Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Как говорит само название, экономическая история – это наука, изучающая историю экономики. Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием. Более подробно, экономическая история рассматривает историю сельского хозяйства, промышленности, торговли, финансов, историю различных экономических процессов (индустриализации, урбанизации, монополизации и т. п.), историю экономических институтов (налоги, цены, заработная плата и т.д.).

Файлы: 1 файл

история экономики.docx

— 95.64 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Введение

1вариант.предмет Как говорит само название, экономическая история – это наука, изучающая историю экономики. Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием. Более подробно, экономическая история рассматривает историю сельского хозяйства, промышленности, торговли, финансов, историю различных экономических процессов (индустриализации, урбанизации, монополизации и т. п.), историю экономических институтов (налоги, цены, заработная плата и т.д.).

Экономическая история –  сравнительно молодая наука, она  зародилась в середине XIX века, выделившись  из политической экономии. У истоков  экономической истории стояли английские ученые А. Тойнби, Дж. Эшли, немцы К. Бюхер, М. Вебер, русские М. Ковалевский и Д. Виноградов. Основной задачей экономической истории было изучение развития экономики в прошлом и поиск закономерностей этого развития для того, чтобы сделать возможным прогнозирование будущего. Эта задача является особенно актуальной ввиду неравномерности развития экономики, наличия периодических подъемов и спадов. Пионерами изучения экономической конъюнктуры прошлых столетий были французские историки Франсуа Симиан (1873-1935) и Эрнест Лабрусс (1895-1972), а так же русский экономист Николай Кондратьев (1892-1938). Эти исследователи впервые стали изучать динамику экономических показателей на протяжении длительных, более чем столетних, временных периодов. В их трудах экономическая история превращалась в статистические описания, в длинные ряды чисел, характеризующих производство, цены, заработную плату. Эти ряды чисел анализировались математическими методами с целью выявления циклических закономерностей. Уже в первых работах Симиана и Лабрусса, были выявлены периодические колебания цен и реальной заработной платы в XVI-XVIII веках. Таким образом, была обнаружена повторяемость исторических процессов – то есть были найдены объективные закономерности экономического развития. Правда, ни Симиан, ни Лабрусс поначалу не понимали природы обнаруженных колебаний, смысла открытых ими закономерностей. Понимание пришло нескоро, для решения проблемы понадобилось труды многих исследователей из разных стран. Лишь два десятилетия спустя, в 1950-х годах, было признано, что циклические колебания имеют демографическую природу.

Влияние демографического фактора  на течение исторического процесса отмечалось многими философами, начиная  с античных времен.  В трудах Платона, Аристотеля, Хань Фэй-цзы рост численности населения связывался с опасностью перенаселения, которое приводило к нехватке пахотных земель, к недостатку продовольствия, бедности, голоду  и восстаниям бедняков.

Начало исследования проблемы перенаселения в Новое время  связано с именем основателя демографической науки Томаса Роберта Мальтуса. По теории Мальтуса численность населения возрастает со временем, как геометрическая прогрессия. Мальтус утверждал, что при благоприятных условиях население возрастет за 25 лет в 2 раза, за 100 лет - в 16 раз, за 200 лет - в 256 раз! Рассуждая подобным образом, Мальтус пришел к выводу, что численность населения возрастает намного быстрее, чем средства производства, что перенаселение и голод являются неразлучными спутниками человеческого общества.

Теоретическое описание процесса роста населения было впервые  сделано американским демографом Раймондом Пирлом. Пирл показал, что рост населения (в первом приближении) описывается так называемым логистическим уравнением; решение этого уравнения называется «логистической кривой». Логистическая кривая сначала довольно быстро растет; эта фаза развития называется фазой роста. Через некоторое время кривая приближается к асимптоте, поворачивает и далее движется вдоль асимптоты. Это означает, что популяция приблизилась к границам экологической ниши и голодная смертность скомпенсировала естественную рождаемость. В этой фазе плотность населения достигает наибольшего значения, и мы будем называть ее фазой Сжатия. Отношение текущей численности населения к максимально возможной называется демографическим давлением. Другими словами, демографическое давление – это степень заполнения экологической ниши. Поскольку продовольственные ресурсы остаются ограниченными, то по мере роста населения соответственно убывает душевое потребление (вторая кривая на рис. 1).

Движение населения по логистической кривой называется демографическим циклом. Конечная стадия демографического цикла отличается неустойчивостью, случайные колебания внешних факторов (например, войны или повторяющиеся неурожаи) могут привести к демографической катастрофе - гибели значительной части населения, после чего демографическое давление падает и начинается новый демографический цикл.

Первое описание демографического цикла в истории конкретной стран  – в данном случае, Китая –  принадлежит русскому востоковеду  Е. Е. Яшнову. Е. Е. Яшнов указывал, что  в начале нового цикла крестьяне  численность населения мала и  имеются значительные ресурсы свободных  земель.. В благоприятных условиях численность населения начинает быстро расти, и через некоторое время все поля оказываются распаханными, обнаруживается недостаток пахотных земель. Размеры наделов уменьшаются, крестьянское хозяйство теряет устойчивость, в годы голода крестьяне продают землю ростовщикам и помещикам. В деревне растет помещичье землевладение; разоренные крестьяне пытаются прокормиться ремеслом, уходят в города. Города растут, но вместе с тем растет число голодных и нищих. В конце концов, голод приводит к крестьянским восстаниям, попыткам передела земель, внутренним войнам. Разрушение ирригационных систем еще более усиливает голод, начинаются эпидемии, и бедствия сливаются в катастрофу, которая губит большую часть населения. Затем начинается новый демографический цикл, и все повторяется с начала.

Опубликованная в 1933 году в Харбине работа Е. Е. Яшнова осталась вне поля зрения европейских историков  и была незаслуженно забыта. Исследование демографических  циклов проводилось  в Европе независимо и основывалось на изучении материалов о хозяйственной  жизни европейских стран.

В 1934 году немецкий историк  и экономист Вильгельм Абель, проанализировав  данные об экономической  конъюнктуре в Германии в XII-XIV веках, показал, что рост численности населения  в этот период привел к исчерпанию ресурсов пахотных земель; это, в свою очередь, привело к нехватке продовольствия, росту цен на зерно и голоду. Эпидемия чумы, разразившаяся в условиях, когда миллионы людей были ослаблены  постоянным недоеданием, привела к  катастрофическим последствиям – погибло  около половины населения Европы. Это была «демографическая катастрофа», завершившая демографический цикл, – таким образом, было показано, что описанные Р. Пирлом циклы реально существовали в истории.

Работы В. Абеля нашли  широкий отклик в среде историков  разных стран. Количество работ, посвященных  данной тематике, быстро росло. Однако оставалась неясным, как судить о  численности населения в отсутствие надежных статистических данных. В 1950 году Майкл Постан показал, что в условиях аграрной экономики о росте или убывании населения можно судить по величине реальной заработной платы сельскохозяйственных  рабочих. При возрастании численности населения в деревне появляются безземельные крестьяне и рабочие руки дешевеют; при сокращении численности населения крестьяне обеспечены землей и рабочая сила дорожает. Таким образом, циклические колебания численности населения порождали циклы цен и заработной платы. Стало ясно, что циклы, обнаруженные Симианом и Лабруссом -  это и есть демографические циклы Пирла и Абеля. С этого времени для анализа демографической ситуации стали применяться данные о ценах и реальной заработной плате, т. е. о душевом потреблении; построение таких графиков стало основным способом подтверждения реальности демографических и экономических циклов.

Концепция демографических  циклов стала основным инструментом исследования для двух современных  исторических школ – французской  «Новой исторической науки» и американской «Новой экономической истории». «Новая историческая наука» сплотилась вокруг всемирно известного французского журнала  «Анналы экономической и социальной истории» и поэтому ее часто называют «Школой «Анналов». В 1956-68 годах редактором «Анналов» был знаменитый историк  Фернан Бродель (1902-1985), автор многотомного исследования «Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII века». Одним из наиболее известных представителей американской школы экономической истории был Рондо Камерон. В 1993 году Камерон опубликовал в Оксфорде свой курс лекций «Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней». Эта книга переведена  на русский язык, и ее можно рекомендовать как основное пособие для изучения нашего курса.

2вариант.  предмет

 
Почему одни страны богатые, а другие бедные ? Этот на первый взгляд простой вопрос имеет непосредственное отношение к одной из наиболее сложных проблем современности, связанной с неравномерностью экономического развития. Неравномерность экономического развития явилась причиной того, что в истории имели место революции и государственные перевороты; того, что тоталитарные правительства и военные диктатуры лишали целые нации политической свободы, а каждого отдельного человека его личной свободы, а зачастую и жизни. Миллроны умерли без какой либо необходимости от  голода, недоедания, болезней, но не потому, что еда или другие ресурсы были недоступны, а потому что они не могли быть предоставлены тем, кто в них нуждался. Разрыв в доходах между сравнительно небольшим числом зажиточных государств и подавляющим большинством бедных государств не только сохраняется, но и становится больше год от года. 
 
Ситуация может показаться парадоксальной. Если некоторые страны богатые, а другие нет, то почему бы бедным не попробовать применять те же методы и политики, которые сделали богатые страны богатыми? В действительности такие попытки имели место, но без особого успеха. Проблема оказывается намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, не существует единого мнения по поводу того, какие факторы сыграли основную роль в росте доходов в богатых странах. Во-вторых, даже если существовала общая точка зрения на эту проблему, вряд ли можно было утверждать, что те же методы и политики дали бы те же результаты, будучи примененныеми в других географических, культурных, экономических и исторических условияъ, соответствующих настоящему положения бедных стран. 
 
Существует несколько подходов к изучению истории экономики – к счастью они не взаимоисключающие. Исторический анализ может сфокусироваться, в отличие от других подходов, на истоках существующих в настоящий момент, отражающих неравномерный уровень развития стран. Конечно даже правильная диагностика истоков проблемы сама по себе не может гарантировать эффективное ее решение, но без такой диагностики можно вряд ли надеется, что эта проблема будет вообще решена. Во-вторых, фокусируя внимание исследователя на примерах роста и спада из прошлого, исторический подход изолирует сами фундаментальные основы экономического развития от вопросов, связанных с эффективностью или желательностью применения той или иной политики для решения текущих экономических проблем. Другими словами, обращение к историческому анализу помогает сохранить объективность и ясность мысли. 
 
Государственные деятели при формировании государственной политики, зачастую недостаточно серьезно относятся к потенциалу исторического подхода, объясняя это тем, что современная ситуация уникальна и поэтому результаты исторического анализа вряд ли могут быть полезны для решения текущих проблем. Подобное отношение к историческому подходу есть пример двойного заблуждения. Во –первых, те, кто ничего не знают о прошлом, не способны делать о нем какре-либо обобщения. Во-вторых, подобное отношение косвенно отрицает единообразие природы, включая человеческое поведение и поведение социальных институтов – предпосылка на которой базируется все научное исследование. Подобные взгляды объясняют то, насколько просто, без исторической перспективы, перепутать симптомы проблемы с ее причинами. 
 
Существует много причин для того, чтобы изучать историю экономики для решения конкретных современных практических проблем. Исследуя развитие человеческой цивилизации с древнейших времен до наших дней большое внимание уделено «урокам истории». Несмотря на то, что некоторые историки считают, что их задача состоит в том, чтобы позволить «фактам говорить за себя», все же «факты» лишь являются ответами на конкретные вопросы, поставленные исследователем. Но перед тем как мы перейдем непосредственно к историческому повествованию, необходимо определить, что же  конкретно является предметом изучения  истории экономики. 
 
Предметом истории экономики является изучение процесса исторического развития конкретных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи. История экономики относится к числу общеобразовательных дисциплин и способствует созданию основы для более глубокого усвоения курсов экономической теории, мировой экономики, экономики зарубежных стран и истории экономических учений. 
 
Экономическая история выделилась в самостоятельную науку во второй половине Х1Х-ХХ вв. Структурно в  истории экономики можно выделить  три части: 
 
1)     экономическую историю отдельных стран и регионов; 
 
2)      историю народного хозяйства; 
 
3)      историю экономической мысли. 
 
Изучение истории экономики не сводится к чисто механическому запоминанию событий. Выделение и изучение тех или иных фактов и дат, осуществляется потому, что они представляют собой наиболее важные вехи глобального экономического развития.

Методология.1 вариант В арсенале методов, которыми пользуется история экономики, присутствуют как общенаучные методы познания: диалектический,логический, описательный, так и специальные: исторические, экономические, математические и др. 
 
Источниками данных об экономическом развитии могут служить: 
-         архиологические раскопки; 
-         данные  переписи населения; 
-         тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений, законов: 
-         результаты научных исследований выдающихся ученых историков и экономистов: 
-         статистические данные наблюдений, характеризующие динамику экономического развития отдельных отраслей и стран мира: 
-         результаты проведения экономических реформ  в различных странах на определенных этапах экономического развития и др.

Методология. Вариант2.

Методология истории  экономики.   

Методология – учение о  логической организации, структуре, средствах  и методах деятельности. Методология  науки – учение о принципах  построения, способах и формах научного познания.   

Методология экономической  истории содержит в себе как общенаучные  методы формальной логики, так и  специфические методы исторической науки.   

К первым относятся анализ, синтез, дедукция, индукция.   

Ко вторым – сравнительный, описательный и генетический методы.    

Анализ возможностей генетического  метода вызывает интерес. Употребление его связано с выделением исторического  гена, с которого начинается рыночная экономика и развитие которого ведет к ее распространению в пространстве и времени. Таким геном, согласно А. Смиту, является разделение труда.   

Именно разделение труда, обособление производителей и их специализация сделали обмен, необходимым  условием жизни людей в обществе, послужили объединению разрозненных производителей товаров в систему  рыночного хозяйства.   

Общественное разделение труда возникает не только исторической предпосылкой рыночного хозяйства, но и последствием его функционирования.     

 

 

   

Связь истории экономики с другими  экономическими и историческими  дисциплинами; 
История экономики тесно связана с экномическими и с историческими дисциплинами, однако она имеет свой собственный предмет изучения.  История экономики – наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин, истории и экономики. Однако, исторические дисциплины не придают большого значения экономическим законам, а экономические, в свою очередь, примерно также относятся к истории. История, как научная дисциплина, преимущественно изучает хронология важнейших событий, а также пытается выявить причинно - следственные связи между этими событиями. Экономика, как наука, изучает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между людьми, возникающие в процесс производства. История же экономики  изучает экономическое развитие в исторической перспективе. 
Функции  и задачи истории экономики. 
Среди функций истории экономики необходимо рассмотреть такие как:  
-         мировоззреческую 
-         познавательную 
-         прогностическую 
-         культурную 
-         практическую 
 
Задачи курса история экономики сводятся кследующему : 
1.     рассмотрение эволюции форм общественного производства; 
2.     изучение экономического развития стран и регионов в различные периоды времени; 
3.     анализ альтернативности развития экономики; 
4.     аккумуляция хозяйственного опыта и определение направлений экономического развития. 
 
5. Проблемы периодизации истории экономики, формационный , цивилизационный и другие подходы к ее изучению 
 
Существуют различные точки зрения на понимание исторического процесса. Одна из них проводит идею универсальности историчяеских закономерностей и основных этапов, через которые прошло человечество в своем развитии. Другой подход отрицает закономерности в историческом развитии различных стран и регионов. Существует великое множество подходов к периодизации  истории экономического развития, т.е. к делению истории экономики на отдельные периоды. Признавая за каждой из научных школ право на периодизацию, история экономики собирает, описывает и систематизирует исторические факты, события, явления  экономической жизни, а затем объединяет их в единую картину хозяйственного развития и выводит общие закономерности, которые подтверждают, что законы экономического развития имеют форму проявления в виде общей тенденции. 
 
В зависимости от того, что именно берется за основу периодизации, следует выделить следующие основные критерии:  
 
-         формационный подход 
-         цивилизационный подход 
-         классовая структура общества 
-         развитие обмена 
-         технологический подход. 
 
Количество вариантов каждого из этих подходов за счет комбинирования основ классификации может быть достаточно много, поскольку реальная экономика представляет большое многообразие элементов в общей картине человеческой жизнедеятельности. 
 
Формационный подход выдержал множество проверок и критики, данная концепция является методологически добротно сработной периодизацией история экономики, которая дает возможность исследовать социально-экономический прогресс  на глобальном уровне. Для анализа истории развития человеческого общества и понимания материальных и социальных источников прогресса формационный подход может использоваться, однако для характеристики современной структуры мирового хозяйтсва, формационный подход неприемлем. 
 
Цивилизационный подход имеет свою солидную научную аргументацию и большое число стронников, которые рассматривают исторический процесс, как смену цивилизаций.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"