Кредитно-денежная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:08, реферат

Описание работы

Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….2
1.Кредитно-денежная политика государства..................................................................3
1.1.Инструментарий кредитно-денежной политики………………………………..4
1.2.Методы кредитно-денежной политики………………………………………….5
1.3.Теоретические подходы к денежно-кредитной политике……………………...8
1.4.Передаточный механизм денежно-кредитной политики и ее эффективность...................................................................................................................8
1.5.Современные тенденции в денежно-кредитной политике……………………10
1.6.Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России…………………………………………………………………………………...11
2.Кредитное регулирование экономики………………………………………………12
2.1.Формы кредита…………………………………………………………………..12
2.2.Функции кредита………………………………………………………………...13
2.3.Кредитная система………………………………………………………………14
2.4.Функции Центрального банка…………………………………………………..15
2.5.Специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты)………………………………………………………………………………16
2.6. Особенности кредитной системы в России……………………………………18
2.7.Современные подходы к регулированию банковских рыночных рисков……………………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 52.83 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….2

1.Кредитно-денежная  политика государства..................................................................3

    1.1.Инструментарий кредитно-денежной  политики………………………………..4

    1.2.Методы кредитно-денежной политики………………………………………….5

    1.3.Теоретические подходы к денежно-кредитной  политике……………………...8

    1.4.Передаточный механизм денежно-кредитной  политики и ее эффективность...................................................................................................................8

    1.5.Современные тенденции в денежно-кредитной  политике……………………10

    1.6.Основные направления и инструменты  денежно-кредитной политики России…………………………………………………………………………………...11

2.Кредитное  регулирование экономики………………………………………………12

    2.1.Формы кредита…………………………………………………………………..12

    2.2.Функции кредита………………………………………………………………...13

    2.3.Кредитная система………………………………………………………………14

    2.4.Функции Центрального банка…………………………………………………..15

    2.5.Специализированные кредитные  организации (финансово-кредитные  институты)………………………………………………………………………………16

    2.6. Особенности кредитной системы  в России……………………………………18

    2.7.Современные подходы к регулированию  банковских рыночных рисков……………………………………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………………...22

Список  литературы……………………………………………………………………..23

 

 

 

 

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции  в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей.

В современных условиях регулирование  экономики - управляющее, корректирующее воздействие на экономику со стороны  органов управления с целью поддержания  протекающих в ней процессов  на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений. В централизованной экономике регулирование  осуществляется с помощью преимущественно  директивных, распорядительных методов, в рыночной - путем использования  в основном рыночных регуляторов, настройки  рыночного механизма. Регулирование  экономики и экономических процессов  может осуществляться посредством  программирования, планирования, стимулирования, рыночного саморегулирования. Инструменты  регулирования рынка - способы, подходы, средства, используемые государством для обеспечения нормального  функционирования рыночной экономики, создания системы социальных противовесов, компенсаций (налоги, кредит, банковский процент, ценовые пределы, целевые  дотации, инвестиции)

По  вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и  направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и  подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость  выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской  революции”, которая совершила переворот  в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность  самоисцеления экономического спада.

В любой экономической системе, в  том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном  смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение  часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Многообразие  задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические  функции. Для решения задач, стоящих  перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства  имеется ряд инструментов, к важнейшим  из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

Большинство современных экономистов рассматривают  монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату  правительства и уменьшению хозяйственной  самостоятельности отдельных субъектов.

1. Кредитно-денежная политика государства

Высшая  конечная цель монетарной политики заключается  в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального  объема ВНП.

Эта цель достигается с помощью мероприятий  в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой  реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более  конкретные и доступные цели, чем  указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег  в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.

В том или ином случае проводником  монетарной политики является центральный  банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся  в обращении.

Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос  на деньги для совершения сделок) и  как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или  спекулятивный спрос).

К методам кредитно-денежного регулирования  относят учетную политику (изменение  учетной ставки), регулирование обязательных минимальных резервов (изменение  резервной нормы), операции на открытом рынке.

Цель  увеличения предложения денег достигается  путем экспансии, "политики дешевых  денег". Она применяется, как правило, как антикризисная мера, направленная на повышение совокупного спроса. Политика дешевых денег включает следующие действия Центрального банка: скупка государственных ценных бумаг, уменьшение учетной ставки, понижение  нормы резервов.

На  сокращение предложения денег направлена так называемая "политика дорогих  денег" - продажа государственных  долговых обязательств, повышение процентной ставки и нормы резервов. Политика дорогих денег применяется как  антиинфляционная мера.

Преимущества  кредитно-денежных методов:

позволяют эффективно бороться с инфляцией  и бюджетным дефицитом;

действуют значительно быстрее бюджетных;

дают  меньший социально-политический резонанс (в случае "непопулярных" мер). Учебник по основам экономической  теории (экономика). В.Д. Камаев и коллектив  авторов, “ВЛАДОС”, 1996 г

К недостаткам кредитно-денежных методов  регулирования следует отнести  тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач

1.1 Инструментарий кредитно-денежной политики

В мировой экономической практике используются следующие инструменты  регулирования денежной массы в  обращении:

операции  на открытом рынке, т.е. на вторичном  рынке казначейских ценных бумаг;

политика  учетной ставки, т.е. регулирования  процента по займам коммерческих банков у центрального банка;

изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время в мировой  экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции  на открытом рынке проводятся центральным  банком обычно совместно с группой  крупных банков и других финансово-кредитных  учреждений. Суть их заключается в  том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы  в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные  ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

Политика учетной ставка (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.

Учетную ставку устанавливает центральный  банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся  получить кредит. При этом увеличиваются  избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег  в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как  они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых  странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью  центрального банка на открытом рынке.

Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:

если  центральный банк увеличивает норму  обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;

при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения  денег.

Этот  инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает  основы всей банковской системы.

1.2 Методы денежно-кредитной политики

Эти методы делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов  в целом) и селективные (предназначены  для регулирования конкретных видов  кредита или кредитования отдельных  отраслей, крупных фирм и т.д.). Охарактеризуем общие методы денежно-кредитной  политики. Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется  с середины XIX в. Возникновение этого  метода было связано с превращением центрального банка в кредитора  коммерческих банков. Последние переучитывали  у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта, ставку рефинансирования), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и  в конечном итоге к сокращению кредитных операций.

Следовательно, учетная (дисконтная) политика - это  условия, на которых центральный  банк покупает векселя у коммерческих банков. Учетная политика относится  к прямым методам регулирования  и представляет собой вариант  регулирования качественного параметра  рынка, а именно стоимости банковских кредитов.

В тех случаях, когда предприниматель  расплачивается с поставщиком не сразу после отгрузки товаров, а  через определенный срок, например через 3 мес., для подтверждения отсрочки платежа они обычно выставляют вексель. Поставщик товара может использовать этот вексель следующим образом: либо ожидать поступления срока  его оплаты, либо оплатить им свои денежные обязательства, либо реализовать его  коммерческому банку. Покупая вексель, осуществляя тем самым его учет, Коммерческий банк оплачивает не всю сумму, а лишь ее часть, удерживая определенный процент (комиссию). Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в центральном банке. При этом последний также удерживает в свою пользу определенный процент - учетную ставку. Устанавливая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет ее низшую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5-2%.

Наибольшей  популярностью учетная политика пользовалась в конце XIX - начале XX в. В 30-40-х гг. центральные банки проводили  рекомендованную Дж.М. Кейнсом политику "дешевых денег", т.е. низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США  с 1937 по 1948 г.-1%. Большую роль в поддержании  низких ставок сыграло стремление обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях в период после Второй мировой  войны. С 50-х гг. во многих странах  вновь активизировалось использование  учетной политики. В настоящее  время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких  пределах - от 2 до 15%, отражая как  общие тенденции экономическою  развития, так и циклические колебания  конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению  с другими существенно снизилось. Курс экономической теории: Общие  основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для  студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Изд-во «Дело и  Сервис», 2007. - 1040с.

В России подобную функцию выполняет  ставка рефинансирования Центробанка  РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета  векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также  организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается  влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень  доходности вкладов физических лиц  в коммерческих банках.

Информация о работе Кредитно-денежная система России