Кредитно-денежная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:08, реферат

Описание работы

Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….2
1.Кредитно-денежная политика государства..................................................................3
1.1.Инструментарий кредитно-денежной политики………………………………..4
1.2.Методы кредитно-денежной политики………………………………………….5
1.3.Теоретические подходы к денежно-кредитной политике……………………...8
1.4.Передаточный механизм денежно-кредитной политики и ее эффективность...................................................................................................................8
1.5.Современные тенденции в денежно-кредитной политике……………………10
1.6.Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России…………………………………………………………………………………...11
2.Кредитное регулирование экономики………………………………………………12
2.1.Формы кредита…………………………………………………………………..12
2.2.Функции кредита………………………………………………………………...13
2.3.Кредитная система………………………………………………………………14
2.4.Функции Центрального банка…………………………………………………..15
2.5.Специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты)………………………………………………………………………………16
2.6. Особенности кредитной системы в России……………………………………18
2.7.Современные подходы к регулированию банковских рыночных рисков……………………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 52.83 Кб (Скачать файл)

Инвестиционные  банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют права принимать  депозиты и привлекают капитал, как  правило, путем продажи собственных  акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. В  России эти банки немногочисленны.

Важное  место в кредитной системе  занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без  помощи кредитной системы не могут  функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных  банковских учреждений в США), доверительно-сберегательные банки (в Великобритании), ссудо-сберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации). В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ.

Для страховых компаний характерна специфическая  форма привлечения средств - продажа  страховых полисов. Полученные расходы  они вкладывают прежде всего в  облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они  также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству.

Пенсионные  фонды различаются по организации  и управлению, по структуре активов. Так, имеются фонды застрахованные управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые  предприятиями или по их доверенности банками), фундированные (их средства инвестированы  в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих  поступлений и доходов) и т.д.

В России наряду со страховыми компаниями вопросами пенсионного обеспечения  занимаются также негосударственные  пенсионные фонды (НПФ). По своей сути они являются сберегательными институтами. Однако в деятельности НПФ существует еще немало проблем и изъянов. В частности, некоторые НПФ основаны на пирамидальных схемах, что, несомненно, приведет их к банкротству и может  дискредитировать в глазах населения  идею негосударственного пенсионного  обеспечения.

Инвестиционные  компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для  покупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, так как благодаря значительной диверсификации (вложение средств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал. Инвестиционные чековые фонды в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.

Специализированные  кредитные учреждения играют важную роль в содействии переливу капитала, а стало быть, структурным сдвигам  в экономике. В то время как  коммерческие банки обслуживают  прежде всего кругооборот оборотных  фондов, на долю специализированных учреждений приходится оборот основного капитала, т.е. кредитование инвестиционного  процесса.

2.6 Особенности кредитной системы в России

В России, как и в большинстве  других стран мира, действует двухуровневая  кредитная система: Центральный  банк - банковские институты и небанковские кредитные организации. Центральный  банк РФ (Банк России, Центробанк, ЦБ РФ) является эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска  в обращение и изъятия из него наличных денежных знаков в форме  банкнот и монет. В качестве банка  банков он предоставляет централизованные кредиты коммерческим банкам, является главным банкиром Правительства  РФ, выполняет функции управляющего золотовалютными резервами, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета (прежде всего организацию  через свои управления и отделения  приема бюджетных платежей в регионах и на местах) и проч.

Коммерческие  банки являются основой кредитной  системы России. Некоторые из них  возникли на базе ранее функционировавших  специализированных государственных  банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной  сетью филиалов, другие создавались  практически "с нуля".

В России уже сложилась кредитная  система, отличная от двух основных мировых  моделей: американской и немецкой. В  стране действуют универсальные  банки (этим она отличается от американской модели), а также функционирует  достаточно развитый сектор специализированных кредитных организаций (этим она  отличается от немецкой модели).

В целом российские кредитные организации  повторяют путь, по которому развивалась  кредитная система в Западной Европе и других регионах мира с  конца 40-х - начала 50-х гг.: финансовый капитал в России уже сращивается  с промышленным и торговым (например, в форме финансово-промышленных групп), усиливается концентрация банков, их объединения в различных формах, возникают первые интернациональные  союзы, консорциумы для осуществления  отдельных проектов и программ.

Следует отметить, что банковская система  России слабо выполняет свою вторую главную функцию - кредитование. В  результате из-за дороговизны кредитования половина российских промышленных предприятий  не прибегает к кредитам банков.

Важным  вопросом является структура банковской системы. Целесообразно иметь полный "ассортимент" банков, таких как  банк развития, экспортно-импортный, сельскохозяйственный, ипотечный, кредитной кооперации. Банк России активизирует и поддержку  региональной сети банков как важного  условия развития производительных сил регионов.

2.7 Современные подходы к регулированию банковских рыночных рисков

В последнее десятилетие меняется традиционный подход к банковскому  регулированию и надзору. Органы банковского надзора все более  отходят от мониторинга соблюдения банковского законодательства и  заменяют его мониторингом процесса управления рисками, осуществляемого  самими банками. Другим значительным новшеством стало ужесточение требований к  публичному раскрытию информации, направленное на делегирование функций данного  мониторинга широкой общественности.

В условиях финансовой глобализации возросла рыночная ориентация банков. Сегодня  одним из основных источников прибыли  большинства банков стала торговля на неустойчивых финансовых рынках, что  на корпоративном уровне стимулирует  развитие интегрированного подхода  к управлению активами/пассивами  банка и риском. Наблюдается тенденция  усиления роли международных финансовых и профессиональных организаций  в вопросах регулирования финансовой сферы. Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, уделяющие  большое внимание развитию банками  собственных методик оценки риска, стали важным стимулом для совершенствования  технологий управления рисками. Борисов  Е.Ф. Экономическая теория: учебник. - М.: Юрайт-М, 2008. - 384с.

Финансовая  глобализация и банки

За  последнее десятилетие существенно  изменились внешние условия банковской деятельности. В конце ХХ в. в результате эволюционного развития мировой  экономики возникла качественно  новая экономическая система  глобального масштаба - мегаэкономика. Она представляет собой единую глобальную экономическую систему, саморегулирующуюся на основе механизма обратной связи. Основными предпосылками возникновения  мегаэкономики явились: переход  развитых стран к информационному  обществу, становление самостоятельного транснационального капитала, вышедшего  из-под юрисдикции национальных государств, развитие технологий глобализации, обеспечивающих работу контуров обратной связи мегаэкономики. Среди глобальных технологий ведущая  роль принадлежит информационным технологиям, которые стали движущей силой  процесса глобализации и способствуют укреплению финансового, экономического, технологического и культурного  единства мира.

Национальное  регулирование

Регулирующие  органы большинства стран следуют  рекомендациям Базельского комитета банковского надзора в отношении  достаточности капитала. Установленный  им стандарт играет важную роль для  обеспечения устойчивости национальных банковских систем. Органы регулирования  стран с высоким экономическим  и рыночным рисками установили даже более высокие стандарты, доходящие  до 15%, считая этот уровень более  приемлемым для стран с развивающейся  экономикой.

Опыт  банковского надзора различных  стран показывает, что при регулировании  этого вопроса обычно исходят  из того, что основная ответственность  за управление риском лежит на самих  банках. Обязанность банковского  надзора страны состоит в том, чтобы проконтролировать, разработана  ли в банке система управления валютным риском и насколько она  обеспечивает финансовую устойчивость коммерческого банка.

В Российской Федерации как само проведение банками торговых и валютных операций, так и вопросы поддержания  рыночных рисков банков на минимальном  уровне появились недавно. Эта сторона  деятельности банков, как и в других странах, подпадает под государственное  регулирование и регламентирована инструкциями Центрального банка РФ. Российский подход к расчету размера  рыночных рисков и определению достаточности  капитала, необходимого для его покрытия, базируется на стандартной методике, предусмотренной Базельским комитетом  и описанной выше. В рамках этого  подхода ЦБ РФ принял «Положение о  порядке расчета кредитными организациями  размера рыночных рисков» № 89-П  от 24.09.99. В Положении дано определение  рыночного риска1 и представлена методика расчета процентного, фондового  и валютного рисков, а также  совокупного размера рыночных рисков банка.

Данная  методика имеет весьма существенные недостатки. Основные из них - это необоснованность и статичность используемых коэффициентов, отсутствие учета при оценке риска  структуры торгового портфеля и  корреляции между отдельными инструментами, входящими в портфель. Такой подход не соответствует современным подходам в отношении требований достаточности  капитала и не способствует разработке и применению российскими банками  более адекватных методов оценки рыночного риска. На практике данная методика стимулирует банки к  принятию более высоких рисков, так  как в большинстве случаев  требования к капиталу ЦБ РФ оказываются  заниженными по сравнению с требованиями, предъявляемыми к западным банкам.

В настоящий момент Банк России работает над формированием развитой и  устойчивой банковской системы. По линии  банковского надзора он продолжит  приведение действующей системы  регулирования деятельности банков в соответствие с принятыми в  международной практике подходами, прежде всего Базельскими принципами эффективного банковского надзора.

В последнее время в практике управления рисками в российских коммерческих банках произошли изменения: улучшилась идентификация рисков; измерение  риска стало более точным; большее  внимание уделяется контролю за рисками; шире используется международный опыт. Во всех крупных и в большинстве  средних банков созданы подразделения  по управлению рисками. Усилилось внимание как со стороны менеджмента, так  и со стороны собственников российских банков к проблемам управления рисками, растет квалификация российских риск- менеджеров. Некоторые специалисты считают, что банкам, у которых развита система управления рисками, нужно дать возможность перейти на внутренние модели оценки рыночных рисков, в то время как все остальные банки должны придерживаться стандартного подхода.

Однако  исследование рабочей группы Базельского  комитета деятельности российских кредитных  организаций позволило экспертам, в частности, сделать следующие  выводы: в российских банках целесообразно  создавать систему мотивации  для менеджеров среднего звена с  целью побудить их развивать практику управления рыночными рисками; система  измерения и мониторинга рыночного  риска только начинает развиваться, а создаваемые банками модели основываются, несмотря на разный профиль  риска, на схожих наборах факторов риска; существует значительная потребность  в информации, которая позволила  бы создать общий фундамент для  измерения рыночного риска.

Для определения направлений развития системы внутреннего контроля и  комплексного управления рисками в  российских коммерческих банках большое  значение имеет разработка Центральным  банком методик анализа валютного, процентного, фондового рисков в  развернутых видах, а также методики агрегирования всех рисков банка. Пиндайк  Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: «Экономика», «Дело», 1992.

В настоящее время основная проблема в практике внедрения систем управления банковскими рисками - это адаптация  к российским условиям существующих западных методик оценки рисков. Многие российские банки уже разработали  на основе исторической базы данных цен  инструментов отечественного финансового  рынка свои модели оценки рыночного  риска, а также при ежедневном анализе и контроле за рыночными  рисками применяют и совершенствуют методы VAR, широко используют и сценарный  анализ.

Общие тенденции регулирования

Международной тенденцией последнего десятилетия  в сфере государственного регулирования  банковской деятельности стали либерализация  регулирования и переход от жестких (директивных) рычагов к стимулирующим  рычагам воздействия. Эта тенденция  отражает изменения во внешней среде  банковской деятельности, учитывает  различный профиль банковских рисков и их динамизм, а также способствует выравниванию конкурентных позиций  банков и воплощает принцип саморегуляции  банковской системы. Новый подход отражает принцип: основная ответственность  за эффективное управление рисками  лежит на самом банке и реализуется  в постепенном отказе от единых требований ко всем банкам в пользу предоставления им права выбора альтернативных методов определения величины достаточности капитала.

Кроме принципа альтернативности подходов к  оценке банковских рисков в современных  условиях наметилась тенденция на сближение  банковских и небанковских финансовых организаций не только по сфере действия, набору проводимых операций, но и с  точки зрения оценки и управления рыночными рисками. Это также  отражает общую тенденцию стандартизации в условиях глобальной мировой экономики. Кроме того, в Базеле-2 заложен  принцип усиления рыночной дисциплины банков в виде раскрытия достоверной  информации о рисках и финансовом положении банка. Его выполнение будет способствовать усилению обратной связи за счет повышения контроля со стороны как надзорных органов, так и общественности, что отвечает основным принципам функционирования глобальной финансовой системы. Поэтому  решающим фактором обеспечения устойчивости и надежности банковской системы  в современных условиях является партнерство между органами банковского  регулирования, самими банками и  обществом. Этот подход, по-видимому, будет  задавать в ближайшие годы направление  развития банковского регулирования  во всем мире. Соответствующим российским органам при разработке принципов  регулирования следует учитывать  как мировые тенденции, так и  особенности национального банковского  и финансового секторов.

Информация о работе Кредитно-денежная система России