Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:20, контрольная работа
Вопрос 1. Система национальных счетов: основные принципы построения.Вопрос 3. Особенности определения ВНП по производственному методу.Вопрос 4. Расчет ВНП по расходам.
2) факторы, которые влияют на качество ресурсов. Факторами интенсивного типа экономического роста являются рост уровня квалификации и профессиональной подготовки рабочей силы, использование более совершенного оборудования, наиболее передовых технологий (в первую очередь ресурсосберегающих), научной организации труда, наиболее эффективных методов государственного регулирования экономики.
Вопрос 10. Экономические циклы.
Цикл обычно делится на
две фазы (рис. 1.(а)): 1) фазу спада или
рецессию (recession), которая длится от пика
до дна. Особенно продолжительный и глубокий
спад носит название депрессии (depression).
Не случайно кризис 1929-1933 получил название
Великой Депрессии; 2) фазу подъема или
оживление (recovery), которое продолжается
от дна до пика.
Существует и другой подход, при котором
в экономическом цикле выделяют четыре
фазы (рис. 1.(б)), но не выделяются экстремальные
точки, так как предполагается, что когда
экономика достигает максимума или минимума
деловой активности, то некоторый период
времени (иногда достаточно продолжительный)
она находится в этом состоянии: 1) I фаза
– бум (boom), при котором экономика достигает
максимальной активности. Это период сверхзанятости
(экономика находится выше уровня потенциального
объема производства, выше тренда) и инфляции.
(Вспомним, что когда в экономике фактический
ВВП выше потенциального, то это соответствует
инфляционному разрыву). Экономика в этом
состоянии носит название «перегретой»
(«overheated economy»); 2) П фаза – спад (recession или
slump). Экономика постепенно возвращается
к уровню тренда (потенциального ВВП),
уровень деловой активности сокращается,
фактический ВВП доходит до своего потенциального
уровня, а затем начинает падать ниже тренда,
что приводит экономику к следующей фазе
– кризису; 3) Ш фаза – кризис (crisis) или
стагнация (stagnation). Экономика находится
в состоянии рецессионного разрыва, поскольку
фактический ВВП меньше потенциального.
Это период недоиспользования экономических
ресурсов, т.е. высокой безработицы; 4) IV
фаза – оживление или подъем. Экономика
постепенно начинает выходить из кризиса,
фактический ВВП приближается к своему
потенциальному уровню, а затем превосходит
его, пока не достигнет своего максимума,
что вновь приведет к фазе бума.
Причины экономического цикла
В экономической теории причинами
экономических циклов объявлялись
самые различные явления: пятна
на солнце и уровень солнечной
активности; войны, революции и военные
перевороты; президентские выборы;
недостаточный уровень
Рассмотрим, как ведут
себя показатели на разных фазах цикла,
при условии, что причиной цикла
является изменение совокупного
спроса (совокупных расходов) (рис. 2.(а)).
В фазе бума наступает момент, когда весь
произведенный объем производства не
может быть продан, т.е. совокупные расходы
меньше, чем выпуск. Возникает затоваривание,
и поначалу фирмы вынуждены увеличивать
запасы. Рост запасов приводит к свертыванию
производства. Сокращение производства
ведет к тому, что фирмы увольняют рабочих,
т.е. растет уровень безработицы. В результате
падают совокупные доходы (потребительские
– вследствие безработицы, инвестиционные
– вследствие бессмысленности расширения
производства в условиях падения совокупного
спроса), а, следовательно, и совокупные
расходы. Домохозяйства, в первую очередь,
снижают спрос на товары длительного пользования.
Из-за падения спроса фирм на инвестиции
и спроса домохозяйств на товары длительного
пользования снижается краткосрочная
ставка процента (цена на инвестиционный
и потребительский кредит). Долгосрочная
ставка процента, как правило, растет (в
условиях снижения доходов и нехватки
наличных денег люди начинают продавать
облигации, предложение облигаций увеличивается,
их цена падает, а чем ниже цена облигации,
тем выше ставка процента). Из-за снижения
совокупных доходов (налогооблагаемой
базы) уменьшаются налоговые поступления
в государственный бюджет. Величина государственных
трансфертных выплат увеличивается (пособия
по безработице, пособия по бедности).
Растет дефицит государственного бюджета.
Пытаясь продать свою продукцию, фирмы
могут снизить цены на нее, что может привести
к снижению общего уровня цен, т.е. к дефляции
(на рис. 2.(а) выпуск сокращается до Y1, а
уровень цен падает от Р0 до Р1).
Столкнувшись с невозможностью продать
свою продукцию даже по более низким ценам,
фирмы (как рационально действующие экономические
агенты) могут либо купить более производительное
оборудование и продолжать производство
того же вида товаров, но с меньшими издержками,
что позволит снизить цены на продукцию,
не уменьшая величину прибыли (это целесообразно
делать, если спрос на товары, производимые
фирмы, не насыщен, и снижение цены в условиях
низких доходов обеспечит возможность
увеличения объема продаж); либо (если
спрос на товары, производимые фирмой,
полностью насыщен и даже снижение цен
не приведет к росту объема продаж) перейти
на производство нового вида товаров,
что потребует технического переоснащения,
т.е. замены старого оборудования принципиально
иным новым оборудованием. И в том, и в
другом случае увеличивается спрос на
инвестиционные товары, что служит стимулом
для расширения производства в отраслях,
производящих инвестиционные товары.
Там начинается оживление, увеличивается
занятость, растут прибыли фирм, увеличиваются
совокупные доходы. Рост доходов ведет
к росту спроса в отраслях, производящих
потребительские товары, и к расширению
там производства. Оживление, рост занятости
(снижение безработицы) и рост доходов
охватывают всю экономику. В экономике
начинается подъем. Рост спроса на инвестиции
и на товары длительного пользования приводит
к удорожанию кредита, т.е. росту краткосрочной
ставки процента. Долгосрочная ставка
процента снижается, поскольку увеличивается
спрос на облигации и в результате происходит
повышение цен (рыночного курса) ценных
бумаг. Уровень цен растет. Налоговые поступления
увеличиваются. Трансфертные выплаты
сокращаются. Уменьшается дефицит государственного
бюджета, и может появиться профицит. Подъем
в экономике, рост деловой активности
превращаются в бум, в «перегрев» экономики
(Y2 на рис. 2.(а)), после чего начинается очередной
спад. Итак, основу экономического цикла
составляет изменение инвестиционных
расходов. Инвестиции являются наиболее
нестабильной частью совокупного спроса
(совокупных расходов).
В условиях, когда спад в
экономике вызывается не сокращением
совокупного спроса (совокупных расходов),
а уменьшением совокупного
Показатели экономического цикла
Главным индикатором фаз цикла выступает показатель темпа экономического роста (rate of growth – g), который выражается в процентах и рассчитывается по формуле: g = [(Yt – Yt – 1) / Yt – 1 ] x 100%, где Yt – реальный ВВП текущего года, а Yt – 1 – реальный ВВП предыдущего года. Таким образом, этот показатель характеризует процентное изменение реального ВВП (совокупного выпуска) в каждом следующем году по сравнению с предыдущим, т.е. на самом деле не темп роста (growth), а темп прироста ВВП. Если это величина положительная, то это означает, что экономика находится в фазе подъема, а если отрицательная, то в фазе спада. Этот показатель рассчитывается за один год и характеризует темп экономического развития, т.е. краткосрочные (ежегодные) колебания фактического ВВП, в отличие от показателя среднегодового темпа роста, используемого при подсчете скорости экономического роста, т.е. долгосрочной тенденции увеличения потенциального ВВП.
В зависимости от поведения экономических величин на разных фазах цикла выделяют показатели:
- проциклические, которые увеличиваются в фазе подъема и снижаются в фазе спада (реальный ВВП, величина совокупных доходов, объем продаж, прибыль фирм, величина налоговых поступлений, объем трансфертных выплат, объем импорта);
- контрциклические, которые увеличиваются в фазе спада и снижаются в фазе подъема (уровень безработицы, величина запасов фирм);
- ациклические, которые не имеют циклического характера и величина которых не связана с фазами цикла (объем экспорта, ставка налога, норма амортизации).
По продолжительности выделяют различные виды циклов:
> столетние циклы, длящиеся 100 и более лет;
> «циклы Кондратьева», продолжительность которых составляет 50–70 лет. Эти циклы названы в честь выдающегося русского экономиста Н. Д. Кондратьева, разработавшего теорию «длинных волн экономической конъюнктуры». Кондратьев предположил, что наиболее разрушительные кризисы происходят тогда, когда совпадают точки максимального падения деловой активности «длинноволнового» и классического циклов. Примерами «циклов Кондратьева» могут служить кризис 1873 г., Великая депрессия 1929–1933 гг., стагфляция 1974–1975 гг.;
> классические циклы, которые длятся 10–12 лет. Первый «классический» кризис произошел в Англии в 1825 г., а начиная с 1856 г. такие кризисы стали мировыми. Эти циклы связаны с массовым обновлением основного капитала. В ХIX в. и первой половине XX в. причиной такого обновления был физический износ основного капитала (оборудования), который в среднем служит 10–12 лет. В современных условиях в связи с возрастающим значением морального износа основного капитала продолжительность таких циклов сократилась;
> «циклы Китчина» продолжительностью два-три года. Эти циклы связаны с массовым обновлением домохозяйствами товаров длительного пользования.
В современной экономике продолжительность фаз цикла и амплитуда колебаний могут быть различными. В первую очередь это зависит от причины кризиса, а также от особенностей экономики в разных странах: степени государственного вмешательства, характера регулирования экономики, доли и уровня развития сферы услуг (непроизводственного сектора), условий развития и использования научно-технической революции.
Циклические колебания важно отличать от нециклических. Экономический цикл характеризуется изменением всех показателей и охватывает все отрасли (или секторы). Нециклические колебания отражаются в изменении деловой активности лишь некоторых отраслей, имеющих сезонный характер работ (рост деловой активности, например в сельском хозяйстве осенью в период сбора урожая, а в строительстве летом и спад зимой), а также в изменении лишь некоторых экономических показателей (например, резкий рост объема розничных продаж перед праздниками).
Регулирующие функции государства в рыночной экономике сводятся к трем основным - законодательной, стабилизирующей, распределительной.
Законодательная функция
предусматривает, что государство
разрабатывает систему
Для защиты конкуренции как
основного условия и регулятора
рыночной экономики государство
разрабатывает антимонопольное
законодательство. Это дает возможность
субъектам рыночной экономики реализовать
свои интересы, заставляет их действовать
согласованно и не нарушать объективных
законов рынка. И происходит это
естественно, без команд и приказов.
Стабилизирующим функция
Распределительная функция
связана, с одной стороны, с достижением
более справедливого
Государство играет также
важную роль в регулировании
Выполнение государством
регулирующих функций в условиях
рыночной экономики обеспечивает достижение
баланса экономики на макроуровне,
проведение эффективной денежно-кредитной
политики, социальная защита малообеспеченных
слоев населения. Без регулирующего
воздействия государства нельзя
осуществить структурные
Итак, современная рыночная
система органично сочетает свободную
конкуренцию и рычаги государственного
регулирования, т.е. является регулируемой
социально ориентированной
Игнорирование любого из этих принципов приводит к негативным последствиям: монополизма, инфляции, спада деловой активности. При этом чрезвычайно важно, чтобы деятельность государства направлялась только па устранение негативных явлений рыночных отношений. Она ни в коем случае не масс нарушать внутришньоринкови связи или противодействовать ей. Поэтому в условиях рыночной экономики не должно существовать директивно распределения производственных ресурсов и потребительских товаров, административного контроля над ценами, тотального директивно планирования, что характерно для A / fmopumapno-бюрократической системы. Иначе разрушается рыночная среда, что приводит к возникновению государственного монополизма, директивные экономики.
Вопрос 12. меры воздействия государства на рыночный механизм
По характеру используемых
средств разграничивают прямое и косвенное воздействие государства на
экономику.
Метод прямого воздействия иногда называют административным.
В качестве инструментов такого воздействия прежде
всего следует назвать законодательные
и нормативные акты. В рыночной экономике,
как и в любой иной экономической системе,
государство выступает как экономический субъект, обладающий правом и возможностью
осуществлять принуждение по отношению к остальным субъектам
экономики -домохозяйствам и фирмам. Кроме
прямого принуждения государство с целью
воздействия на экономических субъектов
может использовать запреты, разрешения,
регламенты.
Метод косвенного
воздействия государства иначе называют
экономическим. Его суть состоит в том,
что государство для достижения желаемых
целей воздействует на интересы субъектов
рыночной экономики, стимулируя у них
те или иные действия. В этом случае не
нарушается действие рыночного механизма,
так как полностью сохраняется за участниками
рынка свобода выбора в принятии экономических
решений. Например, если государство пойдет
на снижение налогов, это послужит хорошим
стимулом для расширения инвестиций в
экономику без какого-либо принуждения
со стороны государства.
Разделение используемых государством
методов вмешательства в экономику на
прямые и косвенные весьма условно. В реальной
действительности второй метод практически
невозможен без использования в той или
иной мере первого. В частности, любые
меры косвенного воздействия должны иметь
под собой правовую базу. В только что
приведенном примере с налогами следует
отметить, что новые налоговые ставки
будут государством узаконены и станут
принудительными нормативами. Обычно
для реализации той или иной задачи государство
использует комплекс инструментов, сочетая
прямой и косвенный метод воздействия.
По совокупности используемых
экономических инструментов и сфере их
применения в государственной деятельности
выделяют следующие направления:
1. бюджетно-налоговая
(фискальная) политика;
2. денежно-кредитная
(монетарная) политика;
3. социальная политика;
4. внешнеэкономическая
политика.