Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 16:11, курсовая работа
При этом Центральным банком могут быть задействованы следующие основные инструменты регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении:
изменение нормы резервирования;
изменение учетной (дисконтной) ставки;
операции на открытом рынке.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1: Кредитно-денежная политика: цели, сущность, инструменты…………………………………………..2
1.1 Цели, сущность кредитно-денежной политики……………….2
1.2 Инструменты кредитно-денежной политики…………………..4
Глава 2: Кредитно-денежная политика (зарубежный опыт)………………………………………………………………………….10
2.1 Кредитно-денежная политика России……………………………..10
2.2 Проблемы развития денежно-кредитной политики в странах центральной и восточной Европы…………………………………………..12
2.3 Денежно-кредитная политика в Японии………………………….12
2.4 Кредитно-денежная политика в Мексике………………………...14
Глава 3: Кредитно-денежная политика Республики Беларусь. Особенности кредитно-денежной политики Республики Беларусь………………………………………………....20
Заключение……………………………….……………………….....27
Введение………………………………………………………
Глава 1: Кредитно-денежная политика: цели, сущность, инструменты…………………………………………..2
1.1 Цели, сущность
кредитно-денежной политики…………
1.2 Инструменты кредитно-денежной политики…………………..4
Глава 2: Кредитно-денежная
политика (зарубежный опыт)…………………………………………………………………
2.1 Кредитно-денежная политика
2.2 Проблемы развития денежно-
2.3 Денежно-кредитная политика в Японии………………………….12
2.4 Кредитно-денежная политика в Мексике………………………...14
Глава 3: Кредитно-денежная
политика Республики Беларусь. Особенности
кредитно-денежной политики Республики
Беларусь………………………………………………....
Заключение……………………………….…………………
Деньги играют ключевую роль в процессе обмена на всех рынках. Отсюда вытекает и особая роль денежно-кредитной политики для функционирования экономики в целом.
Денежно-кредитная политика- это сознательный контроль за денежной массой в целях поддержания экономической стабильности, минимальной инфляции, максимальной занятости.
Для этого денежно-кредитная политика оказывает воздействие на объем денежной массы, контролируя и управляя объемом денежных резервов в банковской системе в целом. Во время спада Центральный банк, проводящий эту политику, предпринимает действия, ведущие к увеличению денежной массы (денежного предложения), что, в свою очередь, ведет к увеличению расходов и совокупного спроса; во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.
В системе мер косвенного воздействия на производство денежно-кредитная политика относится к наиболее эффективным и гибким. Корректно разработанная и правильно реализуемая, она ставит предпринимателя в такие условия, в которых он вынужден поступать в соответствии с целями этой политики. Причем внешне все выглядит так, будто реализуются самостоятельные решения предпринимателя. Подобным образом государству через кредитную политику удается решить сложнейшие задачи общенациональной экономической политики. И происходит это в результате и благодаря использованию столь мощного института, как Центральный банк.
При этом Центральным банком могут быть задействованы следующие основные инструменты регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении:
Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Противоречивый, в значительной мере неудачный опыт
реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные разногласия в стане экономистов наблюдаются не только по поводу
предлагаемых для реализации мер, но даже в оценке существующего положения дел. Так, наряду с мнением, что проводимая государством денежно-кредитная политика с 1995 г. была крайне жесткой, но эффективной, а причины падения рубля оказались чисто психологическими, высказывалось убеждение, что именно проводимый Центральным Банком курс оказался в итоге провальным. В качестве подтверждения обычно приводится статистика, которую можно назвать вопиющей: кризису лета 1998г. предшествовало громадное сокращение чистых валютных резервов на 14,6 млрд. долл., причем на 7,9 млрд.– с мая по август 1998г.. Такая политика денежных властей многими авторами напрямую называется безответственной.
Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучения теоретического
- ознакомление с текущим
– с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;
- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.
Глава 1: Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики
Современная денежно-кредитная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики. С институциональной точки зрения, кредитно-денежная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.
В современной кредитной системе выделяются три основных звена: Центральный банк; коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые институты.
Главенствующее положение в кредитно-денежной системе занимает Центральный банк, который называют “банком банков”. В разных странах Центральные банки исторически выделились из массы коммерческих банков, как главные эмиссионные центры, то есть государство предоставило им исключительное право эмиссии банкнот. Некоторые из Центральных банков были сразу учреждены как государственные институты (Немецкий федеральный банк, Резервный банк Австралии), другие были национализированы после Второй мировой войны (Банк Франции, Банк Англии, Банк Японии, Банк Канады, Банк Нидерландов). Некоторые Центральные банки до сих пор существуют на основе смешанной государственно-частной собственности (например, Федеральная резервная система США, возникшая в 1913г.).
Центральные банки выполняют ряд важных функций, среди которых следует выделить:
Главная задача денежно-кредитной политики Центрального банка- поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика Центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине ХХ века сложился магический четырехугольник целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.
Коммерческие банки представляют собой главные “нервные” центры кредитно-денежной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера. На ранних этапах развития банковского дела коммерческие банки обслуживали преимущественно торговлю, кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, то есть в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет Центральный банк.
В настоящее время
Кроме того, коммерческие банки осуществляют денежные платежи и расчеты, могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе), к которым относятся, например, обязательства по торговым сделкам лил предоставление финансовых гарантий. Банки также осуществляют доверительные операции (то есть банки принимают на себя функции доверенного лица и выполняют в этом качестве операции по управлению имуществом, ценными бумагами клиентов). В последние десятилетия важной тенденцией в развитых странах стало дерегулирование финансовых рынков, выразившееся в смягчении или полной отмене ограничений и запретов в области финансовой деятельности. В частности, были отменены ограничения на территориальную экспансию банков, на предельный уровень ставок и тарифов по различным операциям, появилась возможность использования новых финансовых инструментов и новых видов обслуживания. Все это привело к резкому усилению конкуренции в банковском секторе экономики.
Особое место в современной рыночной экономике занимают специализированные кредитно-финансовые институты, такие, как пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и т. п. Аккумулируя громадные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и эффективного размещения капитала. Суммарные активы всех этих специализированных кредитно-финансовых учреждений США почти вдвое превышают активы коммерческих банков.
Ведущую роль в кредитной системе занимает Центральный банк, который относительно независимым, но согласует с правительством проводимую денежно-кредитную политику, является монополистом в вопросах эмиссии денег и регулирует деятельность как коммерческих банков, так и специализированных кредитно-финансовых институтов.
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
1.2Методы и инструменты кредитно-денежной политики
Денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение норм обязательных резервов.
Операции на открытом рынке.
Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля денежного предложения. Термин “операции на открытом рынке” относится к покупке и продаже государственных облигаций коммерческим банкам и населению в целом. Этот механизм денежно-кредитного регулирования обладает преимуществом гибкости - государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, и его воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро. Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, Центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате, ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы. Чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требования резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.