Для
снижения задолженности использовался
также обмен в национальной
валюте одного долга на другой.
В частности, это происходило
при пересмотре официальной двусторонней
задолженности Бразилии. При осуществлении
такой операции правительство-должник
покупает со скидкой на вторичном
рынке бразильские долговые обязательства
и обменивает их по полной
стоимости на свой долг Бразилии.
Подобные операции были проведены
на основе договоренностей Бразилии
с Боливией, Гайяной, Парагваем,
что позволило последним существенно
уменьшить их задолженность Бразилии.
Уменьшение внешней задолженности
в ряде случаев создавало проблемы
для стран, участвующих в этих
операциях. При обмене долга
на акции правительство может
платить наличными за долговые
бумаги и выпустить инвестиционные
сертификаты или другие ценные
бумаги, чтобы финансировать приобретение
акций. Урегулирование внешнего
долга таким образом, заменяет
его на внутренний государственный
долг, что также требует его
обслуживания. Чистый бюджетный
выигрыш зависит, среди прочего,
от скидки, с какой правительство
перевело долг. Хотя операции
по переводу долга в акции
могут вызывать инфляцию, при
приватизации государственных предприятий
это не отмечается, поскольку
не происходит обычно увеличение
денежной массы, а обмениваются
активы. Подобного рода конверсия
долга использовалась для финансирования
программ приватизации в Чили,
Аргентине, на Филиппинах.
Обычно
считается, что конверсия долга
в ценные бумаги помогает увеличивать
приток капитала в страны-должники,
стимулируя дополнительные иностранные
прямые капиталовложения. Оценки
чистых выгод от притока прямых
инвестиций противоречивы, но
в любом случае эти операции
требуют расходов иностранной
валюты. Перевод прибылей и дивидендов
может вызывать давление на
платежный баланс в будущем.
Проблемы обычно возникают в
период экономических спадов, когда
компании стремятся репатриировать
свои капиталы. В отношении официальной
задолженности западные страны
проводили различную политику
зависимости от кредиторов. Пересмотр
долгов, которыми владели международные
институты, осуществлялся отдельно
от долгов, принадлежащих банкам.
Обязательства перед международными
институтами, в частности перед
МВФ и МБРР, должны были выполняться
в полном объеме и не подлежали
пересмотру, хотя целый ряд стран
имел просроченные платежи. В
связи с этим в 1990 г. Фонд
принял определенный механизм
разрешения проблем просроченных
платежей. Ряд промышленно развитых
стран Запада выделил дотации
или займы странам с просроченными
платежами для их погашения.
Одна из причин подобного подхода
заключается в том, что международные
институты, за исключением МВФ,
мобилизуют их ресурсы не через
правительство, а на финансовых
рынках, где размещаются их ценные
бумаги. Правительства выступают
держателями акций международных институтов,
вносят основной капитал, большая часть
которого может быть не оплачена, что имеет
существенное значение для нормального
функционирования институтов. Рынок сохраняет
конфиденциальность, обеспечивая институтам
высокий кредитный авторитет, что позволяет
им устанавливать по их долговым бумагам
относительно низкие проценты.
В результате
произошли важные изменения в
перестройке государственных долгов,
принадлежащих отдельным правительствам
развивающихся стран. Часть задолженности
была списана, большая доля
пересмотрена. Списание долгов прошло
по официальной помощи развитию,
основная масса которой была
предоставлена до 80-х гг. Общая
сумма пересмотренных задолженности
увеличилась в среднем за год
с почти 5 млрд. долл. в 1984-1985 гг.
до 12 млрд. долл. в 1969-1990 гг. и до 14
млрд. долл. в 1994-1995 гг.
Пересмотр
государственных долгов обычно обсуждается
в Париже неформальной группой кредиторов,
которая встречается в помещении
министерства финансов отдельно от банковского
комитета. Помимо определения условий
пересмотра долгов в каждом отдельном
случае, Парижский клуб установил
общие подходы к различным
группам стран исходя из уровня дохода
на душу населения. Участники Парижского
клуба принимают во внимание договоренности,
достигнутые на совещании глав государств
и правительств семи ведущих западных
стран. Наиболее льготные условия были
определены на совещании семерки
в Торонто к беднейшим странам
с крупной задолженностью.
В 90-е
гг. Парижский клуб стал более
благоприятно относиться к уменьшению
долгов среднеразвитых стран, имеющих
высокий уровень задолженности: удлинены
сроки выплат, предоставлена возможность
правительствам-кредиторам продавать
или обменивать займы по официальной помощи
и неконцессионные кредиты. Ряд правительств
стран-кредиторов, в частности Франция,
США, определяли свои доходы по пересмотру
задолженности ряда стран вне рамок Парижского
клуба. В результате предпринятых мер
по урегулированию кризиса международной
задолженности произошли изменения как
в величине, так и в структуре долгов, размерах
выплат по его обслуживанию. Частный долг
стран, который был гарантирован агентствами
по кредитованию экспорта или другими
институтами, был непосредственно преобразован
государственный долг. Если первоначальные
кредиты не были покрыты новыми займами,
в ряде случаев задолженность была уменьшена,
частные долги также были переоформлены
обычно со скидкой.
Одной из серьезных
проблем российской экономики времен
переходного периода стал непомерно
возросший внутренний долг, как внешний,
так и внутренний. Однако ни для
кого не секрет, что многие высокоразвитые
западные страны, члены Парижского
и Лондонского клубов, являются не
только кредиторами, но и крупнейшими
должниками, в первую очередь. Речь идет
о внутренней задолженности, и наиболее
классическим примером здесь являются
Соединенные Штаты. Большая часть внешнего
долга России - это наследство СССР, а именно
бездарной экономической политики правительств
Н. Рыжкова - В. Павлова в 1985-1990 гг. Ведь
именно правительству Рыжкова мы обязаны
уменьшением золотого запаса, обретением
гигантской скрытой инфляции, тотальному
дефициту и т.д.
Внешний
долг СССР зарубежным банкам
на сумму более 30 млрд. долл. реструктурирован.
Это произошло после того, как
Внешэкономбанк и Лондонский
клуб банков-кредиторов подписали
соглашение о реструктуризации
внешней задолженности СССР зарубежным
коммерческим банкам. Долговое бремя
(30 с лишним миллиардов долларов)
после пяти лет переговоров
и тщательной работы наконец
ослаблено. Тем не менее ситуация
с внешним долгом страны остается
весьма тревожной. В 1991 г. после
распада СССР сначала предполагалось,
что каждое из государств будет
нести свою долю ответственности
по внешнему долгу (союзный
долг тогда оценивался в 108
млрд. долл.), а также иметь соответствующую
долю в активах бывшего СССР.
Однако получилось так, что
только Россия смогла обслуживать
свои обязательства по внешним
долгам. Поэтому вскоре договорились,
что Россия примет на себя
долги всех бывших республик
СССР в обмен на их отказ
от причитающейся доли активов.
Подобное решение стоило дорого,
но позволило сохранить свои
позиции на внешних финансовых
рынках, зарубежную инфраструктуру,
обеспечило доверие потенциальных
партнеров. Первоначально прогрессу
переговоров с Лондонским клубом
о долгосрочной реструктуризации
долгов СССР коммерческим банкам
Россия препятствовала позиция
банков-кредиторов, настаивавших на
отказе России от государственного
иммунитета (это означало, что взыскания
кредиторов могли быть обращены
на активы СССР или России
за рубежом). На время переговоров
банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку
отсрочки платежей (так называемые
ролловеры). Всего в рамках Лондонского
клуба был предоставлен 21 ролловер.
В ноябре 1995 г. во Франкфурте-на-Майне
правительство РФ и члены Банковского
консультативного комитета Лондонского
клуба подписали Меморандум о
согласованных принципах глобальной
реструктуризации долга бывшего
СССР клубу на общую сумму
32,3 млрд. долл., включая проценты
сроком на 25 лет с семилетним
льготным периодом.
Предметом
соглашения с Лондонским клубом
является задолженность бывшего
СССР частным банкам по кредитам,
не застрахованным и не гарантированным
государственными компаниями, заключенными
до 31 декабря 1991 г. Сумма основного
долга составляет 24 млрд. долл., процентные
платежи - 8,3 млрд. долл.. Сумма долга
будет разбита на две части.
Основной долг планируется оформить
в ценные бездокументарные бумаги,
а проценты по нему - в бумажные
процентные облигации, Interest Accrual Notes
(IAN). Их эмитентом будет выступать Внешэкономбанк,
они будут зарегистрированы на Люксембургской
фондовой бирже. Предусмотрено обращение
этих облигаций в России и за ее пределами
(в Европейской клиринговой системе Euroclear).
Хотя эмитентом новых бумаг будет Внешэкономбанк,
они согласно постановлению правительства
от 15 сентября 1997 г. будут приравнены по
статусу к долговым обязательствам государства.
Внешэкономбанку предоставляется отсрочка
в погашении долгов на 25 лет с семилетним
льготным периодом, в течение которого
выплачиваются лишь проценты, причем по
достаточно льготной ставке.
Даже
после льготной реструктуризации
долга Лондонскому клубу кредиторов
положение России с точки зрения
обслуживания внешнего долга
остается непростым. По расчетам
ведущего эксперта исследований
и прогнозирования, если в течение
ближайших лет внешние заимствования
будут составлять хотя бы немногим
более 10 млрд. долл. ежегодно (как
это ожидается согласно официальным
документам), то к 2002 году сумма
внешней задолженности России
возрастет с нынешних 120 (на начало
1996 г.) до 220 млрд. долл. Расходы по
погашению внешнего долга будут
постепенно расти, и начиная
с 1999 г. финансирование дефицита
федерального бюджета за счет
внешних источников станет отрицательным,
т.е. вновь привлеченных внешних
займов уже не будет хватать
для обслуживания старых долгов.
Лондонский клуб
- это международное объединение частных
коммерческих банков - сформирован в конце
70-х гг. для решения проблем, возникших
из-за неспособности развивающихся стран
регулярно обслуживать внешнюю задолженность.
В отличие от Парижского Лондонский клуб
занимается вопросами задолженности перед
частными коммерческими банками, кредиты
которых не находятся под защитой госгарантий
или страхования.
Основные
методы решения долговых проблем:
реструктуризация задолженности,
отсрочка погашения, предоставление
возобновляемых кредитов. В составе
кредиторов, связанных с Внешэкономбанком,
430 банков во главе с Банковским
консультативным комитетом (список
банков - членов БКК приводится
ниже), который является органом
выработки общих принципов по
урегулированию задолженности ВЭБ
перед коммерческими банками
- кредиторами СССР. После 1991 г.
в России произошли глубокие
изменения. Именно на этом
переломном этапе развития страны,
когда наметился выход из кризиса
особенно актуальной становится
задача привлечения прямых иностранных
инвестиций. Они должны не только
дать серьезный импульс оздоровлению
российской экономики, но и
способствовать ее вхождению в мировую
экономику.
От российского
правительства требуются вполне
конкретные, практические меры по
улучшению работы с иностранными
инвесторами - в области законодательства,
кредитно-финансовой и налоговой
политики, в организационной и
информационной сферах. Существующее
законодательство об иностранных инвестициях
не отражает экономические реалии страны
и требует доработок, по степени риска
вложения капитала Россия находится на
одном из последних мест. Поэтому правительство
должно принять ряд новых акций по привлечению
иностранных инвестиций. Учитывая, что
вопросами регулирования и координации
привлечения иностранных инвестиций в
экономику России до последнего времени
занимались многие министерства и ведомства,
что затрудняло работу иностранных инвесторов
в России и вызывало обоснованные нарекания,
правительство России приняло решение
о возложении функций по координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти
РФ и органов исполнительной власти субъектов
РФ по вопросам сотрудничества с иностранными
инвесторами на Министерство экономики
России. Указанное решение облегчит практическую
деятельность иностранных инвесторов
на территории РФ.
Для
этого Министерство экономики
России должно обеспечить:
- систематическую,
увязанную с другими направлениями
экономической политики правительства,
разработку предложений в сфере
международного финансово-инвестиционного
сотрудничества;
- формирование
и реализацию государственной
политики по привлечению иностранных
инвестиций, а также координацию
сотрудничества в инвестиционной
сфере с международными финансовыми
организациями;
- работу
по заключению международных
договоров о поощрении и взаимной
защите капиталовложений, организации
и проведению международных тендеров,
заключению концессионных договоров
и соглашений о разделе продукции,
наполнению кредитов, получаемых
от международных финансовых
организаций и иностранных государств,
конкретными инвестиционными проектами,
созданию свободных экономических
зон и регулированию в них
деятельности иностранных инвесторов.
Приток
иностранных инвестиций жизненно
важен и для достижения среднесрочных
целей - выхода из современного
общественно-экономического кризиса,
преодоления спада производства
и ухудшения качества жизни
россиян. При этом необходимо
иметь в виду, что интересы
российского общества, с одной
стороны, и иностранных инвесторов
- с другой, непосредственно не совпадают.
Решающее
значение для формирования финансовых
ресурсов нашей страны имели
институциональные реформы конца
XX в. Этот период завершился
кризисом в августе 1998 г.
Необходимо
остановиться на главных элементах
кризиса, связанных с финансовыми
ресурсами. Среди них выделяются,
во-первых, глубочайшие потрясения
банковско-кредитной системы, которые
известны в литературе как
«паралич российских банков».
Во-вторых, кризис привел к крушению
едва сформированного российского
фондового рынка. Об этом свидетельствовало
многократное падение акций российских
компаний и многие другие негативные показатели.
Наконец, в-третьих, произошло ослабление
международных финансовых позиций России,
что было связано с девальвацией рубля
в условиях истощения золотовалютных
резервов, новой вспышкой инфляции, ухудшением
роста показателей международных экономических
отношений.
В настоящее
время активы всей банковской
системы России в 12 раз меньше
активов одного из австрийских,
занимающего 50-е место в списке
крупнейших мировых банков. Такие
незначительные размеры ослабляют
возможности банков кредитовать
развитие реального сектора страны.
Достаточно лишь отметить, что
банковские кредиты нефинансовым
организациям составляют 3% объема
инвестиций в основной капитал.
На долю кредитов с длительностью
свыше одного года приходится
примерно 10%, в то время как
в ряде развитых стран у
коммерческих банков производственное
кредитование нередко составляет
60-80%.