Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:08, реферат
Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.
Введение………………………………………………………………………………….2
1.Кредитно-денежная политика государства..................................................................3
1.1.Инструментарий кредитно-денежной политики………………………………..4
1.2.Методы кредитно-денежной политики………………………………………….5
1.3.Теоретические подходы к денежно-кредитной политике……………………...8
1.4.Передаточный механизм денежно-кредитной политики и ее эффективность...................................................................................................................8
1.5.Современные тенденции в денежно-кредитной политике……………………10
1.6.Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России…………………………………………………………………………………...11
2.Кредитное регулирование экономики………………………………………………12
2.1.Формы кредита…………………………………………………………………..12
2.2.Функции кредита………………………………………………………………...13
2.3.Кредитная система………………………………………………………………14
2.4.Функции Центрального банка…………………………………………………..15
2.5.Специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты)………………………………………………………………………………16
2.6. Особенности кредитной системы в России……………………………………18
2.7.Современные подходы к регулированию банковских рыночных рисков……………………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………………..23
Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. В России эти банки немногочисленны.
Важное место в кредитной системе занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США), доверительно-сберегательные банки (в Великобритании), ссудо-сберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации). В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ.
Для
страховых компаний характерна специфическая
форма привлечения средств - продажа
страховых полисов. Полученные расходы
они вкладывают прежде всего в
облигации и акции других компаний,
государственные ценные бумаги. Они
также предоставляют
Пенсионные фонды различаются по организации и управлению, по структуре активов. Так, имеются фонды застрахованные управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и т.д.
В
России наряду со страховыми компаниями
вопросами пенсионного
Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для покупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, так как благодаря значительной диверсификации (вложение средств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал. Инвестиционные чековые фонды в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.
Специализированные кредитные учреждения играют важную роль в содействии переливу капитала, а стало быть, структурным сдвигам в экономике. В то время как коммерческие банки обслуживают прежде всего кругооборот оборотных фондов, на долю специализированных учреждений приходится оборот основного капитала, т.е. кредитование инвестиционного процесса.
2.6 Особенности кредитной системы в России
В России, как и в большинстве других стран мира, действует двухуровневая кредитная система: Центральный банк - банковские институты и небанковские кредитные организации. Центральный банк РФ (Банк России, Центробанк, ЦБ РФ) является эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из него наличных денежных знаков в форме банкнот и монет. В качестве банка банков он предоставляет централизованные кредиты коммерческим банкам, является главным банкиром Правительства РФ, выполняет функции управляющего золотовалютными резервами, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета (прежде всего организацию через свои управления и отделения приема бюджетных платежей в регионах и на местах) и проч.
Коммерческие банки являются основой кредитной системы России. Некоторые из них возникли на базе ранее функционировавших специализированных государственных банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов, другие создавались практически "с нуля".
В России уже сложилась кредитная система, отличная от двух основных мировых моделей: американской и немецкой. В стране действуют универсальные банки (этим она отличается от американской модели), а также функционирует достаточно развитый сектор специализированных кредитных организаций (этим она отличается от немецкой модели).
В
целом российские кредитные организации
повторяют путь, по которому развивалась
кредитная система в Западной
Европе и других регионах мира с
конца 40-х - начала 50-х гг.: финансовый
капитал в России уже сращивается
с промышленным и торговым (например,
в форме финансово-промышленных
групп), усиливается концентрация банков,
их объединения в различных
Следует отметить, что банковская система России слабо выполняет свою вторую главную функцию - кредитование. В результате из-за дороговизны кредитования половина российских промышленных предприятий не прибегает к кредитам банков.
Важным вопросом является структура банковской системы. Целесообразно иметь полный "ассортимент" банков, таких как банк развития, экспортно-импортный, сельскохозяйственный, ипотечный, кредитной кооперации. Банк России активизирует и поддержку региональной сети банков как важного условия развития производительных сил регионов.
2.7 Современные подходы к регулированию банковских рыночных рисков
В
последнее десятилетие меняется
традиционный подход к банковскому
регулированию и надзору. Органы
банковского надзора все более
отходят от мониторинга соблюдения
банковского законодательства и
заменяют его мониторингом процесса
управления рисками, осуществляемого
самими банками. Другим значительным новшеством
стало ужесточение требований к
публичному раскрытию информации, направленное
на делегирование функций данного
мониторинга широкой
В условиях финансовой глобализации возросла рыночная ориентация банков. Сегодня одним из основных источников прибыли большинства банков стала торговля на неустойчивых финансовых рынках, что на корпоративном уровне стимулирует развитие интегрированного подхода к управлению активами/пассивами банка и риском. Наблюдается тенденция усиления роли международных финансовых и профессиональных организаций в вопросах регулирования финансовой сферы. Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, уделяющие большое внимание развитию банками собственных методик оценки риска, стали важным стимулом для совершенствования технологий управления рисками. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. - М.: Юрайт-М, 2008. - 384с.
Финансовая глобализация и банки
За
последнее десятилетие
Национальное регулирование
Регулирующие
органы большинства стран следуют
рекомендациям Базельского
Опыт банковского надзора различных стран показывает, что при регулировании этого вопроса обычно исходят из того, что основная ответственность за управление риском лежит на самих банках. Обязанность банковского надзора страны состоит в том, чтобы проконтролировать, разработана ли в банке система управления валютным риском и насколько она обеспечивает финансовую устойчивость коммерческого банка.
В
Российской Федерации как само проведение
банками торговых и валютных операций,
так и вопросы поддержания
рыночных рисков банков на минимальном
уровне появились недавно. Эта сторона
деятельности банков, как и в других
странах, подпадает под государственное
регулирование и
Данная
методика имеет весьма существенные
недостатки. Основные из них - это необоснованность
и статичность используемых коэффициентов,
отсутствие учета при оценке риска
структуры торгового портфеля и
корреляции между отдельными инструментами,
входящими в портфель. Такой подход
не соответствует современным
В настоящий момент Банк России работает над формированием развитой и устойчивой банковской системы. По линии банковского надзора он продолжит приведение действующей системы регулирования деятельности банков в соответствие с принятыми в международной практике подходами, прежде всего Базельскими принципами эффективного банковского надзора.
В
последнее время в практике управления
рисками в российских коммерческих
банках произошли изменения: улучшилась
идентификация рисков; измерение
риска стало более точным; большее
внимание уделяется контролю за рисками;
шире используется международный опыт.
Во всех крупных и в большинстве
средних банков созданы подразделения
по управлению рисками. Усилилось внимание
как со стороны менеджмента, так
и со стороны собственников
Однако
исследование рабочей группы Базельского
комитета деятельности российских кредитных
организаций позволило
Для
определения направлений
В
настоящее время основная проблема
в практике внедрения систем управления
банковскими рисками - это адаптация
к российским условиям существующих
западных методик оценки рисков. Многие
российские банки уже разработали
на основе исторической базы данных цен
инструментов отечественного финансового
рынка свои модели оценки рыночного
риска, а также при ежедневном
анализе и контроле за рыночными
рисками применяют и
Общие тенденции регулирования
Международной
тенденцией последнего десятилетия
в сфере государственного регулирования
банковской деятельности стали либерализация
регулирования и переход от жестких
(директивных) рычагов к стимулирующим
рычагам воздействия. Эта тенденция
отражает изменения во внешней среде
банковской деятельности, учитывает
различный профиль банковских рисков
и их динамизм, а также способствует
выравниванию конкурентных позиций
банков и воплощает принцип
Кроме
принципа альтернативности подходов к
оценке банковских рисков в современных
условиях наметилась тенденция на сближение
банковских и небанковских финансовых
организаций не только по сфере действия,
набору проводимых операций, но и с
точки зрения оценки и управления
рыночными рисками. Это также
отражает общую тенденцию стандартизации
в условиях глобальной мировой экономики.
Кроме того, в Базеле-2 заложен
принцип усиления рыночной дисциплины
банков в виде раскрытия достоверной
информации о рисках и финансовом
положении банка. Его выполнение
будет способствовать усилению обратной
связи за счет повышения контроля
со стороны как надзорных органов,
так и общественности, что отвечает
основным принципам функционирования
глобальной финансовой системы. Поэтому
решающим фактором обеспечения устойчивости
и надежности банковской системы
в современных условиях является
партнерство между органами банковского
регулирования, самими банками и
обществом. Этот подход, по-видимому, будет
задавать в ближайшие годы направление
развития банковского регулирования
во всем мире. Соответствующим российским
органам при разработке принципов
регулирования следует