Контрольная работа по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Система национальных счетов: основные принципы построения.Вопрос 3. Особенности определения ВНП по производственному методу.Вопрос 4. Расчет ВНП по расходам.

Файлы: 1 файл

Билеты.docx

— 83.61 Кб (Скачать файл)

Девальвация – это понижение курса национальной валюты по отношению к какой-либо иностранной валюте (золоту, серебру).

Ревальвация – это повышение курса национальной валюты по отношению к ее валютному курсу.

Деноминация – укрупнение денежной единицы по отношению к старой (например, в России 1 января 1961 г. проводилась деноминация и новый рубль приравнивался к 10 старым. У нас деноминация проводилась и в 1922 г.).

В ходе денежной реформы  изымаются из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или  ее золотое содержание, осуществляется переход от одной денежной системы  к другой.

Денежные реформы  в СССР: в 1922–1924 гг. создана единая денежная система, выпущены червонцы (твердая валюта), а также казначейские билеты, серебряная и медная монета; в 1947 г. обмен денег 10:1. В 1961 г. деньги обменены на вновь выпущенные 10:1.

Вопрос 16.  Кредитная система государства

В рыночной экономике время  от времени складывается ситуация, когда у одних субъектов возникают  временно свободные денежные средства, в то время как у других возникает  временная потребность в дополнительных средствах. Кредитная система позволяет  взаимовыгодно разрешить данное противоречие.  
Кредитная система государства - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.  
Кредитная система складывается из банковской системы и совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. К небанковским кредитно-финансовым институтам относятся инвестиционные, финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, разного рода сберегательные кассы, кассы , ломбарды и пр.  
Банковская система, как правило (в том числе и в России), имеет двухуровневое строение. Верхний уровень банковской системы образует государственный центральный банк (или совокупность банковских учреждений с полномочиями центрального банка). Нижний уровень при двухуровневой системе образует совокупность коммерческих банков, среди которых могут быть как частные, так и государственные.  
Центральные банки (ЦБ) выполняют ряд очень важных для экономики функций, среди которых могут быть выделены следующие:  
-        эмиссия национальных денежных знаков;  
-        контроль и общий надзор за деятельностью кредитных учреждений;  
-        хранение государственных золото-валютных резервов и ведение счетов правительства;  
-        кредитование коммерческих банков и хранение их резервных фондов;  
-        денежно-кредитное регулирование экономики.  
Центральный банк полностью свободен своей деятельности и подотчетен только Парламенту.  
Коммерческие банки (КБ) выполняют разнообразные операций, всю совокупность которых можно подразделить на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств). Кроме того банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами клиента).  
Цель коммерческого банка состоит в максимизации прибыли, не-распределяемая часть которой служит увеличению собственного капитала банка, что способствует обогащению его владельцев.  
Для поддержания своей ликвидности, под которой понимается способность банка выполнить свои обязательства перед вкладчиками, он должен постоянно иметь определенный резерв денежных средств. Центральный банк государства устанавливает для коммерческих банков норму обязательных резервов, которая представляет собой отношение величины обязательных резервов к обязательствам банка по бессрочным (а иногда и по срочным) вкладам. Величина этого норматива зависит от конкретной экономической ситуации и стоящих перед ЦБ задач, но она одинакова для всех коммерческих банков страны. В России за годы перестройки она колебалась в пределах от 20 % до 3%.

Вопрос 17. Банковская система государства 

Банковская система государства — совокупность кредитно-денежных, финансовых институтов, посредством которых в экономике осуществляется денежный и кредитный кругообороты. Банковские учреждения привлекают сбережения экономических субъектов, образуя депозитные счета, посредством чего становится возможным выдача кредитов. Главный орган любой банковской системы — ЦБ, в некоторых странах его название несколько трансформировано, например в США он носит название Федеральной резервной системы.

Классификация банковских систем может быть представлена следующим образом.

1. По количеству уровней  все банковские системы делятся на двухуровневые, трехуровневые и четырехуровневые. На первом уровне обязательно стоит Центральный банк страны. Далее, как правило, располагаются коммерческие банки и их филиалы. Последующие уровни занимаются в соответствии с национальными финансовыми особенностями страны. В некоторых государствах это сеть специализированных банков, которые выходят из-под контроля коммерческих. Еще один тип банковской системы — одноуровневый, существовал в плановой экономике СССР, когда был один единственный банк, сосредотачивающий в себе функции монополиста.

2. По степени уровня: макро-, микробанковские системы. Микро-, как правило, представлена банковскими структурами в отдельных субъектах страны: регионах, областях и т.

д. Макро- банковская система страны в целом, или национальная банковская система.

3. По степени развития банковские структуры делятся на развитые и развивающиеся.

4. В зависимости от  степени взаимодействия с внешней  средой принято различать замкнутые  и интегрированные банковские системы. Последние являются как бы встроенными в систему международных финансовых отношений.

Для того чтобы определить роль и место ЦБ в банковской системе, необходимо выделить его основные функции. Прежде всего это возможность эмиссии национальной валюты. Кроме того, на ЦБ возложена важная функцияконтроля над другими кредитно-финансовыми учреждениями, в соответствии с чем, регулируя динамику ставки рефинансирования и нормы резервирования, он проводит либо стимулирующую, либо сдерживающую кредитно-денежную политику. ЦБ посредством инструментов своей политики (изменение нормы резервирования, ставки рефинансирования, операции на открытом рынке) качественно воздействует на денежную базу страны, и предложение денег. Норма резервирования — это часть средств коммерческих банков, которые они обязаны хранить в ЦБ на случай непредвиденных обстоятельств. Центральный банк — это кредитор последней инстанции коммерческих банков, по установленной учетной ставке (ставке рефинансирования) он снабжает их необходимой суммой наличных денег.

Помимо всего прочего, ЦБ может выступать субъектом  международного денежного рынка.

Таким образом, основными  целями деятельности ЦБ можно назвать  следующие: защита и обеспечение  устойчивости национальной валюты, ее курса относительно иностранных  валют, осуществление контроля над  развитиембанковской системы в целом, а также обеспечение эффективного функционирования системы расчетов и ее совершенствование.

Коммерческие банки, как  правило, располагаются на втором уровне банковской системы. Основными целями их можно назвать прибыльность и платежеспособность. Первая осуществляется посредством динамики процентных ставок по кредитам и депозитам. Чем она выше, тем более выгодной для банка оказывается данная операция. Вместе с тем, любой банк должен быть платежеспособным, т. е. в случае необходимости вернуть вкладчику его «депозит» с процентами. Для того чтобы это было возможным, банки хранят часть денег в качестве обязательных и избыточных (по желанию) резервов в ЦБ страны. Что касается функций коммерческих банков, то их всего две: привлечение средств в депозиты и выдача кредитов. Кроме того, КБ способны создавать собственные кредитные деньги, посредством чего также воздействуют на величину денежного предложения.

 

Вопрос 18. Налоговая система и ее принципы. 

 

Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог  – это принудительное изъятие  государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в  обмен на товары и услуги (безо всякого  встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

определение правил ведения  экономической деятельности – «правил  игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора  экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

поддержание экономической  стабильности (борьба с инфляцией  и безработицей, обеспечение экономического роста);

производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения  доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая  безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь  выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут  предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство  собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки(процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается  налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t): Т = BT * t.

Принципы налогообложения  были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование  о природе и причинах богатства  народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной(налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой(сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой  системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система  должна обеспечивать эффективное распределение  и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это  часть цены товара или услуги. Поскольку  данный налог входит в стоимость  покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен  в цену товара либо как фиксированная  сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся  налог на добавленную стоимость  – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две  трети налоговых поступлений  составляют прямые налоги, а в развивающихся  странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых  поступлений составляют косвенные  налоги. Это связано с тем, что  косвенные налоги собирать легче  и объем налоговых поступлений  в этом случае зависит от цен товаров  и услуг, а не от доходов экономических  агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет  минимизировать потерю реальной стоимости  налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как  устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный  налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна  величине дохода. Прямые налоги (за исключением  подоходного налога и в некоторых  странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой  ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается  по мере роста величины дохода и  уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система  налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению  доходов, однако она вряд ли содействует  повышению эффективности производства.

При регрессивном налоге налоговая  ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста  дохода.

В макроэкономике налоги также  делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t - налоговая ставка, Y - совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой  суммы на каждую дополнительную единицу  увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма  налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике  действует прогрессивная система  налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Информация о работе Контрольная работа по "Макроэкономике"