом теоретики
Реформации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли,
Жан Кальвин) использовали антисословную
направленность первоначального христианства.
Ж. Кальвин идет дальше, развивая учение
о божественном предопределении Если
ты правильно понял свое назначение, деятельности
будет сопутствовать успех, который находит
свое конечное выражение в росте денежною)
богатства Идея равенства и справедливости
в отношениях между людьми трансформировалась
в идею эквивалентности обмена товаров,
идея честного труда — в обоснование буржуазного
предпринимательства и т. д. Мечты об устройстве
будущего справедливого общества отразились
в социальных утопиях позднего средневековья
(Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.). Становление
капитализма предопределило возникновение
самостоятельной науки — политической
экономии. В центре ее внимания первоначально
находилась не сфера производства, а сфера
обращения Развитие мировой торговли
способствовало повышению роли купечества.
Выразителем его интересов стала первая
школа, возникшая в политической экономии,
— меркантилизм (XVI—XVIII вв. Объектом
наблюдений стала капиталистическая торговля,
а предметом пристального внимания —
движение денег и товаров между отдельными
странами. Меркантилисты не были пассивными
наблюдателями, они пытались активно воздействовать
на экономическую жизнь с помощью абсолютистского
государства. Торговая буржуазия стремилась
выдать свою точку зрения за национальный
общегосударственный интерес. Протекционистская
политика стала выражением временного
союза дворянства и торговой буржуазии
В своем развитии меркантилизм прошел
два этапа Ранние меркантилисты, сторонники
денежного баланса, выступали против вывоза
золота и серебра из страны. Поздние меркантилисты,
сторонники системы торгового баланса,
допускали вывоз драгоценных металлов,
если в целом в торговле достигается положительное
сальдо. Они выступали за промышленную
переработку сырья и использование выгод
транзитной торговли. Их взгляды уже отражают
интересы не только купеческого, но и промышленного
капитала. Однако они не замечали всей
глубины противоречивого развития капитализма
и судили об этом процессе главным образом
по внешнему его проявлению в сфере обращения.
К тому же и это проявление они понимали
односторонне. Литература меркантилизма
носила главным образом эмпирический,
практический характер. Формирование
классической полити- Классическая политическая
. й , , ческой экономии было подготовлено
экономия — философия " . „ . развитием
капитализма. Ее первы- рыночного хозяйства
. „ г ми представителями были Уильям Петти
(1623—1687) в Англии и Пьер Буагильбер (1646—1714)
во Франции. Оба они предприняли попытку
свести стоимость к труду и тем самым сделали
решающий шаг в сторону трудовой теории
стоимости, искавшей источник капиталистического
богатства в сфере производства. Во Франции
ведущей отраслью оставалось земледелие.
Поэтому представители французской классической
политической экономии — физиократы (Ф.
Кенэ, А. Тюрго и др.), источник прироста
капитала искали в земледелии, а "чистый
доход" рассматривали как дар природы.
Глава школы физиократов Франсуа Кенэ
(1694—1774) заложил основы теории воспроизводства
общественного капитала, создав первую
макроэкономическую модель. Ее основу
составляло движение совокупного общественного
продукта между тремя классами граждан
нации: классом земельных собственников,
производительным (к которому он относил
земледельцев) и непроизводительным классом
(к которому он относил всех лиц, не связанных
с земледелием). Распространение мануфактурного
и становление машинного производства
означали создание адекватной материально-технической
базы капитализма. Классики политической
экономии пытаются открыть источник капиталистического
богатства уже в сфере производства. Адам
Смит (1723—1790) выяснил условия производства
и накопления богатства. В основе его концепции
лежит идея "неуравнительного равенства".
Каждый человек уникален, он обладает
данными от природы (или благоприобретенными)
способностями. Эти различия индивидов
становятся общественно значимыми благодаря
обмену и торговой деятельности. Их односторонность
и ограниченность превращаются в их достоинство,
так как специализация повышает производительность
труда. Обмен, минимизируя издержки, заставляет
людей становиться "глубокими специалистами
в узкой области". Индивиды становятся
полноправными членами общества, необходимыми
друг другу благодаря своей специализации.
Обмен, в результате, играет двоякую роль:
"подключает" отдельных людей к цивилизации
и развивает их потребности, способствуя
всестороннему развитию личности. В своем
главном экономическом сочинении "Исследование
о природе и причинах богатства народов"
(1776) А. Смит придавал решающее значение
разделению труда как основному фактору
повышения производительной силы. Мануфактурный
труд, отмечал он, дробит единый процесс
труда на мельчайшие операции, значительно
упрощая их. В этом заключается общественный
прогресс, соединяющий специфичное и всеобщее,
труд отдельного работника и труд вообще.
Именно труд вообще, существующий
в рамках общественного разделения
труда, А. Смит провозглашает
источником материального богатства
при капитализме. Стремясь не
только проникнуть в сущность
капиталистического производства,
но и описать внешние формы
его проявления, он дал четыре
определения стоимости, что породило
многочисленные противоречия, которые
попытался преодолеть Давид Рикардо
(1772—1823). В центре внимания Рикардо находится
уже не сфера производства, а сфера распределения,
что отражается и на определении предмета
политической экономии. Он открыто формулирует
экономическую противоположность классов
буржуазного общества — капиталистов
и пролетариата, что позволило некоторым
из его учеников — социалистам-рикардианцам
(Т. Годскин, У. Томпсон и др.) — сделать
революционные выводы. Заслуга Д. Рикардо
заключается в том, что он попытался построить
систему категорий политической экономии
на основе трудовой теории стоимости.
Однако полностью выдержать монистический
принцип ему не удалось. Отчасти это произошло
потому, что он дал двойственный принцип
определения стоимости (трудом и редкостью),
отчасти потому, что он некритически заимствовал
понятия из обыденной жизни ("цена труда"
и т. п.), отчасти из-за того, что он пытался
прямо и непосредственно свести сложные
категории капиталистической действительности
к определению стоимости трудом В результате
возникали противоречия, которые ни сам
Рикардо, ни его ученики так и не смогли
разрешить. На смену монистической концепции
Д. Рикардо приходит плюралистическая
концепция факторов производства, фактически
похоронившая трудовую теорию стоимости
К такому же результату пришли и противники
школы Рикардо (Т. Р. Мальтус, С. Бейли, Н.
У. Сениор, Ж. Б. Сей). Уже Т. Р. Мальтус осуществил
переход от закона стоимости к теории
спроса и предложения. С. Бейли прямо отождествил
стоимость с меновым отношением, а Н. У.
Сениор пытался найти основания меновых
отношений в психологических ощущениях
человека (теория воздержания) Попытку
примирить различные течения экономической
мысли предпринял Джон Стюарт Милль (1806—1873)
Однако в центре его исследований оказалась
не теория стоимости как таковая, а теория
спроса и предложения. Фактически его
интересовала не стоимость как основа
цены, а различные факторы, влияющие на
нее, и механизм ценообразования в целом.
Завершая краткую характеристику политической
экономии богатства, отметим особый вклад
Жана Шарля Леонара Симонда де Сисмонди
(1773—1842). Для Сисмонди важно уже не столько
абсолютное увеличение капиталистического
богатства, сколько его относительный
рост — рост, соотнесенный с динамикой
населения, размерами его потребления.
Свободная конкуренция способствует,
по его мнению, не только развитию буржуазного
индивидуализма, чувства личной свободы,
ответственности и инициативы, она заражает
общество утилитаризмом. Подведем итоги.
В отличие от меркантилистов классики
политической экономии (Ф Кенэ, А. Смит,
Д. Рикардо и др) искали источник капиталистического
богатства в сфере производства. Однако
в центре внимания даже лучших представителей
классической политической экономии был
не сам общественный процесс производства,
а в основном лишь внешний его результат
— капиталистическое богатство. А. Смит
уделял наибольшее внимание условиям
его производства и накопления, Д. Рикардо
— распределения, С. де Сисмонди — потребления
По мере того как борьба с феодальной идеологией
уходила на задний план, философия хозяйства
вытеснялась практическими рекомендациями.
Если А. Смит колебался между эзотерическим
и экзотерическим подходами, между теорией
стоимости и теорией цены, то у учеников
(Р. Торренс, Дж. Милль, Д. Р. Мак-Куллох)
и противников (Т. Р. Мальтус, С. Бей- ли,
Н. У. Сениор) Д. Рикардо теория цены вытесняет
теорию стоимости, теория факторов производства
— трудовую теорию, анализ конкретных
ситуаций — теоретические абстракции
Экономические кризисы перепроизводства,
обострение классовой борьбы между пролетариатом
и буржуазией все настойчивее ставили
вопрос о внутренних противоречиях капитализма.
Феодальный, мелкобуржуазный, "истинный",
консервативный и критически-утопический
варианты социализма предлагают свои
рецепты решения конфликта между неудовлетворенной
и ищущей личностью, отчужденной от общества,
и буржуазной социальной средой. Неудивительно
поэтому, что для большинства таких теорий
характерны элементы романтизма и утопизма
(С. де Сисмонди, П. Ж. Пру- дон и др.).
Более последовательно — К. Марксом
и Ф.' Энгельсом (учение о двойственном
характере труда, теория прибавочной стоимости).
Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895)
первоначально разделяли идеи революционного
романтизма. Движение от романтического
дуализма к историческому монизму началось
у Маркса с критики государства и права.
Лишь постепенно К. Маркс и Ф Энгельс переходят
от критики буржуазной и мелко- буржуазной
идеологии к критике "гражданского
общества", порождавшего эту идеологию.
Успеху исследований К. Маркса в немаловажной
степени способствовала совершенная им
революция в методе исследования. Используя
достижения немецкой классической философии,
К. Маркс впервые успешно применил метод
материалистической диалектики к анализу
социально-экономических явлений. Это
позволило ему не только дать критику
предшествовавшей политической экономии,
но и поставить перед собой задачу рассмотреть
систему категорий и законов капиталистического
способа производства с позиций рабочего
класса. К Маркс и Ф Энгельс не ограничивались
исследованием капитализма. На протяжении
всей жизни они изучали докапиталистические
способы производства, высказали ряд интересных
мыслей о будущей коммунистической формации
и тем самым заложили основы политической
экономии в широком смысле слова. Политическая
экономия стала рассматриваться как наука,
изучающая производственные отношения
последовательно сменяющих друг друга
общественных формаций. Важную роль в
дальнейшем развитии ортодоксальной марксистской
политической экономии сыграли исследования
Владимира Ильича Ленина (1870—1924) Центральное
место в работах В. И. Ленина 90-х гг. занимает
теория товарного производства. Это связано
с анализом теоретических концепций экономистов
— либеральных народников по вопросу
о роли рынка в развитии капитализма. Ленинский
анализ имел большое значение для исследования
становления рыночной экономики на периферии
капиталистического мира. В. И. Ленин показал,
что политическая экономия изучает не
только наиболее развитые страны, но и
переходные отношения от одного способа
к другому и даже различные варианты (модели)
такого перехода. Обобщая обширную экономическую
литературу и опираясь прежде всего на
работы Дж. А. Гобсона, Р. Гильфердинга
и Н. И. Бухарина, В. И. Ленин охарактеризовал
основные признаки монополистического
капитализма, выявил тенденции его перерастания
в государственно-монополистический капитализм.
Ленинская теория империализма хотя и
преувеличивала степень кризиса капиталистической
экономики, однако помогла более глубоко
осмыслить всемирное хозяйство как предмет
экономической теории, дала ключ к исследованию
различных аспектов интернационализации
хозяйственной жизни как органических
составных частей, как взаимосвязанных
сторон единого целого. Ленинские работы
были направлены и на конкретизацию представлений
К. Маркса и Ф. Энгельса о коммунистической
формации, однако попытка реализовать
эти идеи в крестьянской России не увенчалась
успехом и привела к искажению первоначального
марксизма. Освоение марксизма в СССР
в 20-е гг. вылилось в серию дискуссий по
узловым проблемам экономической теории
(о предмете политэкономии, об азиатском
способе производства, о двойственном
характере труда, о законе — регуляторе
социалистической экономики и т. д) По
мере становления и укрепления культа
личности "большие дискуссии" прекращаются.
Им на смену приходит слепое подчинение
авторитету. Происходит искусственное
сужение источников марксизма вследствие
отрыва от лучших достижений западной
экономической мысли и репрессий против
отечественных "немарксистов". Самоизоляция
сталинизированного марксизма прикрывалась
тезисом о нарастающей вульгаризации
немарксистской политической экономии.
Неудивительно, что в этих условиях на
первый план выдвигались идеологические
аспекты политэкономии в ущерб всем остальным.
По мере углубления экономических противоречий
происходило "закрытие" остроактуальных
тем и сужение их эмпирической, статистической
базы, что вело в конечном итоге к 'вырождению
практической функции политической экономии
и упадку ее научного авторитета.