Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:04, курс лекций

Описание работы

Целью настоящего курса является создание системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, эконо-мическом потенциале и хозяйственных комплексах.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 509.13 Кб (Скачать файл)

Дефицит республиканского бюджета на 2011 год установлен в размере 6 трлн. руб. или 3 % от ВВП, что соответствует национальному и международным стандартам финансовой безопасности.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы  базовых отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная политика, физкультура и спорт, культура и средства массовой информации) планируется увеличить на 40 %. Выплаты из ФСЗН на 15 % превысят уровень 2010 года.

Основными целями совершенствования бюджетной системы являются:

- обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы, концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

- консолидация в бюджете всех государственных ресурсов, в частности целевых бюджетных фондов, отказ от их целевого статуса;

- упорядочение субсидирования секторов экономики, сокращение объема субсидий и льгот;

- эффективное управление государственным долгом с целью снижения стоимости обслуживания и рисков, связанных с его структурой;

- реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.

1.2. Налоговая система и пути  ее совершенствования

Экономической базой и инструментом финансовой политики государства являются налоги. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую (регулирующую и распределительную). Фискальная функция является основной в формировании денежных фондов государства. Экономическая функция предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, влияния на реальный процесс производства и инвестиций, на масштабы и темпы роста экономики.

Совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, образуют налоговую систему.

Налоговое законодательство развивается в направлении обеспечения равного и справедливого налогообложения, нейтральности и гибкости налоговой системы по отношению к экономике, ее стабильности и предсказуемости, что должно положительно отразиться на конкурентоспособности национальной экономики.

Налоги подразделяются на прямые, которыми облагаются доходы и имущество (налог на недвижимость, налог земельный, налог за пользование природными ресурсами, налог на прибыль и др.), и косвенные, включаемые в цену товаров, работ, услуг в виде надбавок, оплачиваемых покупателем (это акцизы, налог на добавленную стоимость). Особую группу налогов и отчислений составляют платежи, объектом обложения которых является фонд заработной платы (отчисления в фонд социальной защиты населения).

В организационном плане все налоги, отчисления и сборы (имеющие форму налогов), подразделяются на три группы: платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг) по факту ее получения (косвенные налоги); платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг); платежи, уплачиваемые из балансовой прибыли (налоги на недвижимость, на прибыль с товарооборота, на доходы).

Структура и механизмы налоговой системы должны развиваться в направлении фактического исключения из налогообложения процессов инвестирования, внедрения высоких технологий и освоения новой продукции, обеспечения необходимого регулирования экономической конъюнктуры за счет так называемых встроенных стабилизаторов и нейтральности налогообложения по отношению к инфляции и конкурентоспособности экономики, а также увеличения доли прямого (по сравнению с косвенным) налогообложения.

В период с 2006 по 2010 г. отменены так называемые оборотные налоги и сборы, взимаемые с выручки от реализации товаров и услуг. С целью снижения нагрузки на фонд оплаты труда отменен чрезвычайный налог.

Главой государства 15.10.2010 г. подписан Закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс», в соответствии с которым плательщики при осуществлении обычной деятельности будут уплачивать только 8 основных налогов (на прибыль, акцизы, НДС, экологический, земельный, на недвижимость, социальные платеже), вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций. С учетом взносов в ФСЗН количество платежей будет составлять 32 в год, а количество деклараций – 15. В настоящее время в год вносится 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций.

Дальнейшее  совершенствование и упрощение налоговой системы приблизит характеристики налоговой системы страны к международным стандартам, позволит более эффективно использовать бюджетно-налоговый механизм для повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

2. Валютная система и валютный  контроль в национальной экономике Беларуси

Национальная валютная система  Беларуси является органичной частью денежной системы страны, ее деятельность регулируется законодательством Республики Беларусь.

Ключевые понятия и современные нормы валютного регулирования в стране сформулированы и закреплены в Банковском кодексе и Законе Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле».

В Беларуси создана, законодательно оформлена и успешно функционирует валютная система, направленная на обеспечение стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества.

Валютная политика является составной частью экономической политики государства и разрабатывается Национальным банком Республики Беларусь во взаимодействии с Правительством Республики Беларусь.

Основными направлениями валютной политики являются:

  • укрепление национальной валюты;
  • укрепление валютно-финансового механизма;
  • повышение платежеспособности и кредитоспособности страны;
  • привлечение на выгодных для страны условиях иностранных инвестиций;
  • противодействие нежелательному вывозу за границу отечественного и иностранного капиталов.

Валютной  системе и валютной политике Беларуси присущи как типичные для переходных экономик черты, так и характеристики, обусловленные спецификой белорусской модели социально-экономического развития. Открытость экономики (доля внешнего оборота в ВВП), с одной стороны, и слабое развитие рыночных институтов, с другой, создают определенные проблемы в макроэкономической политике.

Необходимость их оптимального решения определила модель белорусской валютной политики, не отвечающей чисто монетаристским установкам и стремящейся к системному решению важнейших проблем:

  • трансформации денежных суррогатов в нормальные финансовые инструменты и замещения неплатежей и бартера денежными расчетами;
  • наращивания реального уровня совокупного денежного предложения путем повышения доверия к банковской системе и развития систем безналичных платежей;
  • достижения долгосрочной денежной стабильности (невысокой нормы процента в номинальном выражении и положительной — в реальном выражении).

В обеспечении  внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля значительная роль будет принадлежать увеличению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования (Национального банка и Правительства Республики Беларусь). Они должны формироваться на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы чистыми иностранными активами органов денежно-кредитного регулирования.

Обменный  курс белорусского рубля должен формироваться на рыночных принципах в условиях свободного перетока средств между различными сегментами валютного рынка. Операции Национального банка на валютном рынке будут направлены на обеспечение прогнозируемой динамики обменного курса белорусского рубля, пополнение золотовалютных резервов государства и регулирование ликвидности банковской системы.

Валютное регулирование и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности.

В ходе процессов  глобализации, интернационализации  и роста торгового оборота, технологической революции функции мировой торговли все более сводятся к заранее согласованным поставкам товаров между кооперирующимися предприятиями разных стран.

Важнейшими  компонентами организации внешнеэкономической деятельности являются валютное регулирование и валютный контроль за экспортными и импортными операциями, движением валютных ценностей в стране и через границу, которые регламентируются законодательством.

Органами  валютного регулирования в республике являются Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь.

Национальный  банк устанавливает официальные  курсы белорусского рубля, порядок и нормы вывоза, ввоза и пересылки в Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, выдает валютные лицензии, проводит валютные интервенции на валютной бирже и др.

Совет Министров  Республики Беларусь как орган валютного  регулирования принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства.

Валютный контроль — деятельность государственных органов, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Органами  валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет.

Агентами  валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Созданный в  Беларуси механизм валютного контроля направлен на полное и своевременное поступление экспортной валютной выручки в Республику Беларусь.

Органами  валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет.

Во исполнение положений действующих правовых актов Национальный банк определил функции банков как агентов валютного контроля и совместно с ГТК установил систему таможенно-банковского валютного контроля за валютными операциями, проводимыми в процессе внешнеторговой деятельности белорусскими физическими и юридическими лицами.

Технологическая схема валютного контроля основана на возможности сопоставления уполномоченными банками и таможенными органами в период таможенного оформления двух информационных потоков — движения товаров и движения денежных средств — в рамках автоматизированной информационной системы.

Дальнейшее  совершенствование валютного контроля позволит укрепить валютную безопасность — одну из важных составляющих экономической безопасности страны.

3. Инфляция в экономике Беларуси. Антиинфляционная политика.

Концепция структурной инфляции, которая синтезирует теории инфляции спроса и издержек, утверждает, что причина инфляции коренится в несбалансированности экономики, неэластичности предложения и слабой мобильности факторов производства.

Количественное  измерение уровня инфляции осуществляется с помощью ряда индексов: индекса потребительских цен; индекса цен производителей на промышленную продукцию; дефлятора ВВП и др.

Глубинными причинами инфляции являются монополии: государства — на денежное обращение, эмиссию денег; крупных профсоюзов — на определение уровня оплаты труда; крупных фирм — на формирование цен на рынке, а также экспорт инфляции (рост цен в странах—экспортерах сырья, энергоносителей, продовольствия и прочего ведет к росту цен в странах-импортерах).

Воздействие инфляционных процессов на экономику, социальную сферу не однозначно в зависимости от их интенсивности и видов инфляции. Способствуя повышению цен и норм прибыли при низких темпах роста, инфляция выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере их увеличения превращается из двигателя в тормоз, стимулируя явления социально-экономической нестабильности в стране.

В экономике Беларуси сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.

Антиинфляционная политика.

Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: 1) комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; 2) по ограничению монетарных факторов инфляции и 3) комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Первая группа включает меры:

- по регулированию  зарплаты в составе себестоимости  продукции,

- поиску путей  удешевления импортных энергоносителей,  сырья, материалов, комплектующих,

- снижению  материало- и энергоемкости продукции  на основе новейших технологий,

- реструктуризации  и финансовому оздоровлению предприятий,

- сокращению  трансакционных издержек.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»