Кредитно-денежная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:08, реферат

Описание работы

Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….2
1.Кредитно-денежная политика государства..................................................................3
1.1.Инструментарий кредитно-денежной политики………………………………..4
1.2.Методы кредитно-денежной политики………………………………………….5
1.3.Теоретические подходы к денежно-кредитной политике……………………...8
1.4.Передаточный механизм денежно-кредитной политики и ее эффективность...................................................................................................................8
1.5.Современные тенденции в денежно-кредитной политике……………………10
1.6.Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России…………………………………………………………………………………...11
2.Кредитное регулирование экономики………………………………………………12
2.1.Формы кредита…………………………………………………………………..12
2.2.Функции кредита………………………………………………………………...13
2.3.Кредитная система………………………………………………………………14
2.4.Функции Центрального банка…………………………………………………..15
2.5.Специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты)………………………………………………………………………………16
2.6. Особенности кредитной системы в России……………………………………18
2.7.Современные подходы к регулированию банковских рыночных рисков……………………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 52.83 Кб (Скачать файл)

Операции  на открытом рынке заключаются в  продаже или покупке центральным  банком у коммерческих банков ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейских и государственных  корпораций, а также облигаций  промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых центральным  банком). Они имели широкое распространение  на протяжении всего послевоенного  периода, что соответствовало общей  тенденции перехода центральных  банков к косвенным формам регулирования.

Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при  покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных  резервов коммерческих банков в отдельности  и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение  стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа  Центральным банком РФ государственных  ценных бумаг, которые вплоть до финансового  кризиса, разразившегося в августе 1998 г., обладали высокой степенью ликвидности  и доходности. Коммерческие же банки  являются основными инвесторами  на рынке ценных бумаг, что расширяет  регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности. Операции на открытом рынке различаются в  зависимости от:

* условий сделки - купля-продажа за  наличные или купля на срок  с обязательной обратной продажей - так называемые обратные операции (операции РЕПО);

* объектов сделок - операции с государственными  или частными бумагами;

* срочности сделки - краткосрочные  (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года  и более) операции с ценными  бумагами;

* сферы проведения операций - охватывают  только банковский сектор или  включают и небанковский сектор  рынка ценных бумаг;

* способа установления ставок - определяемые  центральными банком или рынком.

Установление  норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой - эти нормы выступают  в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов - метод прямого воздействия  на величину банковских резервов. Впервые  данный метод применили в США  в 1933 г. В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования  затрагивает основы банковской системы  и способен оказывать сильное  воздействие на финансово-экономическую  систему в целом. В России с 19 марта 1999 г. нормативы отчислений кредитных  организаций в обязательные резервы  Банка России составили: по привлеченным средствам юридических лиц в  рублях - 7%; привлеченным средствам  юридических лиц в иностранной  валюте - 7%; привлеченным средствам  физических лиц в рублях - 5%; привлеченным средствам физических лиц в иностранной  валюте - 7%; вкладам и депозитам  физических лиц в Сбербанке РФ в рублях - 5%

К селективным методам денежно-кредитной политики относятся следующие.

Контроль  по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении  кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку  товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды  напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится  перераспределить их в пользу отдельных  отраслей или ограничить общий объем  потребительского спроса.

Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных  положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях  и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется  риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуру банки должны соблюдать  ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту  или группе "породненных" клиентов, должен составлять определенный процент  от суммы собственных средств  банка; так, он в США - не более 10%, во Франции - 75%. В развитых странах также  определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных  средств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз  его собственные средства. Курс экономической  теории: Общие основы экономической  теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное  пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. - 1040с.

1.3 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике

С помощью названных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание  на определенном уровне денежной массы ( жесткая монетарная политика ) или  ставки процента ( гибкая монетарная политика ).

Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения  спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными  процессами, уместной будет жесткая  политика поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных  изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с  инвестиционной активностью

Очевидно, что центральный банк не в состоянии  одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение  денег, чтобы сбить давление вверх  на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги

1.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики и ее эффективность

Денежно-кредитная  политика имеет довольно сложный  передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность  политики в целом.

Можно выделить четыре звена передаточного  механизма денежно-кредитной политики:

1) изменение величины реального  предложения денег (M/р)S в результате  пересмотра центральным банком  соответствующей политики;

2) изменение процентной ставки  на денежном рынке;

3) реакция совокупных расходов (особенно  инвестиционных) на динамику процентной  ставки;

4) изменение объема выпуска в  ответ на изменение совокупного  спроса (совокупных расходов).

Между изменением предложения денег и  реакцией совокупного предложения  есть еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно  влияет на конечный результат.

Изменение рыночной процентной ставки происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов  после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики центрального банка на руках у  них оказалось больше денег, чем  им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, т.е. в итоге - снижение процентной ставки

Однако  реакция денежного рынка зависит  от характера спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы  станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку, то увеличение предложения денег  приведет к существенному падению  ставки.

Очевидно, что нарушения в любом звене  передаточного механизма могут  привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной  политики. Например, незначительные изменения  процентной ставки на денежном рынке  или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями  денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного  механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах  с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических  агентов связана не столько с  процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической  ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Денежно-кредитная  политика имеет значительный внешний  лаг (время от принятия решения до его результата), так как влияние  ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания  процентной ставки с уменьшением  инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет  ее проведение, ибо запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может  дать результат, когда экономика  будет уже на подъеме и вызовет  нежелательные инфляционные процессы.

В целом денежно-кредитная политика сталкивается с рядом ограничений  и проблем:

1) избыточные резервы, появляющиеся  в результате политики "дешевых  денег", могут не использоваться  банками для расширения предложения  денежных ресурсов;

2) вызванное денежно-кредитной политикой  изменение денежного предложения  может быть частично компенсировано  изменением скорости обращения  денег;

3) воздействие денежно-кредитной политики  ослабится, если кривая спроса  на деньги станет пологой, а  кривая спроса на инвестиции - крутой; к тому же кривая спроса  на инвестиции может сместиться, нейтрализовав денежно-кредитную  политику.

В результате руководящие органы банковской системы сталкиваются с дилеммой в области денежно-кредитной политики: они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. В период после Второй мировой войны направление  денежно-кредитной политики переместилось  со стабилизации процентных ставок на контроль за денежным предложением, а  затем денежно-кредитная политика стала более прагматической.

1.5 Современные тенденции в денежно-кредитной политике

Основными приемами денежно-кредитного регулирования  в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями являются изменение  официальной учетной ставки центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного  спроса и занятости, уровня валютного  курса, масштабов инфляции; использование  операций с государственными облигациями  преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.

Принципиальное  отличие техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского  подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение  которых обусловливает изменение  направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной  политики во многом определяет и главные  объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут  быть как совокупная денежная масса, так и ее отдельные агрегаты.

Особо следует подчеркнуть, что государственные  органы стран с рыночной экономикой в последнее время все чаще используют "политику развития конкуренции" в банковской сфере, т.е. стимулируют  конкуренцию, расчищают для нее  место, включая и меры, .направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этой политики находятся  и предпринимаемые в последние  годы во многих странах действия по либерализации внутренних и международных  финансовых рынков, отмене контроля над  процентными ставками и ряда ограничений  для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При  этом широкий доступ иностранных  банков на местные рынки часто  рассматривается как необходимый  фактор повышения эффективности  последних.

1.6 Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России

Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых Центральным  банком РФ Основных направлениях денежно-кредитной  политики и совместных заявлениях Правительства  РФ и Центрального банка РФ об экономической  политике.

В 1994 - первой половине 1998 г. наиболее действенным  средством выполнения основной задачи денежно-кредитной политики - сдерживания  инфляции - было соблюдение положений  ежегодно разрабатываемой Денежной программы, предусматривающей целевые  ориентиры в денежно-кредитной  сфере. При разработке этой программы  Банк России исходил из прогнозируемых показателей состояния экономики (изменения в ее отдельных секторах и ВВП в целом, инфляции, дефицита государственного бюджета, международных  резервов и др.), устанавливал поквартальные  предельные величины роста денежной массы и денежной базы, а также  другие целевые показатели. Осуществление  этой политики в указанный период имело следствием замедление темпов инфляции в 1995 - первой половине 1998 г.

Вместе  с тем, по мнению ведущих российских специалистов, главная причина денежно-кредитного и финансового кризиса 1998 г. - это  ошибочная экономическая и денежно-кредитная  политика Правительства и Банка  России. Она не была ориентирована  на подъем и повышение эффективности  реальной экономики, так как опора  делалась главным образом на весьма жесткий монетаризм. В то же время  материальное производство (реальный сектор) - основа любой экономики - с  каждым годом сокращался. Банковская система оказалась заложницей такой  политики. К тому же значительная часть  ее капиталов использовалась для  финансирования большого дефицита государственного бюджета с использованием пирамиды ГКО и других ценных бумаг.

Отказ Правительства от платежей по ГКО  в целом блокировал почти 16% активов, а по крупным банкам - 40-50% активов, которые рассматривались банками  как наиболее ликвидные и надежные.

Информация о работе Кредитно-денежная система России