Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:04, курс лекций

Описание работы

Целью настоящего курса является создание системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, эконо-мическом потенциале и хозяйственных комплексах.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 509.13 Кб (Скачать файл)

Вторая группа включает меры:

- по регулированию  объема и структуры денежной  массы,

- по проведению  эффективной процентной политики  по кредитам и депозитам,

- сокращению  скорости оборота денег,

- регулированию  резервных требований,

- ограничению  бюджетного дефицита,

- регулированию  доходов населения,

- сокращению  бартерных операций, неплатежей,

- стабилизации  курса рубля.

Третья группа предусматривает меры:

- по государственному  регулированию цен на продукты  и услуги первой необходимости,

- по государственному регулированию цен на товары монополистов,

- регулированию  уровня рентабельности,

- стимулированию  удовлетворения спроса за счет  роста производства,

-ограничению  инфляционных ожиданий,

- ликвидации  ценовых перекосов, диспропорций  и других инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются в правительственных  программах и прогнозах. Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это — ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

В ежегодных  Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевых параметров по динамике индекса потребительских цен.

4. Денежная система и денежно-кредитная политика.

4.1. Денежная система Беларуси.

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы.

В процессе монетарного  регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки и небанковские финансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г.

Национальный  банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Основное  влияние на денежно-кредитную сферу  оказывают операции Национального  банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны. Для контроля за динамикой денежной массы, Национальный банк активно использует разнообразные инструменты привлечения ресурсов банков.

Главная цель деятельности Национального банка состоит в обеспечении стабильности национальной валюты и банковской системы. Промежуточными целями являются обеспечение допустимого роста денежной массы, определение лимитов и направлений денежной эмиссии, а также управление уровнем цен денежного рынка, включая процентные ставки и обменный курс.

Второй уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах.

Шесть банков уполномочены Правительством Республики Беларусь обслуживать государственные  программы и мероприятия.

Одним из обязательных условий формирования рыночной системы является глубинная перестройка денежного обращения и кредита. Ее сущность состоит в оптимальном сокращении централизованного перераспределения денежных ресурсов и переходе к их преимущественно горизонтальному движению на финансовом рынке.

Снижение  процентных ставок по кредитам и обеспечение  условий для хранения сбережений в национальной валюте способствовали повышению доступности кредитов для экономики, содействовали трансформации сбережений в инвестиции, ограничению инфляционно-девальвационных процессов и выступали стимулами экономического роста.

Действующая в РБ платежная система в целом обеспечивает потребности банков, субъектов хозяйствования в своевременном и качественном проведении расчетов, способствует эффективной реализации экономической политики страны, она одна из лучших в восточной Европе. В реальном режиме времени (RTGS) осуществляется около 93 % общей суммы платежей.

Несмотря  на то, что в последние годы банковский сектор по темпам роста опережал реальный сектор экономики, в деятельности банков страны еще очень много проблем.

Одной из ключевых проблем является нехватка ресурсной базы банков. Причина - невысокий коэффициент монетизации, т.е. отношение числа денег к ВВП. Недостаточными темпами растут объемы депозитов субъектов хозяйствования и населения. Отношение объема потребительских кредитов к ВВП значительно меньше, чем в других экономически развитых странах (40 %).

Результатом реформирования банковского сектора  должно стать существенное повышение его функциональной роли в экономике Беларуси, а также приближение макроэкономических параметров банковской деятельности (активы банковской системы к ВВП 50—60 %, капитал банковской системы к ВВП — 5—6 %) уровню стран-лидеров в экономическом развитии.

4.2. Денежно-кредитная политика: основные  направления и инструменты.

Денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, налоговой и другими видами политики) и определяется приоритетами и целями правительства. Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента). Субъектом ДКП является Национальный банк, а объектами — спрос и предложение на денежном рынке.

Регулирование объема кредитования и денежной эмиссии осуществляется прежде всего с целью воздействия на хозяйственную активность. Степень банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, размер денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом регулирует распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется также процентной политикой Национального банка (регулированием учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки, депозитной ставки), политикой резервирования (установлением Национальным банком норм обязательных резервов коммерческих банков), операциями на открытом рынке, рефинансированием банков и валютным регулированием.

Инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на прямые и косвенные. К первым относят целевое кредитование, «кредитные потолки», административный контроль над уровнем процентных ставок. Важнейшими косвенными инструментами являются:

  • регулирование официальной ставки рефинансирования;
  • изменение нормы обязательного резервирования;
  • рефинансирование коммерческих банков;

• операции на открытом рынке.

Как правило, на практике применяется комбинации прямых и косвенных методов с учетом специфики конкретного этапа социально-экономического развития и реформирования экономики страны.

Национальным  банком во взаимодействии с Правительством ежегодно разрабатываются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом страны. Основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка являются:

• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы;

• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Вместе с  тем в области денежно-кредитного регулирования, работе банковской системы  существует целый ряд проблем. Одной  из главных является увеличение объемов долгосрочного кредитования инвестиций, научных исследований и разработок и других направлений инновационного развития национальной экономики. Для этого необходим соответствующий рост кредитно-инвестиционного потенциала банковской системы.

Развитию  банковского сектора в этой области  препятствуют несовершенная структура кредитных портфелей банков и распыленность ресурсов, недостаточное привлечение иностранного капитала в уставные фонды, медленное укрупнение банков.

Перспективные цели денежно-кредитной политики:

  • обеспечение устойчивости белорусского рубля и целевой траектории снижения темпов инфляции;
  • развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;
  • поддержание обменного курса белорусского рубля на уровне, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны;
  • обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе;

• увеличение уровня монетизации ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 15. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1. Социальный императив государственного регулирования экономического развития.

1.1. Социальный императив: сущность, содержание

Социальный  императив по своей сущности является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала в государственной политике вообще и в регулировании экономического развития в частности.

Содержание социального императива государственного регулирования экономического развития состоит в придании приоритета социальным целям, выдвижении на первый план развития человека как цели прогресса, рассмотрении уровня развития человеческого потенциала как меры зрелости общества, государства, его социально-экономической политики.

Социальная политика представляет собой деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению целей социального развития: росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан. Социальная политика - это инструмент реализации социального императива. Она охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения. Она призвана противодействовать таким негативным явлениям, как безработица, резко выраженная социальная дифференциация, антиобщественные явления (преступность, наркомания, беспризорность и др.).

Влияние социальных факторов на экономику раскрывается посредством специальной категории социальный капитал, характеризующей вклад социальной организации общества в общественное производство путем образования новых классов («среднего класса») и оптимизации распределения доходов и собственности.

В американской экономической литературе и официальных  документах термин «социальный капитал» трактуется как совокупность человеческого, природного и физического (произведенного людьми) капиталов. Человеческий капитал в свою очередь определяется как совокупность знаний, навыков и состояния здоровья отдельных людей.

Социальная безопасность – это соблюдение предельных значений в области функционирования и развития социальной сферы, выход за границы которых ведет к разрушительным процессам. Это могут быть процессы депопуляции, деформации половозрастной структуры, ухудшения здоровья нации, девальвации традиционных духовных ценностей, обострения проблем семьи, нравственной деградации личности, ухудшения криминогенной ситуации и др.

Социальные параметры - это показатели-индикаторы, характеризующие уровень экономического развития страны в социальном плане. Значения этих индикаторов характеризуют качество жизни — материальное благосостояние и психологический комфорт. Социальные индикаторы и нормативы должны отражать и негативные социальные характеристики: преступность, смертность, несчастные случаи, число самоубийств, заболеваемость, алкоголизм, наркоманию, разводы и др.

В качестве международного обобщающего  социального индикатора, характеризующего достигнутый уровень развития человеческого потенциала, выступает агрегированный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) как среднеарифметическое суммы трех индексов: продолжительности жизни, достигнутого уровня образования и скорректированного реального ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

В настоящее  время в условиях переходного  периода социальная политика государства строится на основе следующих принципов:

  • социальной справедливости;
  • индивидуальной и социальной ответственности;
  • социальной солидарности и партнерства;

• равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг;

• социальных гарантий.

Основными целями социальной политики, реализующими данные принципы, являются: обеспечение устойчивого роста благосостояния народа, сокращение бедности, гарантии на медицинскую помощь, полноценное питание, образование, социальную защиту и др.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»