Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 15:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процесса действия естественных монополий и регулирования их государством, их роль в современной экономике России, рассмотрение механизмов регулирования деятельности естественных монополий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть, что представляет собой монополия и ее основные черты;
раскрыть сущность естественных монополий и способы их регулирования, а также причины образования естественны монополий;
исследовать состояние естественных монополий на примере ОАО "Российские железные дороги".
Содержание:
Одной из главных проблем современного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков Российской Федерации, в том числе, в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости, а также экономической эффективности приобретает особую важность.
Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (наличие или отсутствие, уменьшение или увеличение разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от объема спроса на товары и др. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.
Актуальность темы исследования заключается в том, что от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.
Предметом исследования
Объектом исследования является естественная монополия в частности на примере ОАО "Российские железные дороги".
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается теоретическая часть, которая раскрывает основные черты монополии, сущность естественных монополий, а также задачи и способы их регулирования. Вторая глава является практической частью работы. Она посвящена исследованию естественных монополий в современной экономике России на примере ОАО "Российские железные дороги". Практическая значимость работы заключается в том, что она отражает роль естественных монополий не только в экономике России, но и в жизни каждого из нас.
Целью данной курсовой работы является изучение процесса действия естественных монополий и регулирования их государством, их роль в современной экономике России, рассмотрение механизмов регулирования деятельности естественных монополий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Первые монополии возникли в России в начале 80-х годов 19-го века среди предприятий, обслуживающих железнодорожное строительство (“Союз рельсовых фабрикантов” – в 1882-м году, а также объединения заводов, изготовлявших конструкции для мостов, рельсовые крепления и т.п.) . Тогда же оформилась конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, позднее – экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков. В условиях промышленного подъема 90-х годов наиболее крупные банки страны (Петербургский международный, Русский для внешней торговли и другие) приступили к активному финансированию промышленности.
Решающую роль в перерастании домонополистического капитализма в имперализм сыграл промышленный кризис 1900-1903 годов, во время которого промышленное производство сократилось на 5,7 %, закрылось около 3-х тысяч предприятий. Число безработных превысило 200 тысяч человек. В годы кризиса началось массовое возникновение монополистических объединений, среди которых преобладали синдикаты. В черной металлургии ключевые позиции занял синдикат “Продамет” – “Общество для продажи изделий русских металлургических заводов” в 1902-м году, а также синдикаты “Трубопродажа” в 1902-м году, “Гвоздь” в 1903-м году. В цветной металлургии господствовало акционерное общество “Медь”, в угольной промышленности синдикат “Продуголь” , который контролировал до 70 % сбыта угля, в нефтяной промышленности – картель “Нобельмазут” , контролировавший в 1905-1906 годах до 80 % общероссийской продажи керосина. В машиностроении действовали объединения паровозных (“Продпаровоз” в 1901-м году) , вагонных (“Продвагон” – около 100 % производства вагонов) и мостостроительных заводов в 1900-м году. В сахарной промышленности возник “Союз рафинеров” в 1902-м году. Оформились первые объединения петербургских, лодзинских хлопчатобумажных, джутовых, полотняных и других фабрикантов. В России, как и в развитых капиталистических странах, монополии становятся одной из основ всей хозяйственной жизни. Наряду с промышленными монополиями возникли крупные банковские объединения типа Петербургского международного, Азовско-Донского, позднее – Русско-Азиатского коммерческих банков.
Значение деятельности естественных монополий обусловлено их ключевым местом в экономике страны. Их надежное функционирование является необходимым условием эффективности экономики в целом, оптимальной структуры издержек в смежных отраслях и в итоге -благосостояния потребителей конечной продукции, т.е. населения. Важнее всего то, что естественные монополии - это стратегические отрасли страны и от результатов их деятельности и государственной политики стратегического регулирования этих сегментов рынка зависит функционирование экономики страны в целом.
В экономической теории до начала 1970-х годов существовал определенный подход к определению естественной монополии как отраслевого рынка, формируемого экономией на масштабах производства. Естественная монополия считалась наиболее радикальным случаем воздействия этого технологического фактора на структуру рынка, и абсолютная реализация экономии на масштабах была возможна при присутствии на рынке только одного производителя данного блага или услуги. Если одна фирма способна удовлетворить рыночный спрос по любой цене при более низких средних издержках (издержках на единицу выпуска), чем две или более фирм меньшего размера, то рынок является естественной монополией. Это возможно, если у фирмы «средние издержки снижаются на большом диапазоне выпуска, так что линия отраслевого спроса (D) пересекает кривую средних издержек (LAC) еще до достижения последней точки своего минимума; соответственно, на всем рассматриваемом диапазоне выпуска кривая предельных издержек (LMC) лежит ниже кривой средних издержек»1 (рис.1). Такой вид кривых издержек обусловлен тем, что предприятие имеет очень высокие постоянные издержки при низких предельных издержках и характеризуется свойством субаддитивности. Согласно этой концепции «если N фирм в сумме производят некий выпуск Q, то их суммарные средние по производству Q выше средних издержек одной-единственной фирмы, выпускающей Q»2.
Такая естественная монополия может считаться глобальной, так как никакая другая фирма не сможет войти в отрасль, так как естественный монополист обладает убывающей кривой средних издержек на всем ее протяжении. Монополист занимает доминирующее положение, и чем больше он будет производить, тем меньше будут его издержки на единицу продукции, поэтому конкуренты не смогут войти на рынок, так как монополист может снижать цену до уровня, при котором потенциальные конкуренты будут нести убытки. Крупная фирма пойдет на временное снижение цены, опираясь на низкий уровень своих издержек, чтобы устранить своих конкурентов, затем, став единоличным монополистом установит монопольный уровень цен и сократит соответствующим образом выпуск. Вхождение на этот рынок становится очень проблематичным, так как фирма должна будет производить сравнительно небольшой объем, сопряженный с высокими средними издержками.
Рис. 1.
В последующее время определение естественной монополии стало основываться на рассмотренном выше свойстве субаддитивности издержек, то есть фирма является монополистом, если при всех уровнях выпуска функция издержек фирмы субаддитивна. С одной стороны, падение кривой средних издержек на всем диапазоне спроса гарантирует субаддитивность, и в этом смысле оба определения естественной монополии эквивалентны друг другу. С другой стороны, эти определения не идентичны, потому что, во-первых, существует многопродуктовая монополия, при которой экономия на масштабах не обязательно подразумевает субаддитивность, потому что возникает ряд дополнительных эффектов, таких как общие издержки, экономия на совместном производстве, взаимодополняющие издержки. Во-вторых, субаддитивность может проявляться и при восходящей кривой LAC, но в этом случае будет граница субаддитивности, и за пределами некоторого объема выпуска издержки перестают быть субаддитивными, а отрасль – естественной монополией.
Рассмотрим теоретическую модель естественной монополии на рынке, где фирма-монополист обладает восходящей кривой LAC. Для монополиста, являющегося единственной фирмой на рынке и в коротком, и в длительном периоде дан стандартный выбор цены и выпуска (P,Q) – выбор на пересечении кривой предельных издержек с кривой предельной выручки (рис. 2а).
Рис. 2.
Оценим, сможет ли эта фирма сохранить статус естественной монополии. Для этого мы должны проанализировать поведение фирмы, вступающей на рынок. Решение о входе на рынок компания принимает в зависимости от того, считает ли она возможным заработать прибыль. Предположим, что эта фирма принимает текущий выпуск монополиста (Q) неизменным, тогда она будет оценивать возможность вхождения на рынок исходя из положения кривой своих средних издержек (AC) относительно кривой остаточного спроса (D) (рис. 2б). Кривая средних издержек лежит выше кривой остаточного спроса на всем своем протяжении, значит входить на данный рынок невыгодно, так как нет такого объема выпуска, при котором потенциальная фирма хотя бы покрывала издержки производства. В итоге, единственная фирма на этом рынке оказывается естественной монополией.
При восходящей кривой средних издержек естественная монополия вполне возможна ситуация, когда на рынок входят другие компании и это превращает монополию в обычную отрасль. Что же может привести к такому переходу? Прогресс техники и создание новых технологий, которые уменьшают минимально эффективный размер предприятия, что, в свою очередь, приводит к изменению конфигурации кривых издержек, а так же факторы, действующие на стороне спроса и сдвигающие его – все это вполне может превратить бывшую естественную монополию в обычную отрасль, где главной решающей силой становится конкуренция, обеспечивающая эффективную деятельность нескольких фирм.
Яркими примерами естественных монополий является большинство предприятий, осуществляющих коммунальное обслуживание населения, например водоснабжение населенного пункта, предприятия трубопроводного, железнодорожного транспорта, кабельное телевидение. И действительно, при высоком уровне постоянных издержек разделение рынка между двумя или более фирмами приведет к тому, что средние издержки не достигнут своего минимального значения, как в ситуации с одной фирмой-монополистом. С точки зрения здравого смысла глупо было бы строить еще одну систему труб, по которым транспортируют нефть и газ, параллельно уже существующей.
В 1848 г. Дж. Милль определил разницу между искусственной и естественной монополией: первая создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможное упразднение будет способствовать росту национального богатства. В отличие от этого естественная монополия существует безотносительно к усилиям государства и закона3.
До начала 70-х годов 20 века господствовал единый подход к определению естественных монополий. Ключевым моментом считалось наличие экономии от масштаба производства.
Согласно неоклассической традиции, естественная монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции, при которой имеются рынки, где конкуренция нежелательна или даже невозможна4. Главным фактором «естественности» такого монополизма выступает возрастающая отдача от масштаба. Минимизация общественных издержек достигается за счет того, что валовые издержки оказываются меньше, если вся продукция производится одной фирмой5. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя. Это -так называемые естественные монополии. В то же время конкуренция здесь неосуществима или затруднительна вследствие исключительно высоких невозвратных издержек (рис.3).
Рис. 3. Типичная ситуация естественной монополии
В последующем в литературе появилось более адекватное определение естественной монополии, основанное не на концепции экономии от масштаба производства, а на концепции субаддитивности издержек (рис. 4).
Рис.4. Субаддитивность без постоянной экономии от масштаба производства
Этот подход к определению естественной монополии предложен известным западным экономистом У. Баумолем. Отрасль, где одна фирма может выпускать объем предложения, необходимый для удовлетворения рынка по более низкой себестоимости, чем могут две или более фирм (субаддитивность функции издержек) или вход в которую затруднен, даже в отсутствии специальных мер со стороны монополиста (устойчивость монополии), назьшается естественной монополией. Эта концепция вошла в 80-е годы в базовые основы стратегического менеджмента.