Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:11, курсовая работа
Также немалую роль играет активная работа коммерческих банков в области кредитования, которая является непременным условием успешной конкуренции этих учреждений, ведет к росту производства, увеличению занятости, повышению платежеспособности участников экономических отношений. При этом речь идет не только о совершенствовании техники кредитования, но и о разработке и внедрении новых способов снижения кредитных рисков.
Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Определение малого и среднего бизнеса
1.2 Кредитование как экономическая категория
1.3 Современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Украине
1.4 Экономическая сущность малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
2.1 Методы и формы государственной поддержки малого предпринимательства
2.2 Государственная политика в области малого предпринимательства
2.3 Сравнительный анализ программ кредитования малого и среднего бизнеса
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
2.1. Методы и формы государственной поддержки малого предпринимательства
Государственная поддержка малого предпринимательства в Украине осуществляется на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, на основе осуществления соответствующих мероприятий.
На государственном уровне наиболее важными и оказывающими реальное воздействие на поддержку малого предпринимательства являются следующие меры:
1. Учет специфики и
потребностей малых
2. Разработка и принятие
законодательных актов по
3. Создание экономических
условий для формирования и
развития организационно-
4. Оказание малым предприятиям
прямой организационно-
На региональном уровне законодательные
и исполнительные органы власти имеют
большие возможности для
Очень важно для эффективного
развития малых предприятий участие
местных органов власти. На этом
уровне решаются многие актуальные вопросы
регулирования земельных, арендных
и других отношений, организация
всех видов контроля, обеспечение
функционирования городского (местного)
транспорта. Они оказывают
Организационные формы (меры)
государственной поддержки
Во-первых, формирование инфраструктуры поддержки — одновременно на муниципальном, региональном уровнях.
Во-вторых, вовлечение в малое
предпринимательство
В-третьих, внесение в установленном
порядке предложений о
В-четвертых, передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных программ.
В-пятых, передача малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, нерентабельных и убыточных предприятий.
В-шестых, обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости с учетом ими вложенных в них материальных и финансовых средств.
Методы государственной поддержки малого предпринимательства группируются по направленности их воздействия и содержания. По направленности различают методы прямого и косвенного воздействия, а по содержанию — административные (организационно-правовые), экономические и институционные. Прямые методы — это бюджетное финансирование, субвенции, безвозвратные кредиты и т.п. Косвенные методы — налоговая политика, льготы и т.п.
Методы административной поддержки, базирующиеся на силе государственной власти, авторитете правительства, можно подразделить на группы: запрет, разрешение и принуждение. Первые два метода реализуются путем выдачи или отказа каких-либо прав (лицензий, квот и т.п.). Принуждение используется как инструмент осуществления государственной политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений.
Экономические методы подразделяются
на финансово-кредитные и
Институционные методы государственной поддержки направлены на организацию хозяйственной деятельности и основаны на создании субъектов и объектов институционной инфраструктуры. Субъектами являются предприятия всех форм собственности и банки, а объектами выступают хозяйственные отношения фаз и сфер воспроизводства.
Содержание и объемы государственной поддержки малого предпринимательства, его формы и методы зависят от экономического состояния страны и геополитического положения, от истории, традиций и национальной культуры. Так, для Украины, с ее территориальными масштабами, суверенитетами регионов, а также неуважением законов и традиционным «авось» неприемлемы методы, используемые в Германии (с ее дисциплиной, точностью и пунктуальностью).
Анализ международного опыта
показывает, что есть определенный
перечень общепринятых форм и методов
государственной поддержки
Таблица 2.1 Результаты деятельности МСП на международном уровне
Параметры сравнения |
Украина |
Германия |
Франция |
Италия |
Велико-британия |
Польша |
Нидер- ланды |
Эстония |
Кол-во малых и средних предприятий, млн |
3,2 |
1,9 |
2,6 |
3,8 |
1,7 |
1,6 |
0,6 |
0,05 |
Занятость на МСП, млн. человек |
19 |
13,6 |
8,8 |
12,3 |
9,8 |
5,9 |
3,6 |
0,3 |
Выручка МСП, трлн.евро |
0,8 |
2,2 |
1,9 |
1,9 |
2,2 |
0,5 |
0,8 |
0,02 |
Эффективность деятельности предприятий |
0,25 |
1,16 |
0,73 |
0,5 |
1,29 |
0,31 |
1,33 |
0,4 |
Производитель-ность труда |
42 |
161 |
216 |
154 |
224 |
85 |
222 |
67 |
Расчет эффективности деятельности малых и средних предприятий:
Украина: Выручка / кол-во предприятий = 0,8 / 3,2 = 0,25
Германия: Выручка / кол-во предприятий = 2,2 / 1,9 = 1,16
Франция: Выручка / кол-во предприятий = 1,9 / 2,6 = 0,73
Италия: Выручка / кол-во предприятий = 1,9 / 3,8 = 0,5
Великобритания: Выручка / кол-во предприятий = 2,2 / 1,7 = 1,29
Польша: Выручка / кол-во предприятий = 0,5 / 1,6 = 0,31
Нидерланды: Выручка / кол-во предприятий = 0,8 / 0,6 = 1,33
Эстония: Выручка / кол-во предприятий = 0,02 / 0,05 = 0,4
Проведем расчет производительности
труда на предприятиях малого и среднего
бизнеса в международном
Украина: Выручка/занятость=0,8 млрд /19 млн * 1 млн. = 42 тыс.евро
Германия: Выручка/занятость = 2,2трлн/13,6млн*1млн. = 161 тыс.евро
Франция: Выручка/занятость = 1,9трлн/8,8млн*1млн = 216 тыс.евро
Италия: Выручка/занятость = 1,9трлн/12,3млн*1млн = 154 тыс.евро
Великобритания: Выручка/
Польша: Выручка/занятость = 0,5трлн/5,9млн. *1млн = 85 тыс.евро
Нидерланды: Выручка/занятость = 0,8трлн/3,6млн. *1млн = 222 тыс.евро
Эстония: Выручка / занятость = 0,02трлн/0,3млн. *1млн = 67 тыс.евро
Анализ эффективности деятельности малых и средних предприятий производительности труда на них обнаружил самые низкие показатели в Украине. Это говорит о необходимости финансирования и государственной помощи.
Как показывает опыт развития
малого предпринимательства в Украине,
структура его субъектов
В случае необходимости под его залог могут выделяться кредиты коммерческих и государственных банков. Кроме того, такие предприятия не лишены определенного опыта применения различных процедур поиска финансовых средств. Они знакомы с технологиями минимизации затрат на привлечение заемных средств и не заинтересованы в их получении на предлагаемых банками условиях. Их не устраивают процентные ставки и краткосрочные кредитования. Предприятия первой группы используют кредит для реализации высокоэффективных не длительных по срокам осуществления проектов и только в случае отсутствия альтернативных возможностей. Количественно эта группа немногочисленна.
Вторая группа малых предприятий — это основная масса субъектов малого предпринимательства, прошедших стадию становления и функционирующих. Но им для дальнейшей успешной работы и особенно развития требуются финансовые средства. Однако их возможности ограничены недостатком имеющихся залогов и гарантий.
Третья группа малых предприятий включает:
1) малорентабельные и
убыточные предприятия с
2) недавно созданные, только
начинающие функционировать
Эти субъекты малого предпринимательства не имеют свободных финансовых ресурсов и не обладают реальными залоговыми возможностями. Для них нет системы гарантий и страхования инвестиционной деятельности. Имеющиеся производственные активы малоликвидны, так как их помещения и оборудование, как правило, морально устарели, физически изношены и требуют значительных инвестиций для эффективного функционирования.
2.2. Государственная политика
в области малого
Наличие и значимость такого
потенциально мощного и динамичного
социально-экономического феномена, как
малое и среднее
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.