Контрольная работа по "Мировая экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 07:13, контрольная работа

Описание работы

Развитие международного рынка товаров обусловил формирование и интенсивное развитие международного рынка услуг, который занимает значительное место в экономике государств мира. Так, доля услуг в ВВП развитых стран составляет сейчас около 70%, а развивающихся стран - 55%. В сфере услуг развитых стран мира занято более 60% работающих.

Обычно, под услугами понимают любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой.

Файлы: 1 файл

к-ая. мировая экономика.docx

— 60.64 Кб (Скачать файл)

Вариант 20

  1. Сущность и классификация услуг на международном рынке.

 

Развитие  международного рынка товаров обусловил  формирование и интенсивное развитие международного рынка услуг, который  занимает значительное место в экономике  государств мира. Так, доля услуг в  ВВП развитых стран составляет сейчас около 70%, а развивающихся стран - 55%. В сфере услуг развитых стран  мира занято более 60% работающих.

 

Обычно, под  услугами понимают любое мероприятие  или выгоду, которые одна сторона  может предложить другой.

 

В справочнике "Либерализация международных  операций с услугами", разработанном  в середине 90-х годов ЮНКТАД и  Всемирным банком, дается такое определение  услуг: "Услуги - это изменение  в положении институциональной  единицы, которая произошла вследствие действий и по взаимному согласию с другой институциональной единицей".

 

Производство  услуг имеет свои особенности. Оно  может быть, а может и не быть связано с товаром в его  материальном виде. В связи с этим различают два вида услуг:

 

-производственные (материальные);

 

-непроизводственные (нематериальные).

 

Услуги первого  вида опосредуются материально связанные  с материальными продуктами. Предоставление таких услуг по содержанию не отличается от процесса труда в материальном производстве. Второй вид услуг не связан с материальными продуктами и направлен непосредственно  на человека или ее окружения.

 

Есть разные подходы к классификации услуг. Руководство по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются все страны мира, относит к торговых (т.е. международных услуг) такие  их виды и подвиды: транспорт (пассажирский и грузовой), поездки (деловые и  личные), связь, строительство, страхование, финансовые услуги, роялти и лицензионные платежи, другие бизнес-услуги (посреднические услуги, лизинг и другие деловые, профессиональные и технические услуги), личные, культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные  и другие), правительственные услуги.

 

Классификация ГАТТ/ВТО включает более 600 разновидностей услуг. Она базируется на Международной  стандартизированной промышленной классификации, которая принята  ООН и признается во многих странах  мира. Согласно этой классификации к услугам относятся все товары, которые включены в категории 4-9, а именно: коммунальные услуги и строительство; оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, транспортировка, хранение и связь финансовое посредничество; оборона, здравоохранение и общественные работы; другие коммунальные услуги, социальные и личные услуги. Именно эта классификация используется во время переговоров о либерализации международной торговли услугами которые проходят в рамках ГАТС/ВТО. (GATS - General Agreement on Trade in Services) - это генеральное соглашение по торговле услугами, которая является главным международным документом, который регулирует международную торговлю услугами в целом.

 

Классификация Всемирного банка предусматривает  разделение всех услуг на две группы:

 

- факторные  услуги, которые включают платежи,  возникающие в связи с международным  движением факторов производства (доходы и инвестиции, роялти и  лицензионные платежи, зарплата  нерезидентам);

 

- нефакторные  услуги, которые включают остальных  видов услуг (транспорт, путешествия  и другие нефинансовые услуги).

 

Эта классификация  так же, как и предыдущая, используется при обсуждении проблем урегулирования международной торговли услугами в  рамках ГАТС, которые обычно сосредотачиваются  на нефакторних услугах.

 

Отмечая, что  предоставление услуг преимущественно  происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций, А. Киреев предлагает классифицировать услуги в зависимости от способа  их доставки потребителям:

 

а) услуги, связанные  с инвестициями, - банковские, услуги, профессиональные услуги;

 

б) услуги, связанные  с торговлей, - транспортные, страхование;

 

в) услуги, связанные  одновременно с торговлей и инвестициями, - связь, строительство, компьютерные и  информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.

 

В Украине  с целью анализа внешнеэкономической  деятельности используется классификация  с выделением транспортных, информационных, инжиниринговых, консалтинговых, туристических  услуг и т.п . (т.е. классификация нефакторних услуг).

Одним из распространенных видов услуг на международных  рынках инжиниринг - инженерно-технические  и консультативные услуги по созданию объектов промышленности, производственной и социальной инфраструктур. Эти услуги включают комплекс работ, который включает предпроектные технико-экономические исследования и обоснования, лабораторные или экспериментальные доработки технологии или прототипа, разработка детальных структур проекта от эскизного варианта к издание спецификации на оборудование, технологическое сопровождение в процессе освоения технологии или оборудования, консультирование в процессе реализации проекта и др.

 

Объектами инжиниринга могут быть целые  проекты или отдельные мероприятия, направленные на повышение эффективности  производства. Полный комплекс услуг  и поставок, необходимых для сооружения нового объекта, называется комплексным  инжинирингом. Составляющими его  являются: проектно-консультационный инжиниринг, технологический инжиниринг, строительный (общий) инжиниринг, управленческий инжиниринг.

 

Проектно-консультационный инжиниринг предусматривает предоставление услуг в проведении технико-экономического обоснования проекта, проектировании объекта, разработке планов строительства  и контроля за проведением работ, подготовке торгов на инженерно-строительные работы.

 

Технологический инжиниринг - это предоставление заказчику  технологии или технологий для строительства  и эксплуатации объектов, разработку проектов водоснабжения, энергоснабжения  и транспорта.

 

Строительный  инжиниринг - это оказание консультационных услуг при подготовке и осуществлении проекта: осуществление от имени заказчика надзора за строительством; проведение переговоров с проектировщиками и подрядчиками; консультирование и обучение специалистов; выполнение по желанию заказчика функций генерального подрядчика; поставка оборудования и монтаж установок.

 

Управленческий  инжиниринг - услуги по организации производственной структуры и системы управления предприятием.

 

Инжиниринговые  услуги оказывают инжиниринговые фирмы различных типов: проектные фирмы в строительстве; инженерно-консультационные фирмы широкого профиля также в строительстве; фирмы информационного инжиниринга; инжиниринговые фирмы по вопросам управления; маркетинговые фирмы.

Консалтинговые  услуги - консультирование производителей, продавцов и покупателей по вопросам экономической деятельности предприятия, фирм и организаций. Предоставляются консалтинговыми фирмами, которые осуществляют исследования и прогнозирования рынка, оценивают экспортно-импортные операции, разрабатывают технико-экономическое обоснование на объекты международного сотрудничества и создание СП, проводят комплексное маркетинговое исследование и разработка маркетинговых программ, разрабатывают экспортные стратегии на конкретных рынках и т.п.

 

Рост масштабов  продажи за границу оборудования и машинной техники вызывает необходимость  их технического обслуживания и обеспечения  запасными частями, что сопровождается предоставлением соответствующих  услуг.

 

Техническое обслуживание осуществляется как в  сфере обращения, так и в сфере  потребления.

 

Техническое обслуживание в сфере обращения  содержит предоставление услуг по предпродажного сервиса и предпродажного доработки. Предпродажный сервис охватывает распаковка товара, исправление повреждений, полученных при транспортировке, испытания  узлов и систем, инструктаж потребителей и предоставление им помощи при установке  или монтаже.

 

Предпродажное доработки предусматривает доукомплектование  экспортной продукции в соответствии с требованиями страны-импортера  и ее адаптацию к местным условиям.

 

В сфере  потребления техническое обслуживание заключается в обслуживании в  гарантийный и послегарантийный периоды. Первый из этих видов предусматривает  содействие в монтаже и пуске  в эксплуатации, консультации потребителей; устранение выявленных дефектов, проведение профилактических осмотров. Обслуживание в послегарантийный период предусматривает  такие же услуги, но они предоставляются  на коммерческих началах.

 

Одной из наиболее динамичных форм в международной  торговле услугами туризм. В последние  двадцать лет среднегодовые темпы  роста количества иностранных туристов в мире составляли 5,1%, валютных поступлений - 14%. По прогнозам экспертов ожидается, что при сохранении таких темпов роста, количество международных путешествий  на 2005 г. достигнет 900 млн. чел., а на 2010 г. - 937 млн. человек.

 

Международный туризм входит в тройку крупнейших отраслей-экспортеров, уступая лишь нефтяной промышленности и автомобилестроению, доля которых в мировом экспорте составляет 11% и 8,6% соответственно. Суммарный  доход стран мира от международного туризма составляет 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.

Доля туристического бизнеса составляет около 6% мирового ВНП, 7% суммарных капитальных вложений и 5% всех налоговых услуг. Это обусловливает особое внимание к развитию этой сферы бизнеса. Туризм как товар реализуется в форме услуг (материальных и нематериальных). Туризм не является товаром первой необходимости, поэтому он становится потребностью человека только при определенном уровне его доходов и определенном уровне богатства общества.

 

По международной  статистике, туристом есть любой человек, который временно посещает другую страну с кем-какой целью, кроме профессиональной деятельности, что оплачивается в  этой стране. В международной экономике  туристами считают лиц, которые  провели за границей более 24 часов. В противном случае их считают  экскурсантами.

 

Различают международный туризм трех видов:

 

-рекреационный  - с целью отдыха, лечения, занятий  спортом, поездки к родственникам,  знакомым и т.д.;

 

-научный  - для участия в конференциях, симпозиумах, конгрессах, научных  выставках и т.п.;

 

-деловой  туризм - встречи с деловыми людьми, посещение с целью посещения  выставок, ярмарок и др.

 

Классификация Всемирной организации по туризму (ВОТ) предусматривает разделение всех стран на две группы:

 

-страны - поставщики  туристов, или страны, импортирующие  туристические услуги. К этим  странам ВОТ относит США, Бельгию,  Данию, Германию, Голландию, Новую  Зеландию, Швецию, Канаду, Англию;

 

-страны, принимающие  туристов, или страны, которые экспортируют  туристические услуги. К этим  странам ВОТ относит Австралию,  Грецию, Кипр, Италию, Испанию, Мексику,  Турцию, Португалию, Францию, Швейцарию.

 

Международные транспортные услуги - это услуги всех видов транспорта, которые обеспечивают перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более  странами, и которые предоставляются  резидентами одной страны резидентам другой страны.

 

В зависимости  от вида транспорта, используемого  для перевозок, различают морские, речные, воздушные, трубопроводные, космические, железнодорожные и автомобильные  сообщения. Международные соединения бывают прямые и комбинированные. Прямые международные соединения обслуживает один вид транспорта, а комбинированные - последовательно два или несколько видов транспорта.

 

Наиболее  универсальным и эффективным  средством транспортировки больших  объемов товаров (грузов) является морской  транспорт. Его доля составляет около 80% от общего объема международных перевозок.

 

В международных  пассажирских перевозках лидирует воздушный  транспорт, который обеспечивает преимущество в скорости перевозок.

 

Все большее  применение в международных перевозках находит панъевропейская транспортная система с использованием мультимодальных  перевозок - перевозок, когда перемещаются модули (груз упакован в контейнеры, в пакеты на поддонах и трейлерах).

 

С конца 80-х  годов быстрыми темпами начал  создаваться мировой рынок информационных услуг, и в 1995 г. объем производства средств информации в мире составлял 1197 млрд. долл. США.

 

Международный информационный обмен - это передача и получение информационных продуктов  и предоставления информационных услуг  одной стране через государственную  границу другой страны.

 

Объектами международного информационного обмена являются: документированная информация; информационные продукты и информационные ресурсы; информационные услуги, средства информационного обмена.

 

Документированная информация - это информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Она бывает массовой или конфиденциальной.

Информация о работе Контрольная работа по "Мировая экономика"