Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Также немалую роль играет активная работа коммерческих банков в области кредитования, которая является непременным условием успешной конкуренции этих учреждений, ведет к росту производства, увеличению занятости, повышению платежеспособности участников экономических отношений. При этом речь идет не только о совершенствовании техники кредитования, но и о разработке и внедрении новых способов снижения кредитных рисков.
Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Определение малого и среднего бизнеса
1.2 Кредитование как экономическая категория
1.3 Современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Украине
1.4 Экономическая сущность малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

2.1 Методы и формы государственной поддержки малого предпринимательства
2.2 Государственная политика в области малого предпринимательства
2.3 Сравнительный анализ программ кредитования малого и среднего бизнеса
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

исправленный вариант.docx

— 478.07 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Современное состояние  системы кредитования малого  и среднего бизнеса в Украине

Кредитование предприятий  малого и среднего бизнеса достаточно сильно отличается от кредитования крупных  предприятий.

В целом ставки по кредитам малым предприятиям в полтора  раза превышают стоимость ресурсов для других заемщиков. Разброс среднегодовых  ставок достаточно велик - от 11 до 28%. Зависят  они от сроков кредитования, обеспечения  кредита, региона, насыщенности ресурсами. Повышенные ставки процента объясняются  более высоким уровнем риска, закладываемым банком при кредитовании малого предприятия. Пока невысокий  уровень конкуренции между банками  за малого предпринимателя также  позволяет им держать ставки на высоком  уровне. К тому же малые предприятия  готовы платить высокие проценты с учетом срочности выдачи кредита.

Кредитование предприятий  малого бизнеса в целом отличается более короткими сроками, чем  кредитование компаний среднего и крупного бизнеса. По размерам ссуд также довольно большой разброс: в небольших  банках минимальная сумма 10 тысяч, а  максимальная - 500 тысяч гривен, у  более крупных - 50 тысяч и до 5 млн. грн.соответственно.

Несмотря на активизацию  банков в сегменте малого бизнеса, конкуренция  между ними по-прежнему ведется в  основном за клиентов из традиционных отраслей и регионов. Наиболее охотно банки кредитуют бизнес, занимающийся торговлей. Торговые компании продолжают оставаться самым динамичным сектором нашей экономики и за счет быстрой  оборачиваемости своих средств  могут себе позволить взять кредит в банке даже под высокий процент.

Более четверти всех кредитов, выданных малым предприятиям, приходится на Киев, по 20% - на Причерноморский и  Донецкий экономические районы. Распределение  кредитов, выданных малым предпринимателям, по регионам примерно совпадает с  территориальным распределением самих малых предприятий по стране. Более половины малых предприятий расположены в Столичном и Центральном экономических районах. Более активному и диверсифицированному развитию кредитования малого бизнеса препятствует целый ряд факторов.

Во-первых, на данном этапе  своего развития украинские банки не обладают достаточной ресурсной  базой для выдачи долгосрочных кредитов. Большинство финансовых посредников, особенно в регионах, существуют за счет краткосрочных вкладов. Учитывая краткосрочность и неустойчивость такой ресурсной базы, эти банки  не могут предоставлять долгосрочные займы предпринимателям для обновления основных фондов. Таким образом, банки  ограничиваются краткосрочным кредитованием  на пополнение оборотных средств (на срок до 1 года, а чаще - на 3-6 месяцев). Такая осторожность повышает надежность банковского сектора, но краткосрочные  займы не дают возможности малому бизнесу модернизировать свое производство. В ситуации неразвитости в нашей  стране системы рефинансирования кредитов НБУ большое значение приобретает  система финансирования по германской схеме - через государственные банки, например, Ощадбанк, или зарубежные банки, в частности, SEB-банк.

Во-вторых, при сравнимых  операционных издержках на обслуживание крупного и мелкого заемщика крупному банку невыгодно работать с малым  бизнесом. Нужны такие процедуры  кредитования малого бизнеса, которые  бы позволили оперативно и с малыми затратами готовить и проводить  большую массу мелких сделок, обеспечивая  в тоже время приемлемое качество кредитного портфеля. Для решения  этой проблемы крупные банки разрабатывают  скоринговые системы оценки партнеров.

В-третьих, серьезным препятствием для увеличения объемов кредитования малого бизнеса являются высокие  риски, отчасти обусловленные непрозрачностью  малого бизнеса, и проблемы залогового обеспечения сделки.

Банки находят способы  работы с мелкими заемщиками даже в отсутствие надежного обеспечения. За последний год банки стали  активнее предлагать беззалоговые кредиты. Они, безусловно, носят краткосрочный  характер, но позволяют предпринимателям решить временные трудности. Но для  работы с беззалоговыми кредитами  банк должен хорошо уметь оценивать  бизнес клиента, его возможности  вернуть кредит за счет своей текущей  выручки, эффективности работы. Это  новые технологии оценки рисков, и  за этими технологиями - будущее  массового кредитования малого бизнеса.

В классическом варианте залогом  выступает жилая и нежилая  недвижимость, оборудование, автотранспорт, находящиеся в собственности  как предприятия, так и в личной собственности владельца бизнеса. Товары в обороте чаще всего выступают  обеспечением кредитов, выданных малому бизнесу. Оценку залога банки предпочитают проводить своими силами. Обеспечение  должно покрывать сумму кредита  и проценты за весь срок кредитования. При этом обычно банк исходит из ликвидности залога и принимает  в расчет не более 70% его оценочной  стоимости. Кроме того, обычно банки  требуют застраховать залоговое  имущество в страховой компании. Это связано в том числе  с тем, что в соответствии с  современным залоговым законодательством  в случае банкротства предприятия  банкиры не исключают ситуации, когда  причитающиеся по закону банку активы не удастся взыскать с бизнесменов. Залоговое имущество на общих  правах поступает на аукцион, и банки  не имеют на него преимущественных прав. На сегодняшний день автотранспортные средства, переданные в залог, тоже не могут гарантировать банку  абсолютное покрытие кредита. Дело в  том, что заложенное автотранспортное средство до сих пор не регистрируется в ГАИ. Соответственно, банки оказываются  незащищенными от мошенничества  со стороны клиентов, «теряющих» паспорт  транспортного средства, заложенный в банке, и перепродающих автомобиль.

Другим способом снижения рисков кредитования малого бизнеса  является личное знакомство банкира  с собственником бизнеса. На переговоры с сотрудниками банков при оформлении кредита обычно приходят первые лица малых и средних предприятий, что нечасто случается при взаимодействии с крупным бизнесом, а подобные неформальные отношения с руководством позволяют получить более достоверную информацию о состоянии дел предприятия. Кредитные эксперты должны не только уметь хорошо оценивать бизнес потенциального заемщика, но и быть отличными психологами. Необходимо лично знать человека, который стоит за конкретным бизнесом.

По мнению самих банкиров, более интенсивной работе банков и малого бизнеса могли бы способствовать следующие шаги государства:

1. Принятие нового закона  о залоге, позволяющего исключить  заложенное имущество из конкурсной  массы при банкротстве должника, а также предполагающего возможность  внесудебного взыскания банком  заложенного имущества, и введение  системы регистрации залога движимого  имущества;

2. Внесение поправок в  Положение Банка Украины от 26.03.2008

 «О порядке формирования  кредитными организациями резерва  на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной  к ней задолженности». Это положение  препятствует кредитованию малого  бизнеса. НБУ рассматривает кредиты  малым предприятиям в большинстве  случаев как проблемные и безнадёжные  ссуды, под которые кредитные  организации должны создавать  резервы в размере половины  либо полной суммы кредита.  Соответственно, банки должны изыскивать  дополнительные средства для  создания резервов, и, как следствие,  это приводит к увеличению  издержек банка и повышению  ставки.

Также банкиры сетуют на отсутствие реального опыта оценки бизнеса малых предприятий у  проверяющих специалистов из НБУ, которые  используют слишком формальные показатели, такие как недостаточность собственных  средств или отрицательные чистые активы, при этом забывают оценивать  перспективность развития малого предприятия. С одной стороны, НБУ провозглашает курс на переход к содержательному надзору, опирающемуся на оценку качественных показателей деятельности банка. Но на поверку выходит иначе. Часто банки вынуждены отказываться от кредитования перспективного клиента, потому что знают, что придет НБУ и заставит создавать дополнительные резервы под кредит, который с формальной точки зрения является рисковым. Но банк объективно знает бизнес клиента лучше, чем представители из НБУ.

Положительным фактором для  самих банков стало бы уменьшение налоговой нагрузки на малые предприятия. Использование разных механизмов снижения налоговой нагрузи на малые предприятия (налоговые льготы, специальные налоговые  режимы) могли бы позволить малым  компаниям легализовать свой бизнес и, в конечном итоге, снизить кредитные  риски банков, что привело бы к  росту кредитования малого бизнеса. Более активному взаимодействию банков и малого бизнеса препятствуют также проблемы, возникающие у  малого бизнеса при обращении  в банки.

В среднем в банках процедура  рассмотрения заявки на кредитование занимает не менее 1 месяца и требует  от предпринимателя огромного количества справок и копий документов. В  отличие от крупного заемщика малый  бизнес не располагает ни трудовыми, ни временными ресурсами для сбора  всех документов. При этом никто  не дает предпринимателю гарантии, что все его усилия окупятся. Кроме  того, у мелкого бизнесмена обычно просто нет времени ждать необходимых  «здесь и сейчас» денег. Часто  от бизнесменов требуется предоставить ряд дополнительных документов, таких  как бизнес-план, технико-экономическое  обоснование и др., а квалификации большинства предпринимателей на их составление обычно не хватает.

Банки для снижения кредитных  рисков выдвигают жесткие требования к обеспечению выдаваемых ссуд. При  действующей законодательной базе и условиях прохождения дел в  арбитражных судах вернуть залог  достаточно сложно, на это уходит много  времени и средств. К тому же отсутствует  адекватное залоговое законодательство и инфраструктура реализации залогов. При следовании действующим нормативным актам залог, как правило, реализуется не более чем за 1/2 его действительной стоимости. Продажа залога осуществляется через систему тендеров, что и обусловливает резкое уменьшение его цены из-за плохой организации торгов. Поэтому банки-кредиторы требуют от потенциальных заемщиков 200% залогового обеспечения кредита, что не под силу большинству малых предприятий.

Все это формирует у  предпринимателей определенный стереотип  в отношении банковских кредитов, способствует низкой заинтересованности в сотрудничестве с банками. Ряд  банкиров говорят о том, что сейчас главной задачей для банковского  сообщества, в том числе государства, является привлечение интереса со стороны  малого бизнеса к банкам.

 

Таблица 1.2

Условия кредитования МСП

Условие

Кол-во банков, требующих  соблюдение данного условия

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Хорошая кредитная история

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Поручители

76

78

62

61

42

39

51

37

21

11

Залог

100

97

91

84

76

51

57

32

29

29

Справки

100

100

100

100

100

100

100

96

85

73


 

Анализ условий кредитования позволяет сделать вывод о  развитии банковской системы и упрощении  процедуры получения кредитов предприятиями  малого и среднего бизнеса, что должно способствовать развитию предпринимательства.

Малый бизнес в основной своей массе не воспринимает банк как институт, готовый к сотрудничеству с бизнесом. Банки постоянно вынуждены  работать с недостоверной отчетностью, предоставляемой предпринимателями. Малый бизнес заранее уверен, что  он не понравится банку, поэтому старается  приукрасить собственное положение. Банки, ориентированные на работу с малым бизнесом, стараются учитывать особенности данной категории клиентов. Это, прежде всего, относится к небольшим банкам, поведение которых обычно характеризуется большей гибкостью по сравнению с крупными банками. Банки готовы сокращать сроки рассмотрения заявок на получение кредита в случае их небольших размеров, но при этом либо у банка должна быть отлажена система оценки заемщиков, по типу скоринг-модели или экспресс-анализа, либо он кредитует заемщиков с хорошей кредитной историей. Однако на сегодняшний день банки практически не готовы сотрудничать с малыми предприятиями на самом критичном для них этапе - стартовом. Потребность в стартовом банковском кредитовании удовлетворена, по экспертным оценкам, на 4-7%, а по расчетам Ресурсного центра малого предпринимательства, потенциальная емкость этого рынка - более 5 млрд. долларов. А между тем, как показывает зарубежная практика, это сотрудничество не просто реально, но и взаимовыгодно.

В последние годы в целом  по Украине сложились следующие  методы и формы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Таблица 1.3 Классификация форм и методов финансово-кредитной поддержки среднего предпринимательства

Источники

Методы

Вид формы поддержки

Форма

Государственное финансирование

Привлеченные

Безвозмездное

государственное

финансирование

Налоговая поддержка

Первоначальные налоговые скидки,

налоговые льготы, ускоренная налоговая

амортизация

Неналоговая поддержка

Госзаказы, государственные гарантии,

поручительства, субсидии, бюджетные

инвестиции

Заемные

Государственное

кредитование

Налоговая поддержка

Налоговые кредиты, инвестиционные

налоговые кредиты

Неналоговая поддержка

Бюджетные кредиты

Смешанное финансирование

Привлеченные

Субсидирование

Неналоговая

поддержка

Субсидирование процентных ставок по

банковским кредитам, лизингу,

страховым тарифам

Заемные

Лизинг

Неналоговая

поддержка

Внутренний лизинг, международный

лизинг

Софинансирование

Неналоговая

поддержка

Банковские кредиты под

государственные гарантии и/ или

поручительства, венчурное

финансирование

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса