Экспортное кредитование
предусматривает финансовое стимулирование
государством развития экспорта национальными
фирмами.
Демпинг - нетарифный
метод: продвижение товара на внешний
рынок за счет снижения экспортных цен
ниже нормального уровня. Худший его вариант
- продажа товаров по цене ниже себестоимости.
Демпинг часто является методом конкурентной
борьбы за внешний рынок.
Торговое эмбарго - это запрет государством
ввоза или вывоза каких-либо товаров. Как
правило, страна вводит эмбарго по политическим
мотивам. Эмбарго наносит ущерб, как и
вводящей его стране, так и стране против
которой его ввели, и выгодно для других
стран, у которых появляется шанс получить
выигрыш. Главная цель эмбарго - оказать
давление на другое государство для достижения
политических и экономических целей /2,
стр.56/.
- Преимущества и недостатки протекционизма.
К преимуществам протекционизма (это
касается тарифов) можно отнести следующие
черты:
- Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, хотя бы временной, могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии
становления отрасли ее продукция не в
состоянии конкурировать с продукцией
из-за рубежа, часто цена ее выше цен товаров-конкурентов,
а качество ниже. Новая отрасль нуждается
во временной защите со стороны государства,
которая позволит ей развиться. В данном
случае внутренние потребители будут
платить более высокие цены, но с надеждой
на снижение их в перспективе.
- Пошлины и налоги являются источником
дохода государства. Во многих развивающихся
и слаборазвитых странах эта статья доходов
важна для бюджета.
- Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями произойдет сокращение
рабочих мест, что вызовет дополнительные
нагрузки на бюджет для выплат пособий
по безработице, также упадет уровень
жизни и потребления в стране. Протекционистская
защита отрасли будет способствовать
снижению структурной безработицы, по
крайней мере, в краткосрочном периоде.
Например, США поддерживают свою автомобильную
индустрию в надежде, что в будущем она
будет производить более дешевые автомобили,
чем в Японии. В долгосрочном периоде потребители
не будут платить высоких цен за машины,
поскольку должны проявиться плоды инвестиционных
программ, выраженные в более высокой
производительности и в снижении цен.
/8, стр.273/
- 4) Протекционизм обеспечивает национальную безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта)
необходимо для обеспечения национальной
безопасности. В соответствии с данным
аргументом относительно неэффективные
внутренние отрасли, производящие военно-стратегические
материалы и продукцию, следует изолировать
от иностранной конкуренции. Неизбежным
следствием подобного протекционизма
будет рост цен для внутренних потребителей.
У протекционизма имеется ряд следующих
недостатков:
- Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности,
финансовой сфере, т. к. он ограничивает
конкуренцию.
- Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита
отечественных производителей может привести
к самоизоляции страны, консервации отсталых
затратных производств. Протекционизм
сводит на нет формирование и плоды специализации
страны. При свободной торговле каждая
страна имеет возможность выделять и развивать
свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные
отрасли, наиболее полно реализуя свои
различные выгоды (напр. географическое
положение и т.п.). Протекционизм препятствует
этому, т.к. приходится перераспределять
ресурсы с более эффективных производств
в пользу менее эффективных, чтобы удовлетворять
разнообразные потребности внутреннего
рынка.
- Протекционизм, в частности, одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем
порядке импортный тариф для защиты отечественных
производителей от наплыва дешевых товаров
их конкурентов, рискует испытать на себе
ответные меры ее торговых партнеров и
введения ими пошлин на ее основные экспортные
товары.
- Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости.
И, наконец, протекционизм благоприятствует
национальным монополиям, которые также
заинтересованы в повышении цен.
- Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство
сокращает их доходы и возможность экспортировать,
в том числе и его продукцию. Также во многих
странах экспортные (и не только) товары
включают в себя импортные компоненты,
и тарифы ведут к росту издержек производства.
Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности
национальных товаров.
В современной политике регулирования
внешнеторгового обмена проявляется
объективная потребность в облегчении
международного общения при повышении
степени интернационализации производства
и капитала. Эта тенденция в области международных
экономических отношений выражается,
в частности, в ослаблении ограничений
внешнеторгового обмена, стремлении к
устранению препятствий на его пути. Такому
курсу соответствует политика либерализации
торговли, под которой понимается весь
комплекс государственных мероприятий
по регулированию внутренней экономики
и внешних связей для содействия внешнеторговому
обороту и снижению таможенных и иных
барьеров. С расширением международного
сотрудничества и либерализацией торговли
происходит постепенная интеграция различных
стран в единую мировую рыночную систему.
Список использованной
литературы:
- Акопова Е. С., Воронкова О. Н. , Гаврилко Н. Н., "Мировая экономика и международные отношения", Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000.
- Булатова. А. С., "Мировая экономика", М.: Юристъ, 1999.
- Дадалко В. А., "Мировая экономика", Минск.:, 2001.
- Ерпылева Н.Ю. Международный валютный фонд как институциональный механизм регулирования международной валютной системы // Право и политика. – 2007.
- Кузнецов В.С. Отношения России с МВФ // Мировая экономика и международные отношения. - 2002.
- Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. – М., 2007.
- Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. – 1999.
- Меньшиков С.С., "Новая экономика", М.:, 2002.
- Моисеев А.А. Международные финансовые организации: правовые аспекты деятельности. - М., 2006.
- Николаевой И. П., "Мировая экономика", М.:, Юнити, 2005.
- Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: Современные тенденции
и наши интересы. - М.: Финансы и статистика,
2006.
- Спиридонов И.А. "Мировая экономика", ИНФА-М.:,2001.
- Халевская Е.Д., Крозе И.И., " Мировая экономика", М.:,Юристъ,2001.