Контрольная работа по «Микроэкономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Закон спроса – определяет обратную зависимость между величиной спроса и рыночной ценой. При увеличении цены спрос понижается и, наоборот, при прочих равных условиях.
Закон предложения – обычное отношение между продавцами и покупателями, которое состоит в том, что продавцы предлагают больше товаров и услуг, когда цены на них повышаются, и меньше, - когда цены понижаются.

Содержание работы

Закон спроса и закон предложения
Определение закона спроса
Неценовые факторы спроса
Объяснение закона спроса на микроуровне: эффект субституции, эффект дохода
Определение закона предложения
Неценовые факторы предложения
Правило максимизации прибыли и равновесие фирмы на товарном рынке
Основные предположения теории предпринимательской фирмы
Целевая функция фирмы
Условие максимизации прибыли и равновесие фирмы на товарном рынке
Модели олигопольного поведения
Характерные черты олигополии
Модель ломаной кривой спроса
Модель «лидерство в ценах»
«Ценовые войны» и тайный сговор
Олигополия и экономическая эффективность
Рынок капиталов и определение ставки ссудного процента
Спрос и предложение на рынке капитала
Определение равновесной ставки ссудного процента
Причины дифференциации процентный ставок
Задача 1
Задача 2

Файлы: 1 файл

КР.Микроэкономика.doc

— 1.62 Мб (Скачать файл)

Равновесие  существует тогда, когда ни одна фирма  больше не может получать выгоды от понижения цены. Это происходит, когда Р=АС, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Поскольку каждая фирма допускает, что другие фирмы не будут менять цену, то у нее нет стимула увеличивать цены. Сделать так значило бы потерять все продажи в пользу конкурентов, которая, как предполагается, удерживает свою цену неизменной на уровне  Р=АС. Это так называемое равновесие  Бертрана. В общем, на олигополистическом рынке равновесие зависит от предположений, которые делают фирмы о реакции своих соперников.

К несчастью  для потребителей, ценовые войны  обычно недолговечны.

Олигополистические  фирмы испытывают искушение вступить между собой в сотрудничество, чтобы устанавливать цены  и  делить рынки таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн  и их  неприятного воздействия на прибыль.

Тайный  сговор имеет место, когда фирмы достигают молчаливого (не выраженного словами) соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, распределить рынки или ограничить конкуренцию между собой. Для олигополии, участвующих в тайном сговоре, характерна тенденция к максимизации общих прибылей. Однако различия в спросе и издержках, наличие большого числа фирм, мошенничество посредством ценовых скидок, спады и антитрестовские законы являются препятствием для тайного сговора.

Стремление  олигополистов к тайному сговору, или кооперативному поведению, способствует образованию картелей – объединений фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции. Образование картеля требует выработки совместной политики, установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений.

Установление  единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен  достигается путем обязательного  снижения объема продаж. В результате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш: продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода поведение станет всеобщим, то картель развалится.

Теория игр  на ее современном уровне недостаточно учитывает институциональные аспекты  процесса возникновения, расцвета и  упадка картельных союзов. В настоящее  время явные соглашения картельного  типа встречаются редко. Гораздо  чаще можно наблюдать неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор.

3.5 Олигополия и экономическая эффективность

В теории существуют две различные точки зрения на экономические последствия олигополии.

Традиционная  точка зрения.

Очень часто  фирмы-олигополисты действуют сообща, что приближает олигополию к чистой монополии, т.е. ее экономические последствия схожи с последней. В условиях олигополии объем производства меньше оптимального, а цены выше, чем у фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции. Безусловно, в форме картелей олигополия крайне неэффективна, фактически воспроизводится групповая монополия. Сложнее дело обстоит с другими моделями олигополии, где конкуренция все-таки существует, но и этим формам олигополии будут свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. А из-за значительной рыночной власти, которая есть у олигополистов, эти недостатки будут выражены более ярко, чем при монополистической конкуренции.

Теория  Шумпетера – Гэлбрейта.

Хотя при  олигополии и не наблюдается эффективного распределения ресурсов (Рх> МС), для экономистов остается открытым вопрос о степени эффективности олигополии с точки зрения чувствительности к научно-техническому прогрессу и внедрению новаций. Ряд экономистов считает, что только крупные фирмы-олигополисты, располагающие значительными финансовыми, техническими и интеллектуальными ресурсами, способны обеспечить научно-технический прогресс. Существование барьеров для вхождения в отрасль в условиях олигополии гарантирует последней получение прибыли в течение длительного промежутка времени, которая затем может быть направлена на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). Однако конкретные примеры из реальной жизни показывают: очень многие изобретения, определяющие прогресс, были сделаны на мелких фирмах или даже изобретателями-одиночками.

Итак, на данный момент не сложилось единой точки  зрения об эффективности такой рыночной структуры, как олигополия, поскольку  можно выделить как положительные, так и отрицательные последствия  функционирования данной рыночной структуры.

 

4 Рынок капиталов и определение ставки ссудного процента

 

4.1 Спрос и предложение на рынке капитала

Спрос и предложение на рынке капитала — это спрос и предложение на физический капитал (здания, сооружения, машины и т.д.), а также заемные средства.

В рыночной экономике  четко различаются грани между  рынком капитальных благ и рынком услуг капитала. Например, предложение  факторов производства (услуг капитала), куда входят труд, земля, капитал, осуществляют домашние хозяйства, а спрос на факторы  производства предъявляют предприятия. Может показаться, что домашние хозяйства вовсе не предоставляют станки, оборудование и прочее фирмам. На самом деле, они предоставляют свои сбережения (заемные средства) на которые эти станки и оборудование приобретаются. Таким образом, фирмы предъявляют спрос на заемные средства для покупки и обновления оборудования, станков и др.

Спрос на услуги капитала можно представить на графике  в виде отрицательной кривой. На вертикальной оси откладывается  цена на услуги капитала (или рентная оценка) R, а также предельный продукт капитала в денежном выражении, а на горизонтальной оси - количество услуг капитала (DK).

Рисунок 4. Кривая спроса на услуги капитала

 

График, и в  частности, кривая спроса на услуги капитала, показывает, что по мере увеличения капитала в производственном процессе, снижается предельный продукт или предельная доходность капитала (MRPK). Проявляется закон убывающей доходности. Экономисты прошлого заметили такую тенденцию, что по мере вовлечения в производственные процессы фирм все большего количества капитала, его производительность и уровень дохода от него падают. Иными словами, падает чистая производительность капитала.

В условиях совершенной  конкуренции уровень дохода на капитал стремится к выравниваю под воздействием перемещения капитала от одних хозяйствующих субъектов к другим.

Кривая спроса на капитал показывает то количество капитала, которое будет приобретаться  фирмами.

Предложение услуг  капитала предоставляют домашние хозяйства, но помимо этого фирмы тоже предоставляют друг другу услуги капитала, путем сдачи в аренду станков, оборудования и прочее.

Следует различать  предложение капитала в краткосрочном  и долгосрочном периодах. В краткосрочном  периоде кривая предложения на капитал  абсолютно неэластична, так как в этот короткий период времени невозможно увеличить количество оборудования, станков, зданий и сооружений и т.д. В долгосрочном периоде кривая принимает эластичный вид, так как может измениться количество станков, оборудования и т.д.

На графике  кривая предложения имеет вид положительной кривой. На вертикальной оси откладывается цена на услуги капитала (или рентная оценка) R, а также предельные издержки упущенных возможностей (MOC), а на горизонтальной оси - количество услуг капитала (SK).

Рисунок 5. Кривая предложения услуг капитала

Из кривой предложения  капитала, имеющей положительный  наклон, можно сделать вывод, что  хозяйствующие субъекты, которые  предлагают услуги капитала не хотят  использовать его в других целях.

4.2 Определение равновесной ставки ссудного процента

Ссудный капитал – предоставляемый собственниками денег в ссуду предпринимателям и приносящий доход в виде процентов. Движение ссудного капитала называется кредитом.

Рынок ссудного капитала – совокупность финансовых рынков, на которых происходит перераспределение капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал.

Посредниками на рынке ссудного капитала выступают банки, фонды и другие специализированные финансовые фирмы. Главной задачей рынка ссудных капиталов является преобразование бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

Заемщиками (дебиторами) являются, прежде всего, предпринимательские фирмы, использующие заемные средства для создания нового капитала. Заемщиками являются также и индивидуальные потребители, которые берут взаймы средства для покупки товаров длительного пользования, и правительство – для покрытия бюджетных дефицитов и финансирования создания объектов общественного назначения. Однако, если первые предъявляют спрос на капитал в денежной форме, то вторые – спрос на деньги. Спрос на деньги со стороны домохозяйств и государства не связан с предпринимательской деятельностью.

Спрос на ссудный капитал – сумма всех заемных средств, на которые есть спрос у заемщиков при той или иной ставке ссудного процента. Спрос на заемные средства зависит от выгодности предпринимательских инвестиций. Субъектом спроса на капитал является бизнес. Спрос на капитал можно пред­ставить графически в виде кривой, имеющей отрицательный наклон.

Кредиторами являются индивидуальные потребители, фирмы и государство, располагающие свободными денежными средствами. Они выделяют часть своего текущего дохода для его использования другими и получают за это компенсацию в виде ссудного процента.

Предложение ссудного капитала – сумма сбережений, предлагаемых кредиторами по любой возможной ставке ссудного процента. Субъекты предложения капитала – это, прежде всего, домашние хозяйства. Предложение ссудного капитала зависит от временных предпочтений тех, кто сберегает, и от количества сберегателей. Кривая предложения капитала (Sc) имеет положительный наклон. Доля дохода, которую домохозяйства направляют на потребление и сбережение зависит от уровня их дохода и ставки процента (цены сбережений). С одной стороны, предложение сбережений эластично подуровню дохода (рисунок б).

Рисунок 6. Предложение сбережений

 

Иными словами, изменение доходов населения  оказывает значительное влияние  на величину сбережений. С другой стороны, предложение сбережений малоэластично  по цене (ставке процента), т. е. изменение  ставки процента не оказывает значительного  влияния на объем сбережений (рисунок а). В то же время необходимо помнить, что желание получить более высокий процент по своим сбережениям вынуждает людей искать более доходные способы помещения своих денег.

Бели соединить  два графика воедино (спрос на капитал и предложение капитала), то в точке пересечение кривых Dс и SC устанавливается равновесие на рынке капитала.

Рисунок 7. Равновесие на рынке капитала

 

Точка пересечения  кривой спроса на ссудный капитал  и предложения ссудного капитала показывает равновесную ставку ссудного процента (r0). Равновесие на рынке капитала отражает оптимальное соотношение между объемом сегодняшних товаров и услуг и их гипотетическим количеством в будущем и указывает на оптимальное количество инвестируемого капитала (Q0).

4.3 Причины дифференциации процентный ставок

На  величину ставки ссудного процента влияет ряд факторов:

  1. Риск инвестиционного проекта. Риск – неотъемлемая черта рыночной экономики. Предприниматель рискует, когда заключает контракт с новым поставщиком, осваивает новый рынок. Кредитор рискует, предоставляя кредит малоизвестной фирме; предоставляет деньги взаймы известной фирме, инвестирующей средства в новый проект. Чем выше риск, что заемщик не сможет возвратить ссуду, тем больший ссудный процент взимает кредитор.
  2. Срок предоставления ссуды. Чем больше срок предоставляемой ссуды, тем выше процентная ставка и наоборот.
  3. Обеспеченность ссуды. Залог – имущество или другие ценности, отданные заемщиком в качестве обеспечения ссуды. Если ссуда заемщиком не возвращается, то кредитор имеет право удовлетворить свое требование из стоимости залога. Залог в обеспечении займа обычно сокращает риск для кредитора, а чем меньше риск, тем меньше будет ставка ссудного процента.

4. Размер предоставляемой  ссуды. Ставка ссудного процента  на ссуды меньшего размера обычно выше, чем на более крупные. Объясняется это тем, что административно-управленческие расходы в абсолютном выражении как мелкой, так и крупной ссуды одинаковы. Поскольку издержки равны, то чем меньше ссуда, тем выше должна быть ставка ссудного процента.

5. Налогообложение  дохода (процента). Некоторые формы  кредита и доходы кредиторов  облагаются налогом. Величина  налога включается кредитором  в состав процента. Иными словами,  чем больше величина взимаемого  налога, тем больше ставка ссудного  процента. Кредитор может отдать предпочтение более низкой ставке ссудного процента по необлагаемому налогом кредиту и отказаться от кредита по более высокой ставке ссудного процента, если полученный доход будет облагаться налогом.

6. Условия конкуренции.  Чем больше банков (кредиторов) функционирует на данной территории, тем выше конкуренция между ними и ниже ставка ссудного процента. И наоборот.

Информация о работе Контрольная работа по «Микроэкономике»