Информационные
ресурсы - это отдельные документы и отдельные
массивы документов в информационных
системах (архивах, фондах, библиотеках
и т.д.).
Информационные
продукты - это документированная информация,
подготовленная в соответствии с потребностями
пользователей.
Информационные
услуги - это действия владельцев информации
по обеспечению пользователей информационными
продуктами.
Средства
информационного обмена - это информационные системы и сети,
сети связи, используемые для международного
информационного обмена.
- Проблемы международной задолженности и пути ее урегулирования. Деятельность Лондонского и Парижского клубов.
Кризис международной
задолженности является одной из
серьезных проблем в функционировании
глобальной экономической системы.
Такие кризисы начинаются с того,
что какая-нибудь страна или группа
стран объявляют о невозможности
выплачивать свои внешние долги
или об аннулировании своего долга.
Если у должника нет желания погасить
свою задолженность, то добиться от него
возобновления выплат очень сложно,
а часто и просто невозможно. Объясняется
это тем, что в роли заемщика выступает
суверенный экономический агент, нередко
правительство иностранного государства.
Предъявить к такому заемщику санкции,
которые применяются к обычному
неплательщику той или иной страны,
невозможно. В этом проявляется специфика
международных экономических отношений.
Факты
банкротства нарушают равновесие
международного кредита, осложняют
процессы кредитования и заимствования.
Когда отдельные нарушения принимают
массовый характер, начинается очередной
кризис мировой задолженности.
Определим, что является причинами,
приводящими к кризису мировой
задолженности. Внешние заимствования
увеличивают ресурсы экономического
развития, но за полученные кредиты
рано или поздно нужно рассчитываться.
Обслуживание
внешнего долга имеет два аспекта:
1) выплату
основной суммы кредита;
2) уплату
процентов по кредиту.
Взятые
вместе, эти выплаты представляют
собой прямой вычет из дохода
и сбережений страны должника.
Если страна наращивает объем
внешних заимствований и (или)
повышаются процентные ставки
по кредитам, то расходы по
обслуживанию внешнего долга
растут. В нормальных условиях
внешний долг обслуживается за
счет валютных поступлений от
экспорта товаров и услуг. Иногда
для своевременного погашения
внешней задолженности страна
вынуждена не только наращивать
экспорт своей продукции, но
и сокращать расходы на импорт
зарубежных товаров. В ряде
случаев внешний долг обслуживается
путем новых заимствований за
рубежом[ Акопова Е.С. , Воронкова
О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика
и международные экономические
отношения. Серия ''Учебники, учебные
пособия''. Ростов - на - Дону: ''Феникс'',
2000. - с. 219. ].
Любая
страна с высоким уровнем задолженности
рано или поздно сталкивается
с обострением проблемы внешнего
долга. Возникновение сильной
мотивации к отказу от платежей
по внешнему долгу связано
с состоянием «сальдо заемных
операций», или «базового трансферта».
Это сальдо отражает соотношение чистого
притока (оттока) капитала и суммы внешнего
заимствования. Чистый приток (отток) капитала
равен валовому притоку капитала за вычетом
амортизации (выплаты основной суммы кредита).
Отсюда количественно сальдо заемных
операций, или базовый трасферт, можно
исчислить разницей между чистым притоком
капитала и суммой процента на весь внешний
долг. Обострение проблемы обслуживания
внешнего долга может произойти под влиянием
многих обстоятельств. Среди них важнейшими
являются: аккумулированный долг страны
становится чрезмерно большим; снижается
приток долгосрочного капитала, привлекаемого
на льготных условиях, и растет привлечение
краткосрочных кредитов на рыночных условиях,
результатом чего является рост процентной
ставки; трудности в регулировании платежного
баланса из-за ухудшения условий торговли;
общий спад производства или отрицательный
внешний шок (резкое изменение цен, процентных
ставок или обменного курса); страна утрачивает
доверие иностранных кредиторов, объем
кредитов уменьшается; бегство капитала
из страны в силу сложившейся экономической
и политической ситуации. Когда правительство
приходит к выводу, что выполнение всех
обязательств по обслуживанию внешнего
долга не обеспечивает в дальнейшем чистого
притока капитала, то, для того, чтобы избежать
оттока ресурсов из страны, оно отказывается
либо от части, либо от всех платежей по
долгам. Причем свое решение правительство
обычно аргументирует сложностью экономической
ситуации в стране, что встречает понимание
у большинства населения. К тому же, набирает
долги, как правило, одно правительство,
а отдавать их приходится другому.
В настоящее
время страны с высоким уровнем
задолженности имеют единственную
возможность избежать банкротства
- обратиться к стабилизационной
программе МВФ. Политика стабилизации
предполагает: отмену или либерализацию
валютного и импортного контроля;
снижение обменного курса местной
валюты; проведение жесткой внутренней
антиинфляционной программы, включая
контроль за кредитами банков,
правительственный контроль за
дефицитом государственного бюджета
путем урезания расходов и
увеличения налогов и цен, отказ
от индексации ставок заработной
платы, поощрение свободы рынков;
открытие экономики мировому
хозяйству и поощрение иностранных
инвестиций.
Таким
образом, главной причиной периодической
повторяемости международного кризиса
задолженности является наличие
сильной мотивации к отказу
от платежей по долгу суверенными
задолжниками. Причина прекращения
платежей суверенными должниками
помогает объяснить и некоторые
черты поведения международных
кредиторов - настойчивость в установлении
более высокой процентной ставки
в кредитах зарубежным правительствам
по сравнению с кредитами частным
и государственным заемщикам
в своей собственной стране. Требование
более высокой процентной ставки
является способом получения
своего рода страховой премии
на случай отказа от выплат по долгам.
Другой чертой кредитования заемщиков,
имеющих суверенный статус, являются широкие
колебания объемов кредита.
Подходы кредиторов и должников
к разрешению кризиса международной
задолженности
Первая
половина 80-х гг. в подходе кредиторов
к проблеме кризиса задолженности
выделяется несколько периодов:
1. В 1983-1985
гг. ТНБ стремились вынудить должников
по одиночке решать свои долговые
проблемы. Это осуществлялось в
форме отсрочки долгов или
представления новых займов для
обслуживания старых. В основу
пересмотра задолженности был
положен принцип регулярной выплаты
процентов. Пересмотр банковской
задолженности сопровождался ужесточением
условий для должников. Была
повышена надбавка к ставке
ЛИБОР до 2%, а комиссионные - до 1,1%
стоимости пересматриваемого долга.
Было заключено 67 соглашений по
пересмотру задолженности, которые
затронули почти половину всех
банковских кредитов, полученных
развивающимися странами. Структурализация
долга, по сути, не решала проблемы
внешней задолженности, а переносила
их на более поздние сроки.
Международные
валютно-кредитные учреждения выполняли
центральную роль в решении
проблемы внешней задолженности.
МВФ для каждого должника разрабатывал
стабилизационную программу, которая
обычно предусматривала либерализацию
или отмену валютного и импортного
контроля, снижение валютного курса,
открытие экономики страны, принятие
жестоких антиинфляционных мер.
Последние включали контроль
за кредитами банков, сокращение
дефицита государственного бюджета,
контроль за зарплатой, отмену
контроля за ценами и поощрение
свободы рынка. С принятием
этих программ увязывалось предоставление
новых банковских кредитов. Наряду
с получением кредитов от МВФ
или МБРР организовались также
гарантированные кредиты частных
банков. С этой целью кредитные
ресурсы МВФ в 1983 г. были
увеличены в 1, 5 раза.
2. В 1986 -1987
гг. произошло смягчение условий
пересмотра долгов. Было заключено
31 соглашение. Общая сумма пересмотренных
долгов увеличилась в три раза,
но объем новых кредитов сократился.
Соглашения о пересмотре долговых
обязательств еще в большей
мере стали увязываться с программами
МВФ.
3. С 1989 г.
предоставление новых кредитов
несколько увеличивалось, они
концентрировались в основном
на Мексике и Аргентине. И
хотя произошло улучшение условий
пересмотра долгов, общее количество
соглашений значительно уменьшилось.
Подход должников
. Среди кризисных развивающихся стран
в первое время отмечался политизированный
подход к решению проблем мировой задолженности.
Был выдвинут тезис об ответственности
за сложившуюся ситуацию как должников,
так и кредиторов, раздавались призывы
к полному отказу от платежей. Некоторые
страны - Заир, Замбия, Нигерия, Перу - ограничили
платежи по обслуживанию долга. Бразилия
в 1987 г. отказалась на несколько месяцев
платить западным частным кредиторам
по долгам, которые за время моратория
ежемесячно получали 400 млн. долл. Платежей
по процентам.
Во второй
половине 80-х гг. развивающиеся страны
отошли от политизированных заявлений,
стали подчеркивать необходимость
налаживания диалога на основе
разделения ответственности и
сотрудничества между всеми участниками
долговых отношений. Преодолев
разногласия, развивающиеся страны
в составе группы 77 выдвинули
совместную программу урегулирования
проблем внешней задолженности.
В ней предлагалось увязать
размер платежей по долгам
с фактическими возможностями
заемщиков, ограничить эти платежи
определенной долей доходов от
экспорта или долей ВВП. Развивающиеся
страны выступали за значительное
снижение уровня процентов по
государственным и гарантированным
государством займам, за списание
задолженности по государственным
кредитам, полученным наименее развитыми
странами. В программе отмечалась
необходимость принятия западными
странами мер, облегчавших банкам
пересмотр размеров и сроков
процентных платежей, продление
сроков консолидации кредитных
обязательств и погашение основной
суммы долга, а также предоставление
новых кредитов. В программе содержалось
предложение вести переговоры
о пересмотре условий задолженности
без предварительного соглашения
с МВФ.
Выдвижение
единой позиции явилось одной
из предпосылок изменения подходов
международных экономических организаций
и индустриальных стран Запада
к разрешению долгового кризиса.
Кроме того, первая половина 80-х
гг. показала, что решение проблем
задолженности должно дифференцироваться
от страны к стране, а увеличение
тяжести обслуживания долгов - бесперспективное
дело. Дальнейшее обострение проблемы
задолженности, связанная с истощением
внутренних ресурсов стран-должников,
привело к потерям многими
из них кредитоспособности на
международных рынках ссудного
капитала. В результате они не
смогли откликнуться на экономический
подъем западных стран во второй
половине 80-х гг. В промышленно
развитых странах осознали невозможность
выхода из тупика лишь на
основе стихийного действия рыночных
сил.
Политика кредиторов.
В 1988 г. были объявлены предложения, получившие
название плана Брейди, по имени министра
финансов США. Они были положены в основу
политики стран-кредиторов. Уменьшение
долга, снижение процентных ставок стало
частью международной стратегии в отношении
задолженности коммерческим банкам. Это
предполагало перевод необслуживаемой
задолженности в меньшие обязательства,
которые можно было полностью обслуживать,
поощрение банков обменивать их требования
к стране-должнику на новые обязательства
с различной степенью гарантий. Новые
обязательства должны были финансироваться
из валютных резервов страны-должника
и специальными кредитами МВФ и Мирового
банка. При этом страна-должник должна
была принимать жестокую программу структурной
перестройки в соответствии с рекомендациями
МВФ, включая ликвидацию бюджетного дефицита,
изменение ценообразования, либерализацию
внешнеторгового и валютного режима, установления
реального валютного курса.
Облегчение
тяжести долга достигалось в
каждом конкретном случае. Согласование
условий пересмотра долгов осуществлялось
между страной-должником и комитетом,
представляющим банки-кредиторы.
Каждое соглашение должно было
отвечать интересам всех кредиторов.
Согласованный подход западных
стран обращал внимание на
ослабление тяжести долгов наименее
развитых стран, предусматривая
частичное или полное списание
задолженности по льготным правительственным
кредитам в счет помощи. Значительные
льготы предусматривались в отношении
задолженности по государственным
кредитам.
План
Брейди также рекомендовал внести
коррективы в методы решения
долговых проблем стран со
средним уровнем дохода, включая
продление сроков долговых платежей,
перевод краткосрочной задолженности
в долгосрочную, снижение общей
суммы задолженности. В число
рекомендаций входило увеличение
притока внешних ресурсов в
кризисные страны. Для этого предусматривалось
увеличить средства в существующих
международных фондах и создать
новые. В целом данные предложения
западных стран были направлены
на содействие восстановлению
темпов экономического роста
стран-должников, усиление роли
ТНК на рынках развивающихся
стран.
В конце 80-х
- начале 90-х гг. число коммерческих
банков, снизивших долг, минуя переговоры
о пересмотре задолженности, увеличилось.
Банки проводили различные операции
по разрешению кризисной ситуации,
включая обратную покупку долга,
обмен долга на национальную валюту
и обмен долга на акции. Обмен
долга нации заключается в
том, что потенциальный инвестор
покупает со скидкой на вторичном
рынке ценных бумаг долг у коммерческого
банка, представляя его центральному
банку страны-должника для получения
средств в национальной валюте, которые
затем инвестируются. Такая операция
по пересмотру долга получила значительное
распространение. По оценкам Мирового
банка, за 1985 - 1989 гг. с использованием
этой операции были пересмотрены долги
на сумму 3-4 млрд. долл., в основном в
странах Латинской Америки, также
в Нигерии и на Филиппинах. Обмен
долговых бумаг - это операция, когда
кредиторы продают задолженность
развивающейся стране со скидкой
по отношению к номинальной стоимости
в национальной валюте. Эти операции
первоначально разрабатывались, чтобы
достичь две главные цели - погасить
часть обязательств развивающихся стран
по долгу и обеспечить их источниками
капитала.