Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:20, контрольная работа
Вопрос 1. Система национальных счетов: основные принципы построения.Вопрос 3. Особенности определения ВНП по производственному методу.Вопрос 4. Расчет ВНП по расходам.
Соотношение средней и
предельной налоговых ставок позволяет
определить систему налогообложения:
а) при прогрессивной системе
налогообложения предельная ставка
налога больше средней; б) при пропорциональной
системе налогообложения
Кривая Лаффера
Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t 1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т 1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t 1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y 1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р 1 до Р 2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.
Вопрос 19. Принципы налогооблажения.
Рассмотрим характеристики
так называемой идеальной налоговой
системы. По определению, система налогообложения
- это совокупность норм, правил и занимающихся
их реализацией институтов, которые обеспечивают
взимание налогов в стране.
В некоторых изданиях можно встретить
названия «желательная налоговая система»,
«налоговая система гуманистического
общества» и т.п. Речь идет о том, что в
экономической теории принято относить
к нормативному анализу (что должно быть),
в отличие от позитивного (что есть в реальности).
Перечисленные ниже 6 принципов и отвечают
на вопрос как должно быть, однако это
не означает, что существующие в мире налоговые
системы в действительности в полной мере
соответствуют этим принципам.
1. Принцип эффективности, или нейтральности,
означает, что налоги должны как можно
меньше искажать сложившиеся на рынке
отношения, соответствующие условиям
свободной конкуренции (за исключением
внешних эффектов, когда государственное
вмешательство считается обоснованным).
2. Принцип гибкости связан с реакцией системы
налогообложения на изменения экономической
конъюнктуры. Например, в ситуации инфляции,
когда повышается общий уровень цен, налоги
также повышаются.
3. Принцип административной простоты означает,
что налоговая система в целом характеризуется
низкими административными издержками,
ее прозрачностью и трудностью уклонения
от уплаты налогов.
4. Принцип приоритета личности связан
с тем, что налоговая система должна быть
направлена на формирование равных возможностей,
а не на создание равных условий для каждого
гражданина. Налоговая система не должна
строиться в соответствии с некими «государственными
потребностями», которые подменяют собой
потребности индивидуумов и изменяют
свободный выбор гражданина.
5. Принцип политической ответственности означает,
что налогоплательщики отчетливо сознают,
за что именно они платят налоги. Следовательно,
соответствие этому принципу позволяет
более адекватно отражать предпочтения
населения в отношении финансирования
тех или иных общественных благ.
6. Принцип справедливости означает, что
налоговое бремя не должно быть чрезмерно
тяжелым для одних групп налогоплательщиков
и весьма легким - для других. В связи с
этим в экономической теории принято говорить
о горизонтальном и вертикальном равенстве.
Первое из выделенных курсивом понятий
означает, что люди, одинаковые во всех
отношениях, одинаково облагаются налогом.
Таким образом, система, построенная на
основе горизонтального равенства, соответствует
принципу недискриминации в налогообложении.
Вертикальное равенство означает, что
некоторые люди по своему положению должны
платить более высокие налоги, чем другие.
Например, лица, имеющие более высокий
доход, должны платить по более высоким
предельным ставкам налогов.
В связи с проблемой
справедливости мы рассмотрим два наиболее
известных принципа налогообложения,
используемых на практике: принцип
платежеспособности и принцип получаемых
выгод.
•Принцип получаемых выгод
Согласно этому подходу, физические и
юридические лица должны уплачивать налог
пропорционально тем выгодам, которые
они получают от государства. Например,
тот, кто пользуется хорошими дорогами,
и должен платить налоги на поддержание
дорог. Если так, то налоги должны платить
автомобилисты. Но это редкий случай, когда
можно более или менее точно определить
конкретных лиц и размер получаемых ими
выгод. А как быть с владельцем маленького
кафе недалеко от дороги? Мимо его заведения
проезжает множество автомобилистов,
которые оставляют в кафе деньги за выпитое
и съеденное. Должен ли владелец этого
кафе облагаться налогом по более высокой
ставке, поскольку он получает выгоду
от автомобильной дороги? А как быть в
случае неполных семей? Должна ли мать-одиночка,
получающая социальные пособия на детей,
платить более высокие налоги? Очевидно,
в таком случае сама идея помощи неполным
семьям была бы искажена до неузнаваемости.
• Принцип платежеспособности. Этот принцип
означает, что налоги должны зависеть
от размера получаемого дохода. Кто больше
получает, тот и больше платит. На первый
взгляд, это вполне справедливо, но и здесь
возникают сомнения. Получается, что, чем
в большей степени индивиду свойственны
инициатива, риск, предприимчивость, приносящие
ему более высокие доходы, тем больше налогов
он должен платить. Но эти сомнения могут
быть отчасти развеяны встречным примером:
сын миллионера, получивший огромное наследство
просто в силу своего родственного отношения
и проводящий жизнь в праздности, должен
уплатить налог на наследство, а также
платить по более высоким ставкам подоходного
налога. Принцип платежеспособности означает,
что более богатые люди платят и абсолютно,
и относительно более высокие налоги,
чем бедные. В целом в большинстве стран
с РЫНОЧНОЙ экономикой преобладает именно
принцип платежеспособности, хотя на практике
используется и принцип получаемых выгод.
Итак, рассмотренные 6 принципов идеальной
системы налогообложения подсказывают
нам, в каком направлении должны совершенствоваться
и реформироваться существующие в реальности
налоговые системы.
Вопрос 20. Практика налогообложения в России.
Реформирование российской экономики на протяжении
90-х гг. нанесло существенный ущерб народному
хозяйству. Простаивают более половины
производственных мощностей. Население
трижды утратилосбережения и столкнулось с двукратным обесценением текущи
Достаточно быстрое
Как показывает практика, ни
одно из этих положений в современной
действительности в жизнь не воплощается.
Но в отношении взимания налогов
в царской России можно провести аналогию.
Так же как и раньше, в настоящей России
фактически сложилось разделение налогоплательщиков
международный эксперт М.
Хадсон пишет: «Советы, которые получает
Россия (по реформированиюналоговой
системы) от Международного валютного фонда
Хотя российское правительство
постоянно заявляет о своей ориентации
при проведении макроэкономической
политики на последние достижения в
этой области индустриально развитых
стран, фактически зачастую принимаются
меры, которые на Западе давно «канули в лету».
Так, в качестве одного из ключевых направлений
обеспечения благоприятного предпринимательско-
В Российской Федерации имеет
место обратная ситуация. Так, более
40% всех расходов федеральногобюджета в 2001 г.
уходит на обслуживание государственно
Сегодня от налогов в России
уклоняются до 80% всех юридических лиц
и индивидуальныхпредпринимател
Масштабы долларизации российск
Падение производства в России
за годы реформ по своим масштабам
и длительности превысило все
известные в истории кризисы ми
Однако нельзя не отметить
некоторое улучшение социально-
Вместе с тем экономическое
положение в стране остается неустойчивым.
Факторы, обусловившие рост отдельных макроэкономических п
Основу доходной части
федерального бюджета России составляют
(данные 2001 г.) НДС (46%), акцизы(17%), таможенные
пошлины (17%»), налог на прибыль (16%»), плата
за пользование природными ресурсами
(3%). На поступление платежей по этим
видам налогов долгое время существенное
влияние оказывали спадпроизводства,
рост цен и взаимная задолженность предпри
Налоговая система вошла
в состояние кризиса и будет
находиться в нем до тех пор, пока не произойдетоздоровление той
основы, на которой она базируется - финансов
предприятий. Независимо от любых налоговых
реформ эта система не сможет эффективно
функционировать, пока коренным образом
не улучшится положение в реальном секторе экономики.
Государство же на протяжении десяти лет
реформ ставило перед собой лишь инструментальные
задачи - дерегулирование цен и рынков, разгосударствлениесобс
Результатом такой политики
стало то, что налоги в России
не выполняют даже фискальную функ
В отношении России как внутри страны, так и за границей утвердилось мнение, что любая экстреннаяденежная помощь, любые бюджетные вливания, будут немедленно разворованы, конвертированы в валюту и переправлены за рубеж. Некоторые зарубежные эксперты, однако, считают, что волна всеобщегоразворовывания в последнее время пошла на убыль. Так, по их оценкам, в 1992 - 1993 гг. незаконно присваивалось частными лицами до 75-80% ВВП страны, в то время, как в 1997 г. - порядка 12 - 15%.
В России сложилась ситуация,
когда легальные товаропроизвод