Стратегическими направлениями развития
банковской системы Республики Беларусь
остаются повышение устойчивости банков,
доверия к ним со стороны национальных
и иностранных инвесторов и вкладчиков,
интеграция банков в региональную и мировую
банковскую систему.
Реализация указанных направлений будет
обеспечиваться посредством:
совершенствования политики государства
в развитии банковского сектора, повышения
эффективности институциональной и функциональной
структур банковской системы;
совершенствования корпоративного управления;
повышения конкуренции в банковском
секторе;
увеличения капитала и ресурсной базы
банков, оптимизации структуры их пассивов
и активов;
расширения состава и улучшения качества
банковских услуг, развития информационных
и новых банковских технологий. Валовые
кредиты банков увеличатся в 2,9 раза.
Государственная политика по развитию
банковской системы в основе своей будет
направлена на обеспечение стабильного
функционирования банковского сектора
страны посредством совершенствования
нормативной и правовой база в области
денежно-кредитного регулирования, налогообложения
банков, усиления надзора за их деятельностью,
поступательное уменьшение участия государства
в уставных фондах банков, а также на
невмешательство в оперативную деятельность
кредитных организаций, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством
Республики Беларусь.
Предусматривается сохранить за государством
контрольный пакет акций АСБ «Беларусбанк»,
ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк»,
ОАО «Белпромстройбанк».
Продолжится процесс взаимовыгодного
сближения денежных систем и банковских
секторов Республики Беларусь и других
стран СНГ, прежде всего Российской Федерации,
в рамках союзного государства и других
интеграционных образований, а также расширения
и углубления взаимодействия с международными
финансовыми организациями.
Осуществляя оптимальную денежно-кредитную
политику, Национальному Банку удалось
добиться определенного прогресса. Динамика
денежно-кредитных агрегатов выдерживается
в пределах запланированных параметров,
рыночные котировки рубля относительно
стабильны, проводятся необходимые мероприятия
по наращиванию золотовалютных резервов,
платежная система функционирует нормально.
Конечно, еще рано делать какие-то окончательные
выводы об эффективности проводимой политики,
тем более что проблемы, стоящие перед
банковской системой Беларуси, также как
и большинства других стран с переходной
экономикой, весьма сложны и вряд ли могут
быть решены в течение нескольких лет.
Но однозначно можно сказать, что сложность
той ситуации, в которой находится экономика
республики, многообразие и серьезность
задач, стоящих перед денежно-кредитной
и в целом социально-экономической политикой,
требуют комплексности и системности
при определении конкретных мер экономической
политики, придания им стратегической
направленности.
Таким образом, денежно-кредитная политика
Республики Беларусь осуществляется в
общем контексте социально-экономической
политики и направлена на формирование
благоприятных условий для реформирования
народного хозяйства при недопущении
(или минимизации) разного рода шоковых
явлений.
Заключение
- Ведущую роль в
кредитной системе занимает Центральный
банк, который относительно независимым,
но согласует с правительством проводимую денежно-кредитную политику,
является монополистом в вопросах эмиссии
денег и регулирует деятельность как коммерческих
банков, так и специализированных кредитно-финансовых
институтов.
- С помощью денежно-кредитного
регулирования государство стремится
смягчить экономические кризисы, сдержать
рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры
государство использует кредит для стимулирования
капиталовложений в различные отрасли
экономики страны.
- В стремлении добиться
стабилизации экономики Центральные банки
сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать
в качестве инструмента монетарной политики-
контроль над денежным предложением (тартегирование
денежной массы) или контроль над динамикой
процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать
процентную ставку, государство должно
отказаться от каких-либо строгих ориентиров
прироста денежного предложения, и увеличить
денежную массу для снижения ставки процента
до желаемого уровня. Напротив, Центральному
банку придется ограничивать предложение
денег для повышения процентной ставки
до целевого уровня. Если же приоритетной
задачей ставится поддержание стабильного
прироста денежного предложения на всех
фазах экономического цикла, то Центральный
банк должен допустить колебания процентной
ставки.
- Денежно-кредитная
политика - чрезвычайно мощный, а потому
необыкновенно опасный инструмент. С ее
помощью можно выйти из глубочайшего кризиса,
но не исключена и печальная альтернатива
- усугубление сложившихся в рыночной
системе негативных тенденций. Лишь очень
взвешенные решения, принимаемые на высшем
управленческом уровне после серьезного
анализа ситуации, рассмотрения альтернативных
путей воздействия денежно-кредитной
политики на экономику государства, дадут
положительные результаты.
- Я полагаю, что
государству необходимо регулировать
денежную политику, но в рамках разумного,
необходимо произвести либерализацию
государственного регулирования в банковской
системе, как это произошло в Японии и
Мексике, необходимо инвестировать те
отрасли народного хозяйства (перерабатывающую,
химическую, транспортную, приборостроение),
которые позволят развивать отечественное
производство, повысить макроэкономические
показатели: ВВП, процент занятости населения,
уровень реальных доходов населения.
- Осуществляя оптимальную
денежно-кредитную политику, Национальному
Банку удалось добиться определенного
прогресса. Динамика денежно-кредитных
агрегатов выдерживается в пределах запланированных
параметров, рыночные котировки рубля
относительно стабильны, проводятся необходимые
мероприятия по наращиванию золотовалютных
резервов, платежная система функционирует
нормально. Конечно, еще рано делать какие-то
окончательные выводы об эффективности
проводимой политики, тем более что проблемы,
стоящие перед банковской системой Беларуси,
также как и большинства других стран
с переходной экономикой, весьма сложны
и вряд ли могут быть решены в течение
нескольких лет. Но однозначно можно сказать,
что сложность той ситуации, в которой
находится экономика республики, многообразие
и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной
и в целом социально-экономической политикой,
требуют комплексности и системности
при определении конкретных мер экономической
политики, придания им стратегической
направленности.
- Денежно-кредитная
политика Республики Беларусь осуществляется
в общем контексте социально-экономической
политики и направлена на формирование
благоприятных условий для реформирования
народного хозяйства при недопущении
(или минимизации) разного рода шоковых
явлений.
Использованная литература:
- Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы – Мн.: «Беларусь», 2006. – с.32-34.
- Национальная экономика
Республики Беларусь: проблемы и перспективы
развития: Материалы республиканской
научной студенческой конференции Минск,
29-30 апреля 2004 г. – Мн.: БГЭУ, 2004. – с.50-53.
- Государственное
регулирование рыночной экономики: Учебник
– М.: РАГС, 2005. – 598с./с. 346-358.
- Макконнелл К.Р.,
Брю С.Л. – Экономикс: принципы, проблемы,
политика/ Пер. 16-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М,
2006. – 940с./с. 319-337.
- Чему отдать приоритет?
Основные целевые ориентиры денежно-кредитной
политики на 2000 год./А. Раков//Белорусский
банковский бюллетень – 2000 - №13. – с.89-100.
- Финансовое обеспечение
социально-экономического развития.//Белорусская
экономика: анализ, прогноз, регулирование.
– 2000 - №8. – с.12-18.
- Проблемы денежного
обращения и факторы его оздоровления./В.Сенько,
А.Сорокин//Банкаўскі веснік – 2000 - №31.
- с.4-13.
- Денежно-кредитная
политика РБ: проблемы и перспективы./А.О.Тихонов//Белорусский
экономический журнал. – 2000 - №3. - с.
86-93.
- Финансовый рынок
РБ в январе-июле 2006 года./А.А.Колесников//
Экономика.Финансы.Управление. – 2006 - №9.
с.24-30.
- Залог стабильности:
перспективы развития банковского сектора
Республики Беларусь./П.Прокопович//Беларуская
думка. – 2006 - №2. с. 4-9
- Долан Э.Дж. Деньги,
банковское дело, денежно-кредитная политика.
- М/Спб.,1993. – 348с./с. 251-262.
- Мэнкью Н. Г. Принципы
макроэкономики. 2-е изд. / Пер. с англ. –
СПб.: Питер, 2004. – 576с./с. 479-486.
- Мишкин Ф. Экономическая
теория денег, банковского дела и финансовых
рынков: Учебное пособие для вузов / Пер
с англ. Д. В. Виноградова под ред. М. Е. Дорошенко
– М.: Аспект Пресс, 1999. – 820с./с. 407-409.
- История экономических
учений: Учебное пособие / Г.А. Шмарловская,
А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько и др.; Под общ. ред.
Г.А. Шмарловской. – Мн.: ООО «Новое знание»,
2000. – 340с./с. 270-275.
- Деньги, кредит,
банки: Учеб./Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко,
Г.С. Кузьменко и др.; Под общ. Ред. Г.И. Кравцовой.-Мн.:
ООО “Мисанта”, 1996г. 436с.
- Геращенко В.В.
О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации
банковской систем // Деньги и кредит. –2000.-№6.
–с.5-13.
Приложение А
Общая схема трансмиссионного механизма.