Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Как говорит само название, экономическая история – это наука, изучающая историю экономики. Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием. Более подробно, экономическая история рассматривает историю сельского хозяйства, промышленности, торговли, финансов, историю различных экономических процессов (индустриализации, урбанизации, монополизации и т. п.), историю экономических институтов (налоги, цены, заработная плата и т.д.).

Файлы: 1 файл

история экономики.docx

— 95.64 Кб (Скачать файл)

Присваивающее хозяйство

Для присваивающего хозяйства характерно наличие двух отраслей – собирательства и охоты. Это составляло основу их жизни. Охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие человеческих коллективов.

Объектами охоты  в зависимости от фауны той  или другой области были различные  животные. В тропической зоне это  были гиппопотамы, антилопы, дикие быки. В более северных областях охотились на лошадей, оленей, кабанов, пещерных медведей и львов. Культурный слой содержит останки сотен тысяч животных.

Охота на крупных  животных требовала большого числа  охотников. Древнейшие люди пугали зверей шумом, огнем, забрасывали камнями  и гнали к глубокому обрыву. Животные падали и разбивались, людям  оставалось только добить их. Охота  была той формой трудовой деятельности, которая больше всего стимулировала  организованность первобытного человеческого  стада, заставляла его членов все  теснее сплачиваться в трудовом процессе и демонстрировала силу коллективизма.

Животную пищу первобытные люди получали не только от охоты на млекопитающих, также они убивали земноводных, мелких грызунов.

Выделение человека из животного мира стало возможным  только благодаря труду, который  сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в условиях стадных  форм поведения. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению именно тех коллективов, в которых  были сильно выражены социальная связь  и взаимопомощь.

Воздействие природного окружения и усложнение деятельности людей привели к появлению  около 250 тыс. лет назад древней разновидности человека разумного – неандертальца. Неандертальцы стали заселять юг Европы, Азии, Африки. В ту пору высокого уровня развития достигла техника изготовления каменных орудий. Многие из них делались из пластин правильной формы. Именно в это время сложились формы многих вещей, которые потом стали делать из металла, – наконечников копий, кинжалов, ножей.

Стали широко применять  костяные орудия – шилья, иглы. Из кости и рога делали приспособление, позволявшее увеличивать дальность полета копья, – ко-пьеметалку. В эту эпоху в некоторых местах появился лук. Всего сейчас известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий позднего древнекаменного века.

Это была пора последнего оледенения. Стада мамонтов, бизонов  паслись там, где сейчас находятся  города Франции, Испании, юга России. Вслед за стадами животных перемещались общины, состоявшие из малых семей, которые состояли из отца, матери, детей. Охота на животных давала не только мясо, но и материал для изготовления орудий и украшений. Люди жили теперь не только в пещерах или гротах, но и на стоянках в прочных жилищах. Материалом для построек служили дерево и шкуры, но делали и землянки из костей мамонтов: из громадных костей и бивней строили каркас жилища, который покрывали потом шкурами, ветвями, частично засыпали землей. Развалины таких больших жилищ найдены при раскопках под Воронежем и на Украине.

Основные этапы развития экономической науки

Тенденции развития интересующего  экономиста явления могут быть выявлены наиболее рациональным образом на основе анализа взаимодействия характеристик  данного явления, находящих свое отражение в основных этапах развития экономической науки. При этом структура  исследовательского действия должна совпадать  со структурой единого целостного устройства функционирующего экономического исследуемого явления в зависимости от изменения взглядов на его развитие на конкретном этапе развития экономической науки.

Охарактеризуем теперь кратко последовательность и суть направлений  и этапов развития экономической  мысли, концепция которых раскрывается в учебнике Ядгарова Я. С. «История экономических учений».

l.Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующуюся сугубо на проблемах экономики.

Данную эпоху завершает  особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки  зрения истории экономики, этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального  накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции — это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли, этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко: в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики.

Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер  в сфере промышленности и внешней  торговли и осмысления развития экономики  в условиях формирующейся предпринимательской  деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция  начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной  отрасли науки относят чаще всего  к данному рубежу

В частности, на заре своего исторического восхождения экономическая  наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирующего воздействия  посредством экономических мотивов  и сделок с тем, чтобы «новые»  отношения, получавшие впоследствии наименование то «рыночных», то «капиталистических», распространились на все аспекты  общественных отношений государства.

2. Экономические учения  эпохи нерегулируемой рыночной  экономики. Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал принцип абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь или, что одно и то же, принцип экономического либерализма.

В данную эпоху экономика  благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной  к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув  своего апогея в конце XIX — начале XX вв., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации  и обрел признаки монополизированного  типа хозяйства.

Но именно обозначенные типы хозяйствования, обусловленные преобладанием  идеи саморегулируемости экономики свободной конкуренцией, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической науке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.

Классическая политическая экономия занимала «командные высоты»  в экономической теории практически  около 200 лет — с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки. Ее лидеры, во многом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основательно противостояли антирыночным реформаторским концепциям первой половины XIX в., изложенным в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливости на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывавших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего «зла» капиталистического настоящего.

Вместе с тем «классики» совершенно неоправданно упускали из поля .зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловленности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемости принципов «чистой» экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.

Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию, неоклассическая  экономическая теория стала ее преемницей прежде всего благодаря сохранению «верности» идеалам «чистой» экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Главным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом «языке» маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела — микроэкономики.

3. Экономические учения  эпохи регулируемой (социально ориентированной)  рыночной экономики. Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических учений — берет свое начало с 20-30-х гг. XX в., т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа экономического либерализма и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях.

В этой связи имеются в  виду, во-первых, новое, сложившееся  к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное  направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его  научных течениях часто просто называют американским институционализмом, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолиберальное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории — макроэкономике.

В результате на протяжении последних семи-восьми десятилетий  завершающегося XX в. экономическая теория смогла вынести на суд общественности ряд принципиально новых и неординарных сценариев возможных вариантов (моделей) роста национальной экономики государств в условиях переживаемых ими небывалых прежде проблем, вызванных последствиями современной научно-технической революции. Экономическая наука наших детей как никогда близка к выработке наиболее достоверных «рецептов» на пути к стиранию социальных контрастов в цивилизованном обществе и формированию в нем действительно нового образа жизни и мышления.

К примеру, теперь ученые-экономисты многих стран в обозначении прошлого и будущего состояния общества не прибегают более к противопоставлению друг другу (во всяком случае, явному) бывших антиподов экономической теории — «капитализма» и «социализма» и соответственно «капиталистической»  и «социалистической теории». Вместо них всеобщее распространение в  экономической литературе получают теоретические изыскания о «рыночной  экономике» или «рыночных экономических  отношениях».

В завершение отметим, что  посредством предложенной в настоящем  учебнике неклассовой структуры  курса истории экономических  учений преследуется решение двуединой  задачи, а именно — обосновать, что  необходимы идеологизированные принципы периодизации направлений и этапов эволюции экономической мысли как времен предыстории рыночной экономики и рыночной экономической теории, так и сегодняшних реалий в теории и практике регулируемого (социально ориентированного) рынка и что критерием прогресса науки и истины никогда не должны быть ни «всеобщее согласие», ни «согласие большинства».1

Изучение экономической  среды в целом и конкретного  экономического явления в частности  требует от исследователя организации  систематичности самого исследовательского процесса. Степень данной организованности и ее характер и будут влиять на характер результатов исследования и их согласованность вокруг поставленной проблемы. При этом дробление экономического явления на фрагменты определяет частность подхода к его изучению. Соблюдение условия организации системы изучения явления позволяет проявить в целостном экономическом элементе принцип его незавершенности по сравнению с другими элементами. Данные тенденции присутствуют в развитии экономических учений Древнего Востока, античного мира и средневековья.

Экономическая система

Экономические отношения  в обществе - сложное понятие. С  одной стороны, они показывают отношения  людей к природе, взаимодействие человека с природой. Это отношения  по поводу рационального использования  данных природных ресурсов. Их можно  определить как технико-экономические  отношения. С другой стороны, экономические  отношения - это отношения между  самими людьми, которые определяются собственностью на факторы производства (производственные отношения). Это - социально-экономические  отношения. Технико-экономические и  социально-экономические отношения  образуют единство двух сторон экономики, что заложено в самой сути производства как процесса одновременного взаимодействия человека с природой и друг с другом. Это единство закреплено организационно-экономическими отношениями, т. е. как система организации  и управления всей экономикой и отдельными ее частями. Следовательно, единство и взаимодействие технико-экономических и социально-экономических отношений образует экономическую систему.

На развитие и  функционирование экономической системы  влияют:

1. природно-климатические факторы (местоположение на планете, обеспеченность водой, степень плодородия земель);

2.   социально-культурные факторы(духовно-сознательная жизнедеятельность человека);

3.   производственно-экономические факторы (средства труда, предметы труда, технология производства, состояние человека-работника, формы организации труда и производства, характер и формы собственности, уровень эффективности и т. д.).

Среди многообразия производственно-экономических  факторов, определяющих характер экономической  системы, выделяют ключевые факторы - отношения  собственности и форма хозяйствования.

Элементы экономических  систем, которые отличают их друг от друга, ими являются:

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"