Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 15:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процесса действия естественных монополий и регулирования их государством, их роль в современной экономике России, рассмотрение механизмов регулирования деятельности естественных монополий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть, что представляет собой монополия и ее основные черты;
раскрыть сущность естественных монополий и способы их регулирования, а также причины образования естественны монополий;
исследовать состояние естественных монополий на примере ОАО "Российские железные дороги".
Ограниченный вход на рынок. На данный момент в России существует ряд компаний, владеющих локомотивами (Нефтетранссервис, Трансгарант, ОТЭКО и т.д.), однако они либо сдают их в аренду РЖД, либо осуществляют перевозки по выделенным направлениям. Несмотря на желание подобных компаний запустить в оборот свои локомотивы, вход на рынок им закрыт: руководство РЖД, опасаясь конкуренции, ограничивает всякий доступ частных перевозчиков на железные дороги, через Правительство.
Неценовая конкуренция. РЖД – единственный продавец услуг железных дорог. РЖД самостоятельно контролирует цены на услуги, конкурента у компании нет, поэтому необходимость ценовой конкуренции отсутствует. Таким образом, РЖД прибегает к таким средствам неценовой конкуренции, как реклама в СМИ.
Таким образом, проанализировав черты монополии и проведя соответствие с признаками ОАО РЖД, можно сделать вывод о том, что РЖД является монополией.
Теперь разберемся к какому виду монополии относится РЖД.
На данный момент РЖД юридически защищено от конкуренции: Правительство РФ (другими словами государство) является единственным акционером предприятия, а также стоит во главе управления. Вход на рынок частным фирмам закрыт. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что РЖД представляет собой закрытую монополию. Также, основываясь на том, что ОАО РЖД было создано по приказу Правительства РФ можно сделать вывод, что РЖД – государственная монополия. По причине большей эффективности деятельности одной компании в рамках железнодорожных перевозок, а также в связи с технологическими особенностями производства (к примеру, прокладка рельс), можно говорить о том, что ОАО РЖД – естественная монополия.
Таким образом, как итог, мы можем сделать вывод, что ОАО РЖД является естественной, закрытой, государственной монополией в России.
Обратимся к роли РЖД как естественной монополии на российском рынке. РЖД как монополия выполняет ряд важных функций. Согласно данным официального сайта ОАО РЖД, компания осуществляет грузовые, пассажирские перевозки, предоставляет услуги локомотивной тяги, обслуживание транспортной инфраструктуры. Сама компания непосредственно влияет на рост в национальном производстве. Технология «постройки» оказания железнодорожных услуг сложна. В производстве рельс, составов занято несколько сфер промышленности (к примеру, строительная, сталелитейная, дорожно-строительная отрасль). Расширение, обновление средств производства компании монополиста вызывает одновременное развитие и смежных отраслей производства. В подобном случае идет увеличение ВВП (по словам Владимира Якунина, президента РЖД, вклад РЖД в ВВП страны составил 1,74% по данным 2012 года), налоговых поступлений в казну государства (в период 2010-2012 ОАО РЖД выплатило в общей сложности 772,2 млрд. руб. налогов и сборов – 1,28% бюджета), рост количества рабочих мест (на конец 2011 года в сфере деятельности РЖД было занято 942 808 человек).
Стоит отметить, что РЖД как монополия имеет свои филиалы за рубежом, что позволяет органам власти реализовывать экономические интересы страны на международном уровне. ОАО «Зарубежстройтехнология» (дочерняя компания) разрабатывает проекты развития инфраструктуры за пределами Российской Федерации. К примеру, налаживаются контакты в Сербии, где с марта 2011 года действует договоренность о восстановлении железнодорожных путей в Сербии. По Генеральному соглашению на 27 марта 2013 года Россия официально участвует в реконструкции сербских железнодорожных путей. На данный момент на рассмотрении находятся проекты постройки легкого метро в Кувейте и Саудовской Аравии. Согласно данным официального сайта ОАО РЖД, доходы от реализации международных проектов составляют основную часть инвестиций в развитие непосредственно российской железнодорожной системы.
В предыдущей части были освещены положительные эффекты, приносимые в экономику, монопольной организацией РЖД.
Однако согласно последним отзывам о деятельности РЖД, существует ряд проблем, связанных с монопольной властью РЖД (потребителей данного вида услуг беспокоят растущие цены на билеты и услуги). Согласно статье с официального сайта РЖД (СМИ о РЖД), тарифы на услуги РЖД растут стремительно (до 23%). Это вызывает непосредственное недовольство потребителей, не желающих переплачивать за услуги железнодорожных перевозок. Однако, по мнению экспертов, корни данной проблемы лежат в чрезмерной власти Правительства РФ над сферой услуг РЖД. Государство «задолжало» компании, которой не хватает средств для реализации долгосрочных проектов и развития железнодорожной инфраструктуры.
Ограничение монопольной власти поможет решить подобную проблему: частные компании пустят в оборот свой капитал, появятся долгосрочные планы развития и расширения железнодорожных магистралей. В. Черномырдин утверждал: «Естественные монополии - хребет российской экономики, и этот хребет мы будем беречь как зеницу ока». Но на взгляд автора, подобное суждение устарело. Монопольная власть «тянется» в России как пережиток прошлого, что не совсем уместно в современных экономических условиях. Если рассмотреть сферу железнодорожных услуг в США, то на рынке действительно имеет место конкуренция среди компаний, осуществляющих перевозки (пассажирские и грузовые), что привлекает инвестиции и управленческие навыки в железнодорожный сектор.
Для РФ эффективное сообщение между регионами важно. В условиях развития промышленности в отдаленных районах и необходимости пассажирских перевозок на дальние расстояния, РЖД выступает в роли «кровеносной системы» России, обеспечивающей связь и эффективный обмен ресурсами между отдельными регионами. Именно поэтому, вопрос о положении РЖД в стране занимает одно и ключевых значений.
Заключение
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что ОАО РЖД является российской естественной закрытой государственной монополией. В докладе были проанализированы черты монополии, а также был проведен анализ черт, присущих компании РЖД, на основе которого можно сделать вывод, что РЖД действительно – монополия, т.к. она обладает такими признаками, как единственность продавца, уникальность товара, контроль над ценами, барьеры входа, неценовая конкуренция. Следствие о том, что РЖД – монополия очевидно.
Но как было сказано выше, на данный момент Правительством РФ активно изучается вопрос о введении в отрасль частных предприятий, т.к. РЖД реализует ресурсы не эффективно, а постоянный рост цен вызывает недовольство в массах потребителей. С одной стороны Правительству выгодно монопольная власть РЖД, потому что в такой ситуации цены регулируются непосредственно изнутри. Уместна цитата В. Черномырдина: «С точки зрения, государства: лучший бизнес – это монополия». Но с другой стороны, если РЖД не способна эффективно реализовывать ресурсы, не выгоднее ли будет дать частным предприятиям лазейку на рынок? Вопрос, тревожащий управление ОАО РЖД и Правительство РФ заключается в опасении разрушения монопольной власти РЖД с приходом в данный сектор рынка частным компаний.
Согласно мнению Владимира Рудашевского, зампреда комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий, зампреда комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям, данная мера снимет монополию лишь частично. Конечно, управлять частными предприятия невозможно, однако подобный эксперимент может стать первым шагом на пути к переменам. Ведь рынок не может состоять лишь из государственных компаний, частные компании имеют право на существование. По словам В. Рудашевского, именно в частных компаниях будущее рынка. Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам менеджмент", считает, что «разрушение» естественной монополии рынка поможет развить движение на некоторых направлениях, увеличить закупки специализированой техники, и в целом положительно скажется на экономической деятельности РЖД.
Таким образом, в заключение можно подтвердить, что РЖД действительно является Российской закрытой естественной монополией, однако вопрос о поддержании монопольной власти данного предприятия остается открытым в правительственных кругах, предоставляя огромное поле для дальнейших исследований.
1А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова, «Микроэкономика промежуточный уровень», Инфра-М, 2008.- 685 с.
2А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова, «Микроэкономика промежуточный уровень», Инфра-М, 2008.- 685 с.
3 Милль Дж.С. Основы политической экономии. В 3-х томах: Пер. с англ: - М. Лрогресс, 1981.
4 Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М: Дело, 2008. с. 203-204,772
5 Милль Дж.С Основы политической экономии. В 3-х томах: Пер. с англ: - М :Прогресс, 1981.
6 Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика. - Вопросы экономики, 2006, №1, с. 103.
7 Корольком Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция. Лекция 1.: Регулирование и естественная монополия// Экономический журнал ВШЭ. - 2006. - №2. - с. 241.
8 Байнев В. Электроэнергетика: пути развития// Экономист. - 2004. -№10. - с. 47
9 Федеральный Закон от 17 августа 1995 года № 147 - ФЗ «О естественных монополиях», (изм. 29 декабря 2006№258-ФЗ)
10 Морозов В. Правильные тарифы: быть или не быть? - Международный экспедитор. - 2007. - №6.
11 Макаров А. Электроэнергетика России: производственные перспективы и хозяйственные отношения// Общество и экономика. - 2008. - №7-8. - с.67.
12 Горичева Л. Естественно-природные условия/Мировая экономика и международные отношения.-2006.-№2. с.56.
13 Кудрявый В.В. Об альтернативе проектируемому варианту реформирования отечественной электроэнергетики// Российский экономический журнал. - 2007. - №10. - с. 30.
14 Поляков В.В. Макроэкономический прогноз на период до 2050 г. - Внешнеэкономический Бюллетень. -2005.-№9.-с. 22.
15 Краткие сообщения с энергетических рынков. - Внешнеэкономический Бюллетень. - 2005. - №12. - с. 7.
16 Горячева Л. Естественно-природные условия//Мировая экономика и международные отпотения.-2006.-№2. - с. 57.
17 Цветков В. Необходим рост на основе высоких технологий. - Экономист. - 2005. - №6. - с.30.
18 Новые высокие технологии газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи. Том 12. , Информационно-издательский центр АТН РФ и редакция периодического издания «Новые высокие технологии» М. 2005