Контрольная работа по «Мировой экономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ является ведущей мировой организацией по международному сотрудничеству в валютной сфере.

Содержание работы

«МВФ: цели, функции, структура управления. Кредитные операции МВФ».
Понятие «МВФ».
Цели МВФ
Функции МВФ
Структура управления МВФ
Кредитные операции МВФ

«Протекционизм и фритредерство (свободная торговля) - две тенденции в области внешнеторговой политики».
Международная торговля. Традиционные направления внешнеторговой политики государства: протекционизм и свободная торговля (фритредерство).
Формы протекционизма.
Инструменты внешнеторговой политики.
Преимущества и недостатки протекционизма.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Светличная_Мировая_экономика_контр_1.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Доступ стран-членов к кредитным  ресурсам МВФ ограничен определенными  условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд но подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода  времени страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ  первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая  Фондом в виде резервного кредита  в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление кредитов на протяжении года до 68 "и квоты страны-члена: кумулятивная, включающая задолженность страны но ранее полученным кредитам, предельная величина - 300"/о квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного соглашения).

 

Специальные фонды.

В целях расширения своих кредитных  возможностей МВФ практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они различаются  по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах. появление товаров-заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее  время до 30% квоты) стран, особенно  экспортеров сырья, валютные поступления  которых сокращаются в результате падения мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты)  стран-импортеров зерна, испытывающих  трудности в связи с ростом  мировых цен на зерно: с декабря  1990 г. по июнь 1992 г. кредитование  стран-импортеров нефти, нефтепродуктов  и природного газа:

3) с 1988 г. компенсационное финансирование  непредвиденных потерь для помощи  странам, испытывающим влияние  непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).

Кроме того, страна имеет возможность  обратиться к МВФ с просьбой о  выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны.

 

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты.

 

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах. При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-должникам часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации процентных платежей либо дополнительного обеспечения основного долга при обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх резервных или расширенных кредитов.

 

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ. Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном случае обусловливается выполнением страной-заемщицей набора более «мягких» макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50% их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требования МВФ.

 

Получение странами членами МВФ  средств из специальных фондов - это дополнение к их кредитным  долям. Использование страной ресурсов специальных фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей.

 

Образование дополнительных специальных  фондов в рамках МВФ путем заимствования  ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заёмщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.

 

 

 

 

  1.  «Протекционизм и фритредерство (свободная торговля) - две тенденции в области внешнеторговой политики».

 

    1. Международная торговля. Традиционные направления внешнеторговой политики государства: протекционизм и свободная торговля (фритредерство).

В настоящее время на планете  насчитывается около двухсот  независимых государств. Они играют неодинаковую по значению роль в мировой экономике в целом и международной торговле в частности. Следовательно, в сфере международной торговли страны мира пытаются добиться выгодных именно им позиций, условий и тому подобное.

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государствами. Ввозимые в страну товары образуют ее импорт, а вывозимые – экспорт. Сумма импорта и экспорта каждой страны составляет ее внешнеторговый оборот. Разница между совокупным импортом и экспортом называется сальдо торгового баланса. Оно может быть активным и пассивным. При отрицательном сальдо страна-должник обязана выплатить другим странам задолженность денежными средствами или поставкой дополнительной продукции либо получить кредит от страны-поставщика. Степень включения страны во внешнеэкономические отношения характеризуется отношением стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта. Рост экспортных заказов означает увеличение занятости и доходов, а рост импорта равносилен по своему эффекту росту сбережений, так как деньги уходят за границу и общий спрос сокращается. Поскольку национальные хозяйства всех стран в той или иной мере зависят от внешней торговли, то государство в законодательном порядке устанавливают определенные правила и условия внешнеторговой политики.

Исторически сложились два подхода  такой политики: протекционизм и свободная торговля.

Свободная торговля – это внешнеторговая политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения, при которой не устанавливаются какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику могут проводить только страны с высокой эффективностью национальной экономики.

 

Преимущества свободной  торговли:

 

  • беспрепятственно осуществляемая торговля способствует взаимовыгодному международному разделению труда,
  • в большой степени увеличивает реальный национальный продукт всех стран,
  • создает возможность повышения уровня жизни на всем земном шаре.

 

Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая торговля может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния /3, стр.170/.

Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя  стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция  иностранных фирм заставляет местные  фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции и используя новые методы производства, и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.

 

Если на пути свободной торговли появляются экономические или неэкономические  барьеры, то в силу вступает новый  принцип международной торговли - протекционизм.

Протекционизм — это политика, направленная на защиту национальной экономики путем ограничения (прямого или косвенного) ввоза иностранных товаров. Политика протекционизма, с одной стороны, защищает национальную промышленность и сельское хозяйство, способствует развитию общественного производства. С другой стороны, она выводит национальное хозяйство из жесткой конкуренции, ослабляет стимулы к снижению затрат на производство продукции и повышению ее качества. В рамках политики протекционизма предполагается, что защита отдельных отраслей отечественной экономики необходима на определенный срок, чтобы способствовать организованной перестройке производства. Наиболее популярным доводом в пользу проведения политики протекционизма является аргумент молодой отрасли. Протекционизм может быть эффективным средством стимулирования развития новой отрасли, которая может значительно увеличить благосостояние страны, но которая не сможет начать развиваться, если не будет защищена от конкуренции импорта. Со временем, при условии соответствующей защищенности, такая отрасль способна достичь внутренней экономии от масштаба (т. е. меньших затрат благодаря эксплуатации большого внутреннего рынка) и приобрести преимущества от различных положительных внешних эффектов (хорошо обученная рабочая сила или эффект обучения в процессе производства). В конечном счете, новая отрасль может стать равной или даже более эффективной по отношению к своим зарубежным конкурентам. После того как отрасль стала конкурентоспособной, меры протекционизма по отношению к ней могут быть отменены.

Информация о работе Контрольная работа по «Мировой экономике»