Корпоративное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности модели корпоративного управления в России.
Задачи:
• Определить сущность корпоративного управления
• Рассмотреть модели корпоративного управления
• Провести сравнительный анализ моделей корпоративного управления
• Изучить международные стандарты корпоративного управления
• Ознакомиться с принципами корпоративного управления ОЭСР
• Рассмотреть модель корпоративного управления в России
• Проанализировать признаки основных моделей корпоративного управления в деятельности ОАО «Новосибирский завод химконцентратов»

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Корпоративное управление: сущность и содержание
1.1 Понятие и сущность корпоративного управления……………………….4-9
1.2 Модели корпоративного управления …………………………………..10-17
1.3 Сравнительный анализ моделей корпоративного управления………..17-20
2. Международные стандарты корпоративного управления
2.1 Рациональные деловые нормы и корпоративная практика ЕБРР…….21-25
2.2 Принципы корпоративного управления ОЭСР…………………….…..25-27
3. Анализ корпоративного управления в России
3.1 Российская модель корпоративного управления………………………28-31
3.2 Признаки основных моделей корпоративного управления в деятельности ОАО «Новосибирский завод химконцентратов»………………………..…31-34
Заключение…………………………………………………………………...….35
Список литературы…………………………………………………………..36-37
Приложение А………………………………………………………………..38-40

Файлы: 1 файл

господин курсач!.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Корпоративное  управление: сущность и содержание

1.1 Понятие и сущность  корпоративного управления……………………….4-9

1.2 Модели корпоративного  управления …………………………………..10-17

1.3 Сравнительный анализ моделей корпоративного управления………..17-20

2. Международные  стандарты корпоративного управления

2.1 Рациональные деловые  нормы и корпоративная практика  ЕБРР…….21-25

2.2 Принципы корпоративного  управления ОЭСР…………………….…..25-27

3. Анализ корпоративного управления в России

3.1 Российская модель корпоративного управления………………………28-31

3.2 Признаки основных моделей корпоративного управления в деятельности ОАО «Новосибирский завод химконцентратов»………………………..…31-34

Заключение…………………………………………………………………...….35

Список литературы…………………………………………………………..36-37

Приложение А………………………………………………………………..38-40

 

 

 

Введение

 

Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется  необходимостью: повышения конкурентоспособности корпораций на мировом рынке; обеспечения инвестиционной привлекательности корпораций для инвесторов; создания баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц, являющихся собственниками и (или) участвующих в управлении корпорацией, и др.

Также актуальность связана  с современными реалиями организации бизнеса в России. Это объясняется необходимостью обеспечения успешного долговременного развития российской экономики, привлечением инвестиций и повышением доверия инвестиций. Эффективность корпоративного управления прямо влияет на приток внешних инвестиций в экономику страны. Именно поэтому проблема корпоративного управления имеет важную значимость для России.

В связи с активизацией процессов глобализации хозяйственной  жизни, стала проявляться глобализация инвестиционных процессов. Это привело к усилению конкуренции за получение капитала компаниями разных стран. Они стали ориентироваться на требования инвесторов, основным из которых является надлежащая система корпоративного управления. В глазах инвесторов корпоративное управление является индикатором, на который они реагируют зачастую более оперативно, чем на улучшение макроэкономических показателей. Как показывает практика, эффективное корпоративное управление облегчает компаниям доступ на рынки капитала, способствует повышению доверия со стороны инвесторов и конкурентоспособности компании. Кроме того, политическая и экономическая реформы, принятые в России в последнее десятилетие, позволили отечественным корпорациям вступить в тесную связь с мировым хозяйственным процессом и остро поставили вопрос о такой российской модели корпоративного управления, которая бы воспринималась внешними экономическими организациями. В связи с этим возникла необходимость применения и развития надлежащей практики корпоративного управления.

Успешное развитие акционерных  компаний требует от собственников и высшего менеджмента разработки эффективных инструментов и механизмов управления бизнесом, согласования интересов между акционерами, выстраивания позитивных отношений со всеми группами лиц, заинтересованных в эффективной деятельности фирмы. Все эти вопросы входят в компетенцию высшего уровня управления акционерным обществом и относятся к области корпоративного управления, актуальность которой

значительно возросла.

Объект - корпоративное  управление в России.

Предмет -  модели корпоративного управления.

Цель исследования: выявить особенности модели корпоративного управления в России.

Задачи:

    • Определить сущность корпоративного управления
    • Рассмотреть модели корпоративного управления
    • Провести сравнительный анализ моделей корпоративного управления
    • Изучить международные стандарты корпоративного управления
    • Ознакомиться с принципами корпоративного управления ОЭСР
    • Рассмотреть модель корпоративного управления в России
    • Проанализировать признаки основных моделей корпоративного управления в деятельности ОАО «Новосибирский завод химконцентратов»

 

 

 

1. Корпоративное  управление: сущность и содержание

 

1.1 Понятие и сущность корпоративного управления 

 На сегодня отсутствует какое-либо единое определение понятия "корпоративное управление". В теоретическом плане о корпоративном управлении можно говорить в различных аспектах, поэтому определений этого понятия может быть множество.

  Управлять - значит "руководить, направлять  деятельность, действия кого-чего-нибудь; направлять ход, движение кого-чего-нибудь"1 В "Советском энциклопедическом словаре" управление рассматривается как "элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление - воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему - результат перекрещивания различных сил, массы случайных единичных актов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями (государством и др.)2.

  Корпоративное управление - разновидность  социального управления. Корпорация  представляет собой определенную организованную систему, элементом которой выступает управление. Его суть - воздействие на корпорацию как систему общественных отношений (организованную систему) с целью их упорядочения, сохранения их специфики.

Корпоративное управление является сознательным управлением, которое осуществляется специально формируемыми в корпорации органами. Более того, органы корпорации образуются в порядке, определенном законодательством, и законодательство определяет разграничение компетенции между этими органами. Поэтому корпоративное управление - это, прежде всего управление, осуществляемое на основании закона и принятых в соответствии с законом внутренних документов корпорации.

  Таким образом, в узком смысле  корпоративное управление - управление корпорацией - это воздействие на корпорацию как организованную систему, осуществляемое специально образованными органами, действующими в пределах своей компетенции.

  В соответствии со ст. 53 ГК РФ "юридическое лицо приобретает  гражданские права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом и иными правовыми актами, а также учредительными документами". Органы юридического лица формируют и выражают его волю, руководят его деятельностью.

  Органы юридического лица - органы управления. Так, Закон об АО предусматривает, что устав общества должен содержать структуру и компетенцию органов управления акционерным обществом, порядок принятия им решений.

  В широком смысле корпоративное  управление - это взаимоотношения  с внешним миром, т.е. система отношений между органами управления и должностными лицами эмитента, владельцами ценных бумаг таких эмитентов (акционерами, владельцами облигаций и иных ценных бумаг), а также другими заинтересованными лицами, так или иначе вовлеченными в управление эмитента (общества) как юридического лица.

  Суть корпоративного управления  в широком смысле - это процесс  поиска баланса между интересами  различных участников корпорации: акционеров и менеджеров, отдельных  групп лиц и компании в целом,  путем реализации участниками корпорации определенных стандартов поведения (этических, процедурных), принятых в деловом сообществе.

  Как пишет А. Осиновский, участников, входящих в систему корпоративных  отношений, можно разделить на  две большие группы: само акционерное общество и акционеры этого общества3. В состав этих групп входят:

- менеджмент  корпорации (эмитента);

- крупные  акционеры (мажоритарные);

- миноритарные  акционеры (владеющие незначительным  количеством акций);

- владельцы  иных ценных бумаг эмитента;

- кредиторы  и партнеры, не являющиеся владельцами  ценных бумаг эмитента;

- федеральные  органы исполнительной власти, органы  исполнительной власти субъектов  РФ, а также органы местного  самоуправления.

  Взаимодействие этих групп порождает  основные конфликты в сфере корпоративного управления, которые ведут к нарушению прав и интересов каждой из них. Кроме того, необходимо учитывать, что акционерами могут быть как физические, так и юридические лица, что усложняет систему корпоративных отношений, делает ее достаточно сложной, с множеством различных связей между элементами этой системы.

  Разные участники корпорации  имеют свои различные интересы. Различие в интересах участников  в рамках одного хозяйственного  общества еще не является конфликтом. Но как только носители различных интересов предпринимают те или действия, направленные на реализацию их интересов, на достижение целей, отличных от целей других участников корпоративных отношений, возникает конфликт, т.е. столкновение, разногласие, противоборство сторон.

  Конфликт интересов в корпорации связан, прежде всего, с отделением собственности от управления. Менеджеры в корпорациях далеко не всегда являются их собственниками. Интересы менеджеров заключаются в сохранении прочности своего положения, а их усилия сконцентрированы на оперативной деятельности корпорации. Несовпадение интересов менеджеров и собственников акций, интересов крупных и мелких акционеров, интересов менеджеров и органов государства - основная проблема в корпоративных отношениях.

  Корпоративное управление - такой комплекс мер, которые осуществляют как зарубежные, так и российские компании для защиты интересов собственников и в конечном итоге для повышения стоимости компании и привлечения инвестиций. 4

  Если на Западе корпоративные  конфликты в основном выражаются в противоречии интересов менеджеров и акционеров, то в России часто наблюдается ущемление прав миноритарных акционеров со стороны мажоритарных. Наиболее распространенными нарушениями являются:

- перенос  финансового бремени прежних  компаний на миноритариев в ходе реорганизации и перевода прибыльного бизнеса в новые компании;

- вывод  активов в аффинированные компании без учета мнения миноритарных акционеров;

- нарушение  права акционеров на участие  в управлении компанией, в том  числе на участие в общем собрании;

- размещение  акций путем закрытой подписки "дружественным структурам" по  номинальной цене ("размывание" капитала) и т.д.

  Вместе с тем, увлекшись борьбой  за права мелких акционеров, законодатель  не заметил, что в балансе  корпоративных отношений произошел крен в другую сторону. Сегодня от миноритариев необходимо защищать само общество, деятельность которого может быть легко парализована исками мелких акционеров.

Таким образом, в управлении корпоративными отношениями должен быть найден определенный баланс интересов мажоритарных и миноритарных акционеров, самого общества и государства.

  Такое воздействие на корпоративные  отношения, которое обеспечивает  баланс интересов различных участников  этих отношений, минимизирует  конфликты их интересов, обеспечивает устойчивое существование корпоративных отношений и их поступательное развитие, является корпоративным управлением. Поэтому в самом широком понимании корпоративное управление включает вообще все отношения, так или иначе влияющие на положение акционеров и поведение самого акционерного общества. В таком широком понимании корпоративное управление тождественно корпоративному поведению, т.е. взаимодействию участников корпоративных отношений между собой и внешним миром - деловым сообществом, местным населением, государственными органами. 5

1.2 Модели корпоративного управления

В настоящее время  в мире существует довольно много  различных моделей корпоративного управления. В зависимости от особенностей каждая страна формирует свою специфическую модель корпоративного управления. Вместе с тем все национальные системы корпоративного управления основываются на трех моделях корпоративного управления: англо-американской, немецкой и японской.

Англо-американская модель

  1. Область распространения модели.

Англо-американская модель распространяется на корпорации США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии.

Информация о работе Корпоративное управление