Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:01, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности модели корпоративного управления в России.
Задачи:
• Определить сущность корпоративного управления
• Рассмотреть модели корпоративного управления
• Провести сравнительный анализ моделей корпоративного управления
• Изучить международные стандарты корпоративного управления
• Ознакомиться с принципами корпоративного управления ОЭСР
• Рассмотреть модель корпоративного управления в России
• Проанализировать признаки основных моделей корпоративного управления в деятельности ОАО «Новосибирский завод химконцентратов»
Введение………………………………………………………………………….3
1. Корпоративное управление: сущность и содержание
1.1 Понятие и сущность корпоративного управления……………………….4-9
1.2 Модели корпоративного управления …………………………………..10-17
1.3 Сравнительный анализ моделей корпоративного управления………..17-20
2. Международные стандарты корпоративного управления
2.1 Рациональные деловые нормы и корпоративная практика ЕБРР…….21-25
2.2 Принципы корпоративного управления ОЭСР…………………….…..25-27
3. Анализ корпоративного управления в России
3.1 Российская модель корпоративного управления………………………28-31
3.2 Признаки основных моделей корпоративного управления в деятельности ОАО «Новосибирский завод химконцентратов»………………………..…31-34
Заключение…………………………………………………………………...….35
Список литературы…………………………………………………………..36-37
Приложение А………………………………………………………………..38-40
Если рассматривать модели относительно требований к раскрытию информации, то нетрудно заметить, что самые строгие разработаны в США. В США в отличие от двух других моделей (в которых финансовая информация представляется раз в полгода) финансовая отчетность о деятельности корпорации представляется каждый квартал. В Японии сообщается сумма совокупного вознаграждения управляющим и директорам, а в США - по каждому лицу. В Германии предоставляются совокупные данные о вознаграждении директорам и менеджерам, в отличии от индивидуальных сведений в США, не сообщаются сведения о членах наблюдательного совета и их владении акциями корпорации.
В Германии федеральные законы оказывают весьма сильное влияние на деятельность корпорации, в сравнении со всеми остальными моделями. В Японии правительственные министерства также имеют огромное влияние на ход развития промышленной политики. В США деятельность корпораций подчинена законодательству в меньшей мере. Некоторые вопросы (например, требования к раскрытию информации, отношения между корпорацией и акционерами, деятельность рынка ценных бумаг) подвластны федеральному агентству, Комиссии по ценным бумагам и биржам.
Если рассматривать действия, которые требуют одобрения акционеров, то японская и немецкая модели схожи, так как в обеих одним из основных таких действий является распределение средств и выплата дивидендов.
В англо-американской модели основными вопросами, требующими одобрения акционеров, являются: избрание директоров и назначение аудиторов. Те же вопросы свойственны и для японской модели. Англо-американская модель отличается наибольшей свободой для акционеров, так как они имеют право вносить предложения в повестку дня ежегодного общего собрания акционеров. Эти предложения должны касаться непосредственно деятельности корпорации. А те акционеры, которые обладают более чем 10 процентами капитала корпораций, могут даже созывать внеочередное собрание акционеров. В Японии акционеры получили право вносить свои предложения в повестку дня ежегодного собрания сравнительно недавно. Для немецкой модели предложения, вносимые акционерами, являются чем-то привычным.
В японской и немецкой моделях существует очень тесная связь между банком и корпорацией, благодаря чему банк выполняет большое количество функций. Англо-американская модель и японская схожи тем, что в них акционер может голосовать по доверенности, лично на голосовании не присутствуя. А в немецкой модели такого быть не может. И в ней очень сильно влияние банков, так как если акционер по каким-либо причинам не может принять участие в голосовании, то от его лица по своему усмотрению голосует банк. Отличительной особенностью японской модели является то, что корпорации заинтересованы в долгосрочных, предпочтительно аффилированных акционерах. А в немецкой модели даже мелкие акционеры имеют определенное влияние на деятельность корпораций.
Таким образом, модели корпоративного управления имеют как сходства, так и различия. И при сравнении нетрудно заметить, что у японской модели наибольшее сходство достигается с немецкой моделью. А англо-американская модель отличается от этих моделей прозрачностью в деятельности корпораций, приданию важности краткосрочным интересам акционеров, а также наиболее строгими мерами, применяемыми к раскрытию информации.
2. Международные
стандарты корпоративного
2.1 Рациональные деловые нормы и корпоративная практика ЕБРР
Этот документ подготовлен Европейским банком реконструкции и развития совместно с компанией «Куперс энд Лайбранд» в 1997 году с целью помочь компаниям понять, какие общие моменты учитываются солидными кредиторами и инвесторами при принятии инвестиционного решения. Согласно Рациональным деловым нормам и корпоративной практике ЕБРР компаниям рекомендуется соблюдать следующие принципы во взаимоотношениях с заинтересованными сторонами:
1. Взаимоотношения с клиентами
2. Взаимоотношения с работниками
3. Взаимоотношения с поставщиками
4. Взаимоотношения с общественностью
5. Взаимоотношения с государственными органами и местными властями
Наиболее важное значение имеют взаимоотношения компании с ее акционерами. В связи с этим Рациональные деловые нормы содержат следующие рекомендации:
1) относительно структуры управления компанией
2) относительно прав акционеров
3) относительно раскрытия информации
4) относительно совета директоров
5) относительно системы сдержек и противовесов
Успех компании зависит в конечном итоге не только от наличия у нее рациональной стратегии, грамотного руководства, ценного имущества и перспективного рынка. Во многом успех определяется прочными связями компании с различными группами лиц, от которых она зависит: клиентами, акционерами, кредиторами, работниками, поставщиками, местной общественностью, государственными органами и местными властями. Прежде чем доверить свои деньги какой-либо компании кредиторы и инвесторы, думающие о завтрашнем дне, захотят убедиться в прочности и стабильности ее взаимоотношений со всеми этими группами лиц. Это – неотъемлемая часть того тщательного обследования, которое они проведут до взятия на себя обязательств. Прочность и стабильность взаимоотношений определяются рациональной практикой, поведением и нормами. Таким образом, успех и будущее компании и ее возможности привлекать капитал зависят от внедрения и соблюдения таких норм. Цель настоящих принципов, разработанных ЕБРР при содействии компании «Куперс энд Лайбрант» - сформулировать такие нормы и тем самым помочь компаниям понять, какие более общие моменты учитываются солидными кредиторами и инвесторами при принятии решения о предоставлении кредита или вложения капитала. Для ЕБРР важно, чтобы учитывали эти моменты и внедряли рациональные деловые нормы и корпоративную практику.
Несмотря на универсальный характер этих принципов, их, безусловно, необходимо конкретизировать применительно к каждой стране и к каждой компании с учетом действующих законов, норм и прочих конкретных обстоятельств (например, размера компании). Их не следует рассматривать как полный перечень инвестиционных критериев.
Компаниям важно четко представлять, к какого рода нормам им следует стремиться, и решительно добиваться их внедрения.
2.2 Принципы корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана в 1960 году с целью предоставления правительствам стран-участниц (в данный момент в состав ОЭСР входит 29 государств) основополагающих принципов разработки и усовершенствования экономической и социальной политики. В 1998 году Советом ОЭСР было принято решение о необходимости разработки стандартов и норм корпоративного управления.
Принципы ОЭСР касаются пяти областей:
Структура корпоративного управления должна защищать права акционеров. К основным из них относятся: надежные методы регистрации права собственности; отчуждение или передача акций; получение необходимой информации о корпорации на своевременной и регулярной основе; участие и голосование на общих собраниях акционеров; участие в выборах правления; доля в прибыли корпорации.
Структура корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение к акционерам, включая мелких и иностранных инвесторов. У всех акционеров должна быть возможность получить эффективную защиту в случае нарушения их прав.
Структура корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц и поощрять их активное сотрудничество с компанией в создании рабочих мест, повышении благосостояния и обеспечении финансовой стабильности предприятий.
Структура корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся компании, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией. Строгий режим раскрытия информации может помочь в привлечении капитала и поддержании доверия к фондовым рынкам. Акционеры и потенциальные инвесторы нуждаются в доступе к регулярной, надежной и сопоставимой информации, достаточно детальной, чтобы они могли оценить качество управления, осуществляемого администрацией, и принимать информированные решения по вопросам оценки, собственности и голосования акциями. Недостаточная или нечеткая информация может ухудшить функционирование рынка, повысить стоимость капитала.
Структура корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое управление компанией, эффективный контроль за деятельностью администрации со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров акционерам.
Не существует единой модели эффективного корпоративного управления. В то же время, работа, проведенная в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), позволила выявить некоторые общие элементы, лежащие в основе корпоративного управления. В рекомендательном документе Организации экономического сотрудничества и развития ("Принципы корпоративного управления") определены принципиальные позиции миссии корпораций, основанные на этих общих элементах. Они сформулированы так, чтобы охватить различные существующие модели. Эти "Принципы" сосредоточены на проблемах управления, возникших в результате отделения собственности от управления. Некоторые прочие аспекты, касающиеся процессов принятия решений в компании, такие, как экологические и этические вопросы, также приняты во внимание, но в более детальной форме они раскрыты в других документах ОЭСР (включая "Руководство" для транснациональных предприятий, "Конвенцию" и "Рекомендацию по борьбе с взяточничеством"), а также в документах других международных организаций. 8