Кредитование малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Также немалую роль играет активная работа коммерческих банков в области кредитования, которая является непременным условием успешной конкуренции этих учреждений, ведет к росту производства, увеличению занятости, повышению платежеспособности участников экономических отношений. При этом речь идет не только о совершенствовании техники кредитования, но и о разработке и внедрении новых способов снижения кредитных рисков.
Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Определение малого и среднего бизнеса
1.2 Кредитование как экономическая категория
1.3 Современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Украине
1.4 Экономическая сущность малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

2.1 Методы и формы государственной поддержки малого предпринимательства
2.2 Государственная политика в области малого предпринимательства
2.3 Сравнительный анализ программ кредитования малого и среднего бизнеса
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

исправленный вариант.docx

— 478.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

 

2.1. Методы и формы государственной поддержки малого предпринимательства

Государственная поддержка  малого предпринимательства в Украине  осуществляется на всех уровнях законодательной  и исполнительной власти, на основе осуществления соответствующих  мероприятий.

На государственном уровне наиболее важными и оказывающими реальное воздействие на поддержку  малого предпринимательства являются следующие меры:

1. Учет специфики и  потребностей малых предприятий  при принятии законодательства  по предпринимательству; необходимо  иметь специальные статьи о  трудовых отношениях в малых  предприятиях в Кодексе о труде,  статьи о правах мелких предпринимателей  в отношении своей собственности  и гарантиях государства относительно  их соблюдения в законе о  собственности и т.д.

2. Разработка и принятие  законодательных актов по малому  предпринимательству, регулирующих  все стадии и процессы его  жизненного цикла.

3. Создание экономических  условий для формирования и  развития организационно-технической  и финансово-кредитной инфраструктуры  малого предпринимательства.

4. Оказание малым предприятиям  прямой организационно-финансовой  и косвенной помощи на основе  специальных программ льготных  налоговых и кредитных режимов.

На региональном уровне законодательные  и исполнительные органы власти имеют  большие возможности для поддержки  малого предпринимательства. От них  во многом зависит исполнение положений  законов. Кроме того, они имеют  право принятия собственных нормативно-правовых актов, отражающих региональные особенности развития малого предпринимательства.

Очень важно для эффективного развития малых предприятий участие  местных органов власти. На этом уровне решаются многие актуальные вопросы  регулирования земельных, арендных и других отношений, организация  всех видов контроля, обеспечение  функционирования городского (местного) транспорта. Они оказывают непосредственное, прямое и во многих отношениях решающее влияние на деятельность малых предприятий.

Организационные формы (меры) государственной поддержки малого предпринимательства входят в организационный  блок системы поддержки, являются его  элементами. Отметим наиболее важные из них. Первый элемент — это нормативно-правовая база создания, функционирования и  развития малых предприятий. Второй элемент — это программы развития малого предпринимательства. Меры по поддержке  малого бизнеса должны включаться в  программы поддержки малых предприятий  всех уровней власти. Отметим следующие:

Во-первых, формирование инфраструктуры поддержки — одновременно на муниципальном, региональном уровнях.

Во-вторых, вовлечение в малое  предпринимательство незащищенных слоев населения.

В-третьих, внесение в установленном  порядке предложений о налоговых  льготах для малых предприятий  и ежегодное выделение средств  из соответствующих бюджетов на государственную  поддержку малых предприятий.

В-четвертых, передача малым  предприятиям результатов НИОКР  и инновационных программ.

В-пятых, передача малым предприятиям на льготных условиях незавершенных  и пустующих объектов, нерентабельных и убыточных предприятий.

В-шестых, обеспечение возможности  первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости с учетом ими вложенных в них  материальных и финансовых средств.

Методы государственной  поддержки малого предпринимательства  группируются по направленности их воздействия  и содержания. По направленности различают  методы прямого и косвенного воздействия, а по содержанию — административные (организационно-правовые), экономические  и институционные. Прямые методы —  это бюджетное финансирование, субвенции, безвозвратные кредиты и т.п. Косвенные  методы — налоговая политика, льготы и т.п.

Методы административной поддержки, базирующиеся на силе государственной  власти, авторитете правительства, можно  подразделить на группы: запрет, разрешение и принуждение. Первые два метода реализуются путем выдачи или  отказа каких-либо прав (лицензий, квот и т.п.). Принуждение используется как инструмент осуществления государственной  политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений.

Экономические методы подразделяются на финансово-кредитные и бюджетные. Финансово-кредитные — это количественное изменение предложения свободных  денег и изменение «цены кредитов», т.е. процента, определяющего спрос  на заемный капитал и масштабы притока вкладов.

Институционные методы государственной  поддержки направлены на организацию  хозяйственной деятельности и основаны на создании субъектов и объектов институционной инфраструктуры. Субъектами являются предприятия всех форм собственности  и банки, а объектами выступают  хозяйственные отношения фаз  и сфер воспроизводства.

Содержание и объемы государственной  поддержки малого предпринимательства, его формы и методы зависят  от экономического состояния страны и геополитического положения, от истории, традиций и национальной культуры. Так, для Украины, с ее территориальными масштабами, суверенитетами регионов, а также неуважением законов и традиционным «авось» неприемлемы методы, используемые в Германии (с ее дисциплиной, точностью и пунктуальностью).

Анализ международного опыта  показывает, что есть определенный перечень общепринятых форм и методов  государственной поддержки малого предпринимательства. При этом происходит смещение акцентов поддержки. Главной  его задачей все в большей  мере становится обеспечение на мировом  рынке конкретных преимуществ национальной экономики. Решение этой задачи осуществляется, во-первых, на основе создания наиболее благоприятных условий предпринимательства  и развития национальной конкурентной рыночной среды и, во-вторых, за счет поддержания конкурентоспособности  в сферах, преимущества которых не могут быть реализованы посредством  механизма свободного рынка.

 

Таблица 2.1 Результаты деятельности МСП на международном уровне

Параметры сравнения

Украина

Германия

Франция

Италия

Велико-британия

Польша

Нидер- ланды

Эстония

Кол-во малых и средних  предприятий, млн

3,2

1,9

2,6

3,8

1,7

1,6

0,6

0,05

Занятость на МСП, млн. человек

19

13,6

8,8

12,3

9,8

5,9

3,6

0,3

Выручка МСП, трлн.евро

0,8

2,2

1,9

1,9

2,2

0,5

0,8

0,02

Эффективность деятельности предприятий

0,25

1,16

0,73

0,5

1,29

0,31

1,33

0,4

Производитель-ность труда

42

161

216

154

224

85

222

67


 

Расчет эффективности  деятельности малых и средних  предприятий:

Украина: Выручка / кол-во предприятий = 0,8 / 3,2 = 0,25

Германия: Выручка / кол-во предприятий = 2,2 / 1,9 = 1,16

Франция: Выручка / кол-во предприятий = 1,9 / 2,6 = 0,73

Италия: Выручка / кол-во предприятий = 1,9 / 3,8 = 0,5

Великобритания: Выручка / кол-во предприятий = 2,2 / 1,7 = 1,29

Польша: Выручка / кол-во предприятий = 0,5 / 1,6 = 0,31

Нидерланды: Выручка / кол-во предприятий = 0,8 / 0,6 = 1,33

Эстония: Выручка / кол-во предприятий = 0,02 / 0,05 = 0,4

Проведем расчет производительности труда на предприятиях малого и среднего бизнеса в международном масштабе:

Украина: Выручка/занятость=0,8 млрд /19 млн * 1 млн. = 42 тыс.евро

Германия: Выручка/занятость = 2,2трлн/13,6млн*1млн. = 161 тыс.евро

Франция: Выручка/занятость = 1,9трлн/8,8млн*1млн = 216 тыс.евро

Италия: Выручка/занятость = 1,9трлн/12,3млн*1млн = 154 тыс.евро

Великобритания: Выручка/занятость = 2,2трлн/9,8млн. *1млн = 224 тыс.евро

Польша: Выручка/занятость = 0,5трлн/5,9млн. *1млн = 85 тыс.евро

Нидерланды: Выручка/занятость = 0,8трлн/3,6млн. *1млн = 222 тыс.евро

Эстония: Выручка / занятость = 0,02трлн/0,3млн. *1млн = 67 тыс.евро

Анализ эффективности  деятельности малых и средних  предприятий производительности труда  на них обнаружил самые низкие показатели в Украине. Это говорит  о необходимости финансирования и государственной помощи.

Как показывает опыт развития малого предпринимательства в Украине, структура его субъектов неоднородна. Если взять в качестве классификационного признака их возможности в привлечении  финансовых средств, то можно выделить три группы. Первая группа малых  предприятий — это предприятия, развивающиеся наиболее успешно, с  хорошими перспективами роста. Они  располагают достаточными возможностями  решения финансовых проблем за счет собственных средств, или средств партнеров и учредителей. Владельцы этих предприятий — собственники производственного и непроизводственного имущества.

В случае необходимости под  его залог могут выделяться кредиты  коммерческих и государственных  банков. Кроме того, такие предприятия  не лишены определенного опыта применения различных процедур поиска финансовых средств. Они знакомы с технологиями минимизации затрат на привлечение  заемных средств и не заинтересованы в их получении на предлагаемых банками  условиях. Их не устраивают процентные ставки и краткосрочные кредитования. Предприятия первой группы используют кредит для реализации высокоэффективных  не длительных по срокам осуществления  проектов и только в случае отсутствия альтернативных возможностей. Количественно  эта группа немногочисленна.

Вторая группа малых предприятий  — это основная масса субъектов  малого предпринимательства, прошедших  стадию становления и функционирующих. Но им для дальнейшей успешной работы и особенно развития требуются финансовые средства. Однако их возможности ограничены недостатком имеющихся залогов  и гарантий.

Третья группа малых предприятий  включает:

1) малорентабельные и  убыточные предприятия с нестабильным  финансовым положением и отягощенными  долговыми обязательствами;

2) недавно созданные, только  начинающие функционировать предприятия.

Эти субъекты малого предпринимательства  не имеют свободных финансовых ресурсов и не обладают реальными залоговыми возможностями. Для них нет системы  гарантий и страхования инвестиционной деятельности. Имеющиеся производственные активы малоликвидны, так как их помещения и оборудование, как  правило, морально устарели, физически  изношены и требуют значительных инвестиций для эффективного функционирования.

 

2.2. Государственная политика  в области малого предпринимательства

Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного  социально-экономического феномена, как  малое и среднее предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия  для развития малого предпринимательства  и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное  стимулирование, специальные государственные  институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее  время государственная политика по отношению к малому бизнесу  в Украине только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и  развития малого предпринимательства  и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования  деятельности малых предприятий  носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление  льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как государственных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения  для микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот  для малого предпринимательства.

Малый бизнес в силу своей  специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия  обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения  местного рынка, объема и структуры  локального спроса. Они предоставляют  новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной  самостоятельности регионов малый  бизнес может рассматриваться как  важное средство оптимизации структуры  региональной экономики.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса