Контрольная работа по «Мировой экономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ является ведущей мировой организацией по международному сотрудничеству в валютной сфере.

Содержание работы

«МВФ: цели, функции, структура управления. Кредитные операции МВФ».
Понятие «МВФ».
Цели МВФ
Функции МВФ
Структура управления МВФ
Кредитные операции МВФ

«Протекционизм и фритредерство (свободная торговля) - две тенденции в области внешнеторговой политики».
Международная торговля. Традиционные направления внешнеторговой политики государства: протекционизм и свободная торговля (фритредерство).
Формы протекционизма.
Инструменты внешнеторговой политики.
Преимущества и недостатки протекционизма.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Светличная_Мировая_экономика_контр_1.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Формы протекционизма.

Можно выделить несколько форм протекционизма:

  • селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
  • отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);
  • коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
  • скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики. /3, стр.175/

 

    1. Инструменты внешнеторговой политики.

Государства, проводя протекционистскую  политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит  от ее конкретных целей.

К инструментам внешнеторговой политики относятся:

1) тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты);

2) нетарифные ограничения. 

Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы.

Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими:

  • экспортными (он применяются в промышленно развитых странах, в РФ применяются только на бензин и мазут);
  • импортные;
  • транзитные.

По способу взимания:

    • адвалорные (в процентах от цены товара);
  • специфические (в Сиде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара);
    • смешанные (товар облагается и первой, и второй пошлинами) /1, стр.235/

По характеру:

  • сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;
  • антидемпинговые - применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
  • компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств.

По происхождению:

  • автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
  • конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого, как генеральное соглашение о тарифах и торговле или соглашения о таможенном союзе;
  • преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

По типам ставок:

  • постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
  • переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

По способу вычисления:

  • номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
  • эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. /3, стр.178-181/

 

Функции таможенных пошлин:

  • протекционистская - функция импортных пошлин;
  • фискальная - экспортные и импортные пошлины приносят доход государству;
  • балансировочная - функция экспортных пошлин, предотвращение нежелательного экспорта товаров.

 

Тарифная квота  - это пониженная ставка таможенной пошлины для разрешенного объема импорта данного вида продукции по сравнению со ставкой для остального объема импорта этой продукции.

 

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней  торговли является координация таможенной политики и создание зон свободной  торговли или таможенных союзов. Таможенный союз предполагает беспошлинную торговлю между странами-участницами союза. Наиболее развитое интеграционное объединение — Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов формирования которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза. Присоединение к таможенному союзу может принести стране как дополнительный выигрыш, так и дополнительный проигрыш. Такой неоднозначный результат закономерен, поскольку вступление в таможенный союз сопровождается расширением торговли со странами-партнерами по союзу и одновременным свертыванием торговли с третьими странами.

 

 

Условия, при которых  можно ожидать выигрыш от присоединения  к таможенному союзу, следующие:

1) если в данной стране  спрос на импорт характеризуется высокой эластичностью;

2) если присоединение к таможенному  союзу приведет к снижению  внутренних цен в стране;

3) если меньше разница в уровне  цен в странах-партнерах по  союзу и в третьих странах. 

В целом выиграет страна или проиграет  от присоединения к таможенному  союзу, зависит от того, какой эффект будет преобладать: эффект расширения или эффект свертывания торговли.

Вместе с тем величина таможенных ставок зависят от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной  практике различают три возможных вида торговых режимов:

  • Режим наибольшего благоприятствования - это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из этих стран, и таможенная пошлина равна базовой. Это главный принцип, зарегистрированный ГАТТ / ВТО, и страны - члены данной организации должны его автоматически соблюдать.
  • Режим преференциальный (льготный) предоставляется любым странам, но в основном развивающимся, и означает, что базовая таможенная пошлина должна быть для них уменьшена до 50%, а в России - до 75%. Данный режим введен ГАТТ в 60 –г.
  • Беспошлинный режим - это режим свободной торговли, который может предоставляться любой стране, но, согласно ООН, обязателен для 47 наименее развитых государств (где ВНП на душу населения не более 100 долл. в год и удельный вес промышленности не более 10%). /1, стр.237-238/

 

К количественным методам относятся квотирование, лицензирование и "добровольное" ограничение экспорта. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Почему государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

Вместе с тем использование  квот на импорт может приводить к  дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая  ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров, и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем - к развитию коррупции.

По направленности действия квоты  разделяются на экспортные (вводятся для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке), импортные (вводятся для защиты местных производителей, сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения внутри страны, в политических целях). По охвату действия квоты делятся на глобальные, индивидуальные.

 

Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Выделяются:

  • разовая лицензия - письменное разрешение сроком до одного года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
  • генеральная лицензия - разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
  • глобальная лицензия - разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
  • автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

 

"Добровольное" ограничение  экспорта (ДОЭ) - это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышение цен. Наиболее широко ДОЭ используется в США /1; стр.241/.

 

К скрытым методам протекционизма относятся технические барьеры, при которых административные, технические нормы препятствуют ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно - гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требование законов о защите потребителей и многие другие.

 

Внутренние налоги и сборы - скрытые методы, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращением тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы на таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют протекционистскую роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары.

 

Политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Требование о содержании местных компонентов - скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

Наиболее распространенными финансовыми методами являются субсидии, кредитование и демпинг. Основным инструментом поощрения вывоза товаров за границу являются экспортные субсидии.

 

Субсидии - это правительственные платежи отечественным производителям, работающим на экспорт. Они могут принимать различные формы: наличные гранты, дешевые кредиты, снижение налогов на экспортные отрасли, долевое участие государства в производстве экспортной продукции. Понижение издержек посредством субсидий преследует две цели: 1) оказать помощь отечественным производителям в конкурентной борьбе против дешевого импорта и 2) более широкое проникновение на экспортные рынки.

По характеру выплат субсидии делятся  на прямые и косвенные.

По видам субсидии бывают внутренние и экспортные.

Внутренняя субсидия предусматривает бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Экспортная субсидия - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт /10, стр.271/.

Информация о работе Контрольная работа по «Мировой экономике»