Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 16:11, курсовая работа
При этом Центральным банком могут быть задействованы следующие основные инструменты регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении:
изменение нормы резервирования;
изменение учетной (дисконтной) ставки;
операции на открытом рынке.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1: Кредитно-денежная политика: цели, сущность, инструменты…………………………………………..2
1.1 Цели, сущность кредитно-денежной политики……………….2
1.2 Инструменты кредитно-денежной политики…………………..4
Глава 2: Кредитно-денежная политика (зарубежный опыт)………………………………………………………………………….10
2.1 Кредитно-денежная политика России……………………………..10
2.2 Проблемы развития денежно-кредитной политики в странах центральной и восточной Европы…………………………………………..12
2.3 Денежно-кредитная политика в Японии………………………….12
2.4 Кредитно-денежная политика в Мексике………………………...14
Глава 3: Кредитно-денежная политика Республики Беларусь. Особенности кредитно-денежной политики Республики Беларусь………………………………………………....20
Заключение……………………………….……………………….....27
Либерализация государственного регулирования банковской системы не означает полной его отмены и осуществляется теперь по следующим направлениям:
-операции банка Мексики как
кредитора всех банков в
-поддержание нормативов
-хранение всеми банками
-интервенции Центрального
-осуществление и
-введения для банков нового норматива контроля - "коэффициента инвалютной ликвидности";
- создание специальных резервов банков под сомнительные долги;
- разработка более строгих
- более четкое определение
- разрешение на ассоциирование
банковских и небанковских
Весь этот комплекс мер позволил к 1992 году добиться успеха в деле стабилизации национальной валюты и внутренних цен, снизить темпы инфляции до 9,7%, достичь темпа роста ВНП на 4%, увеличить финансирование частного сектора на 20,2%.
Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.
Я полагаю, что государству необходимо регулировать денежную политику, но в рамках разумного, необходимо произвести либерализацию государственного регулирования в банковской системе, как это произошло в Японии и Мексике, необходимо инвестировать те отрасли народного хозяйства (перерабатывающую, химическую, транспортную, приборостроение), которые позволят развивать отечественное производство, повысить макроэкономические показатели: ВВП, процент занятости населения, уровень реальных доходов населения.
Глава 3: Кредитно-денежная политика Республики Беларусь. Особенности кредитно-денежной политики Республики Беларусь.
Современное состояние нашей экономики можно с достаточной точностью охарактеризовать как кризисное, причем этот процесс охватывает практически все сферы экономической жизни общества, в том числе и денежно-кредитную систему. В то же время бездействие старой и отсутствие новой концепции макроэкономического регулирования экономики, несостоятельность попыток трансформации в рыночное хозяйство, спад производства и рост инфляции заставляют вести поиски в области создания теории переходного периода с выстраиванием и обоснованием определенной иерархии целей, как долгосрочных, так и на ближайшее время.
Различные варианты между этими крайними позициями показывают Центральному банку возможность выбора степени влияния как на изменение спроса на деньги и норму процента, так и на объем обращающейся денежной массы.
Отдельные государственные деятели, экономисты и чиновники оценивают проводимую в стране денежно-кредитную политику как жесткую, т.е. ограничивающую возможности развития производства.
Промежуточные цели, которые могут подлежать контролю со стороны Центрального банка, включают в себя совокупность показателей экономической системы, характеризующих:
а) объем денежной массы,
б) размеры предоставленных кредитов,
в) структуру и изменение объема национального дохода,
г) колебания различных индексов.
Используется также ряд показателей, характеризующих политическое положение страны:
а) торговый и платежный баланс;
б) обменный курс национальной денежной единицы к стабильным валютам и так далее.
Поэтому в соответствии со складывающейся хозяйственной обстановкой в стране на каждом конкретном этапе экономического развития Центральным банком должна вырабатываться присущая этому этапу концепция денежно-кредитного регулирования. Тем самым будут четко формироваться цели проводимой в республике денежно-кредитной политики и предоставляться возможность для путей их достижения.
Для развития конкурентного рынка в республике особый интерес представляют описанные в ряде литературных источников так называемые "вспомогательные" методы регулирования денежно-кредитной сферы, среди которых можно выделить следующие:
1) валютные интервенции - купля-продажа валюты с целью влияния на текущий курс национальной денежной единицы;
2) тергетирование - выбор основных
ориентиров роста одного и
более показателей денежной
3) допуск к рынку - регулирование процесса открытия новых банков, в том числе иностранных;
4) регулирование фондовых и
5) норма обязательного
В силу сложившихся условий финансирования экономики и функционирования рынка ссудного капитала эти меры монетарного регулирования в течение переходного периода к рынку будут иметь приоритетное значение по отношению к "классическим методам".
На этапе переходной к рынку экономики, когда государство еще может оказывать значительное воздействие на экономическую ситуацию, особую роль могут сыграть такие средства как количественный и, что особенно важно, качественный контроль кредита (так называемое "селективное кредитование" - метод рационирования кредита). Экономическая нагрузка селективного кредитования заключается в возможности применения административного контроля Центрального банка за предоставляемыми коммерческим банкам кредитами в соответствии с обозначенными приоритетами конкретной экономической программы. Это означает, что объектом регулирования являются рынки банковского кредитования и в первую очередь, краткосрочного (причина приоритетности краткосрочного кредитования кроется в преобладании в нашей экономике косвенных форм финансирования (посредством банковской системы), основная часть которого идет на пополнение оборотных средств предприятий).
На непродолжительном временном интервале применение этого средства контроля денежно-кредитной сферы создаст определенный эффект, который проявится в последующие воспроизводственные циклы. Снижение роли селективного регулирования кредита может иметь место только в соответствии с повышением экономической значимости "классических методов", создания благоприятной рыночной конъюнктуры для их реализации.
Наиболее реальным для создания условий реализации основных методов денежно-кредитного регулирования в соответствии с Западной моделью является развитие операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Изучение опыта западных стран показывает, что экономическое значение облигаций в период создания и развития фондовых рынков (рынков ценных бумаг) значительно возрастает по сравнению с акциями, коммерческими векселями и др.
Успешная реализация экономической роли облигаций, как успех экономических преобразований вообще, связаны прежде всего с реальной перспективой формирования в республике финансового рынка, включающего как долгосрочные рынки капиталов (облигаций), так и краткосрочный денежный рынок, а также рынков акций. Без создания такого рыночного института невозможно свободное движение денежных средств из одних сфер народного хозяйства в другие, безэмиссионное покрытие бюджетного дефицита республики. Поэтому на начальных этапах развития рыночных отношений финансово-кредитная политика должна быть направлена на организацию рынка ценных и создание необходимой для его функционирования инфраструктуры.
Способы использования процентной политики (изменение учетной ставки) как средства регулирования кредитно-денежной сферы известны и определяются конкретным содержанием проводимой кредитной политики: кредитных рестрикций или кредитной экспансии. В тоже время, учитывая предлагаемое сегодня направление на снижение доли кредитных вложений банков в народное хозяйство республики (то есть кредитную рестрикцию как стержень банковской политики), нельзя не принимать во внимание темпы разгосударствления собственности и пополнения ею товарного рынка. В данном случае вполне очевидно, что политика в отношении ссуд для выкупа госимущества должна носить избирательно-поощрительный характер. Это даст возможность расширения конкретного спроса на рынке госимущества и позволит провести приватизацию в намечаемых темпах и размерах. Основным здесь будет вопрос о банковском контроле за целевым использованием выделяемых ссуд.
Полная либерализация процента на рынке краткосрочных капиталов будет свидетельствовать о постепенном переходе денежно-кредитной политики к использованию возможностей, открываемых учетной ставкой в плане воздействия на финансовый рынок республики. Однако сегодня необходимо учитывать недостаточное накопление финансовых ресурсов (первоначального капитала) и низкую долю внутреннего самофинансирования (абсолютное преобладание банковских займов) в производстве. В этих условиях свободное рыночное установление нормы ссудного процента привело бы к резкому его росту (соответственно, затормозило бы инвестиционный спрос) и к дальнейшему усилению инфляционных процессов и монополистических тенденций в экономике, поскольку уровень ссудного процента прямо входит в издержки производства (в широком понимании этой экономической категории).
Глубокий кризис, поставивший народное хозяйство страны на грань развала, сегодня, как никогда раньше, со всей остротой и неотвратимостью поставил вопрос о безотлагательной необходимости разработки и реализации программы стабилизации экономики республики на основе рыночных преобразований.
Спад в экономике поставил в сложное положение денежно-кредитную систему. Видимость нормального хозяйствования поддерживается вынужденными кредитами. Необходимо прекратить безресурсную кредитную эмиссию. Особенно быстро растут кредиты правительству (на 350 %), которое, как известно, ничего не производит и направляет средства на покрытие дефицита госбюджета. Через госбюджет одна часть этих денег быстро переходит в наличную форму и оказывает сильнейшее давление на потребительский рынок. Другая часть выплескивается на валютный рынок. Отсюда рост цен на потребительские товары и обесценивание белорусского рубля.
Продолжается также бесконечное и безвозвратное кредитование сельского хозяйства, которое в силу своего нерыночного характера поглощает кредитные ресурсы с минимальным экономическим эффектом и по сути является самым большим банкротом.
Мы не хотим признать очевидное: госпредприятия сегодня не чувствительны к экономическим, в том числе финансово-кредитным рычагам управления. Финансовая поддержка за счет бюджета и кредиты банковской системы должны направляться на развитие эффективно работающим предприятиям, выпускающим продукцию, конкурентоспособную на внешнем и пользующуюся спросом на внутреннем рынках. Некоторая часть этой поддержки может быть направлена на конверсию военных производств и предприятиям, имеющим бизнес-планы по своему финансовому оздоровлению.
Проводятся меры по оперативному регулированию ликвидности 6анковской системы. В этих целях:
- рефинансирование банков
- внедряются новые формы
- практикуется покупка
- осуществляются операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, ценными бумагами Национального и коммерческих;
- координируется работа на
Базовая ставка рефинансирования коммерческих банков устанавливается Национальным банком на основе кредитных аукционов исходя из принципа обеспечения её положительного реального значения.