Контрольная работа по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Система национальных счетов: основные принципы построения.Вопрос 3. Особенности определения ВНП по производственному методу.Вопрос 4. Расчет ВНП по расходам.

Файлы: 1 файл

Билеты.docx

— 83.61 Кб (Скачать файл)

Кроме того, ежегодно границу  в обоих направлениях пересекают более 30 млн. человек, которыеобслуживают 50% нерегистрируемого импорта, в результате чего каждый год 15 млрд. руб. проходят мимо казны. По экспертным оценкам, удается пресечь только 6-8% контрабанды.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что проводимый в  последние годы курс основан на сочетании  двух взаимоисключающих подходов. Во-первых, в установлении тяжелого налогового бремени на предприятия, характерного для стран социал-демократической  ориентации. Во-вторых, в самоустранении государства от контроля и регулирования  экономической жизни, причем даже в  большей степени, чем это имеет  место в США или новых индустриальных странах либеральной ориентации.

Основная налоговая нагрузка в России приходится на монополизированные отрасли, представленные крупнейшими предприятиями (ТЭК, транспорта, связи), в то время как торговля, строительство, сельское хозяйство, объединяющие значительное число предприятий, имеют значительно меньшую налоговую нагрузку.

В этих условиях перед государством встает задача по снижению налогового бремени в отраслях, наиболее важных для развития российской экономики, за счет его перемещения на отрасли, имеющие значительный потенциал  для увеличения налоговых поступлений (торговля, банковская деятельность, страховая деятельность, сельское хозяйство и т.д.).

 

Вопрос 21.  госбюджет доходы и расходы

 

Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит  из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и  специальных правительственных  фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный  бюджет.

Государственный бюджет - это  крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

В самом общем виде государственным  бюджетом можно назвать план доходов  и расходов государства на текущий  год, составленный в форме баланса  и имеющий силу закона.

Расходы государственного бюджета  показывают направления и цели государственных  ассигнований.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

военные;

экономические;

на социальные цели;

на внешнеполитическую деятельность;

на содержание аппарата управления.

В современных условиях в  связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был  предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал  закон возрастающей государственной  активности, в соответствии с чем  государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов  национального дохода. Эти утверждения  вошли в мировую экономическую  науку под названием закона Вагнера.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

налогов, взимаемых как  центральными, так и местными органами власти;

неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической  деятельности, а также доходов  от имущества, находящегося в государственной  собственности;

доходов целевых бюджетных  фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые  доходы - 7%, доходы целевых бюджетных  фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета  являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и  своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

 

Вопрос 22. бюджетный дефицит, способы его финансирования

 

Дефицит бюджета имеет место, когда расходы правительства превышают доходы бюджета.

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: за счет эмиссии денег (монетизация дефицита), за счет займа у населения

своей страны (внутренний долг) и за счет займа у других стран  или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий — долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Данный способ финансирования состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства такого способа финансирования:

• рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает  снижение ставки процента (удешевление  цены кредита) на денежном рынке, что  стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного  выпуска;

• эту меру можно осуществить  быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа:

• он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в  виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;

• это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Насе

ление в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать — это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически безрисковы и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки этого способа:

• по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственнымоблигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицитасвоего бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Более того, два американских экономиста, лауреат Нобелевской премии Томас Сарджент (Thomas Sargent) и Нейл Уоллис (Neil Wallace), доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название теоремы Сарджента — Уоллиса. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Государство таким образом рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот методфинансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживаниюгосударственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это

может привести к всплеску инфляции в будущем1. С этим связан второй недостаток финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа;

• данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию.

Парадоксально, но чтобы  избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;

• существенным недостатком  долгового способа финансирования является эффект вытеснения (crowding-out effect) частных инвестиций. Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в следующем: увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту.

Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвестиционные расходы частных фирм. Кроме того, борьба за кредитные средства ведет  к росту их цены — ставки процента, т.е. к удорожанию кредитов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются2.

Финансирование дефищгга нкударственного бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда — МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.).

Достоинство этого метода состоит в возможности получения  крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджетаэмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

1 Т. Сарджент и Н.  Уоллис показали, что, если ожидания экономических агентов рациональны, уровень инфляции может повыситься уже в настоящем.

2 Экономический механизм  эффекта вытеснения обычно объясняется  так: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг, рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет; рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций.

Недостатки этого способа:

• необходимость возвращения  долга и обслуживания долга (выплаты  как самой суммы долга, так  и процентов по долгу);

• невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты  внешнего долга;

• необходимость отвлечения средств из экономики страны для  выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

• при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

В результате использования  второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.

 

Вопрос 23. Занятость  и безработица. Основные понятия.

 

Анализ рынка труда  позволяет сформулировать понятие занятости и безработицы. 
Занятость - это система отношений между людьми по поводу обеспечения рабочими местами и участия в хозяйственной деятельности. Она выступает как итоговый момент отношений распределения работников по родам деятельности и отражает соответствие предложения труда и спроса на труд. Занятость подразумевает участие в трудовой деятельности, включая учёбу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Иными словами, это общественно-полезная деятельность граждан, приносящая им заработок. 
Соотношение между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствие рабочих мест возможностям работников их использования называют уровнем занятости. 
Занятость бывает полной и неполной. Полная занятость означает полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Неполная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость служит источником безработицы. 
Безработица может быть добровольной и существовать при наличии свободных рабочих мест, когда работника не устраивает уровень зарплаты, либо сам характер труда.

Безработица может быть и  вынужденной. Она связана с установлением  зарплаты выше точки рыночного равновесия, когда возникает разрыв между  спросом на труд и его предложением. 
Выделяют три формы безработицы: 
1. Фрикционная безработица связана с региональными, профессиональными и возрастными перемещениями работников (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учёба, уход за детьми и т.д.). По своему содержанию фрикционная безработица может быть отнесена к добровольной. В принципе она неустранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки. 
Структурная безработица тесно связана с особенностями развития регионов и отраслей. При этом избыток труда в одних секторах экономики или регионах может сопровождаться его нехваткой в других. Структурные кризисы и структурная перестройка экономики увеличивают масштабы этой формы безработицы. 
Циклическая безработица определяется изменением экономической конъюнктуры. Она снижается во время циклических подъёмов и увеличивается в периоды кризисов. 
Фрикционная и структурная безработицы есть её естественный уровень. Другими словами, сумма фрикционной и структурной безработицы равна естественной безработице. Естественной потому, что такие формы безработицы, как фрикционная и структурная, не могут быть вообще устранены. Они естественны для рыночного хозяйства. Поэтому полная занятость - это отсутствие циклической безработицы, но наличие фрикционной и структурной, т.е. естественнойбезработицы.

Информация о работе Контрольная работа по "Макроэкономике"