Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:17, курс лекций
1. Предмет, методы и задачи курса «История экономических учений».
История экономических учений изучает закономерности развития мировой экономической теории исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических взглядов в различные эпохи и в разных странах в тесной взаимосвязи с историей экономики, основными направлениями философской мысли и конкретными экономическими дисциплинами. Экономическая теория достаточно легко поддается систематизации.
Сэй формирует четыре основных закона рынка:
11. Экономическое наследие Д. Рикардо.
Давид Рикардо (1772-1823)
Главное произведение Рикардо "Начала политэкономии и налогового обложения" 1817г. Вопросы экономической теории занимают первые 6 глав. Остальные главы посвящены практическому применению теории. Разделил экономический процесс производства на фазы – производство -> распределение -> обмен -> потребление.
Рикардо критиковал Смита за его "догму", писал, что стоимость должна определяться трудом, затраченным на производство товара. Он считал, что стоимость первична и не может определяться доходами.
В своём анализе Рикардо пытался определить различие между относительной и реальной стоимостью. Под реальной стоимостью он понимал овеществлённый в товаре труд, под относительной — меновую стоимость (отношение одного товара к стоимости другого). Рикардо интересовала величина стоимости товара, её изменение, факторы, воздействующие на величину стоимости. Он утверждал, что стоимость имеет своим источником живой труд.
На базе трудовой теории стоимости Рикардо начал анализ денег. Он приходит к выводу, что в обращении может находиться любое количество не только бумажных денег, но и золотых монет, не делая различий между золотым и бумажно-денежным обращением. Рикардо считал, что соотношение товаров и денежной массы определяет уровень цен и стоимость денежной единицы, а стоимость последней зависит от количества денег в обращении.
Характеризуя капитал, Рикардо показал его как главный фактор развития производительных сил в обществе. Капитал он определяет как фонд производства, запас средств производства.
Вслед за Смитом Рикардо характеризовал прибыль как избыток стоимости товара над заработной платой, результат неоплаченного труда рабочего.
Трактуя заработную плату, Рикардо рассматривал ее как часть стоимости, которая покрывает стоимость средств существования рабочего, как цену труда, при этом основное внимание он сосредоточил на количественных изменениях заработной платы. Теория заработной платы Рикардо базируется на положениях теории Т. Мальтуса. Он считал, что динамика заработной платы связана с движением численности работающего населения, которое воздействует на предложение рабочей силы. В зависимости от естественного прироста рабочего населения формируется спрос и предложение труда, а следовательно, колеблется и заработная плата.
Теория земельной ренты Рикардо впервые в истории экономической мысли содержит определение ренты как добавочной прибыли на капитал, вложенный в сельское хозяйство. Он характеризует ренту как вычет из продукта труда, как часть стоимости, которая создаётся трудом рабочих в сельском хозяйстве.
Рикардо отрицал возможность экономических кризисов, перепроизводства. Он считал, что любая сумма капитала во всякой стране может быть применена производительно. Производство, по Рикардо, не может превысить потребление, ибо потребности безграничны и не могут быть удовлетворены одновременно.
12. Экономическая доктрина Т.Р. Мальтуса.
Идеи Томаса Мальтуса (1766-1834) становятся известными в экономической литературе после выхода в свет его работы "Опыт о законе народонаселения" (1798). «Исследования о природе возрастания ренты».
Рассматривая проблему народонаселения, Мальтус делает вывод о том, что все бедствия народа связаны с естественными законами природы, в частности, с общим и вечным законом народонаселения. В силу этого закона, по мнению Мальтуса, население является избыточным по сравнению с необходимыми ему жизненными средствами. Одновременно, благодаря чрезмерному потреблению земельной аристократии, капиталистов в целом, в экономике обеспечивается отсутствие перепроизводства товаров, достаточный спрос на товары.
Одной из главных причин войн Т. Мальтус считал "недостаток места и продовольствия". Он подчеркивал постоянное стремление всех живых существ размножаться быстрее, чем это допускает имеющееся количество пищи. Население, по расчетам Мальтуса, удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии, а средства существования при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии.
В своей теории стоимости Мальтус опирался на "догму Смита".
В теории издержек производства стоимость рассматривалась как результат сложения издержек производства и прибыли, причем прибыль трактовалась как часть издержек производства.
13. Вклад в экономическую науку Дж. С. Милля.
Джона Стюарта Милля (1806—1873) нередко называют синтезатором идей классической школы, которые окончательно завершили ее формирование. «Принципы ПЭ» (1848). Основные теоретические положения Дж.С. Милля заключались в следующем.
1. Экономическое развитие. Дж.С. Милль впервые выделяет понятия «экономическая статика» и «экономическая динамика». Под статикой подразумевается функционирование экономики в неизменном масштабе, а под динамикой — рост или спад. Дж.С. Милль разделяет законы производства и распределения, считая, что последние управляются законами и обычаями данного общества и являются результатом человеческих отношений. Именно эта посылка явилась основой его идеи о возможности реформирования отношений распределения на базе частной капиталистической собственности.
2. Стоимость. Под стоимостью
(ценностью) товара понимается
его покупательная способность
по отношению к другим благам.
Фактически Дж. С. Милль приходит
к убеждению, что стоимость
(и цена) товара устанавливается
в точке, где уравниваются
3. Заработная плата. При анализе заработной платы Дж.С. Милль исходит из того, что размер последней зависит, в основном, от спроса на рабочую силу и ее предложения, или, что то же самое, от соотношения между численностью населения и размерами капитала. Зарплата, в свою очередь, должна основываться на прожиточном минимуме. Однако этот минимум не остается постоянным. С развитием производства, увеличением количества создаваемых благ этот минимум будет возрастать.
4. Прибыль. Дж.С. Милль, как и Д. Рикардо, считал, что величина прибыли имеет тенденцию к снижению. Происходит это в силу следующих причин. Во-первых, из-за снижения возможности прибыльного использования капитала на ограниченной территории. Во-вторых, из-за стремления капиталистов уменьшить риск в использовании капитала. Падение нормы прибыли в конечном счете приведет к экономическому застою. Отсрочить наступление этого состояния могут факторы, противодействующие уменьшению нормы прибыли, к которым он относил технический прогресс (особенно в сельском хозяйстве) и вывоз капитала в другие страны.
5. Налоги. С точки зрения Дж.С. Милля, главным объектов налогообложения является собственность, не приобретенная трудом. Под ней он понимал в основном наследства, которые превышали определенную денежную величину. Величина взимаемых налогов должна быть достаточной для выполнения государством его функций.
6. Экономический кризис. Дж.С. Милль считал, что при капитализме возможно бескризисное развитие производства. Тем не менее, он предполагал абстрактную возможность кризиса, которая заключается в разрыве между продажей и покупкой товара.
7. Роль государства в экономике. Дж.С. Милль указывал, что необходимо находить правильное соотношение свободы предпринимательства и государственного вмешательства в экономику. Критикуя роль государства в экономике, он отмечает два основных момента: менее эффективное управление государственных чиновников и сокращение частной инициативы, а также политических прав граждан
14. Экономические взгляды Ф. Листа.
Фридрих Лист (1789-1846) является наиболее видным идеологом немецкой
буржуазии первой половины XIX в. “Национальная система политической экономии” (1841). Способность создавать богатство – важнее самого богатства.
Лист утверждал, что наибольшей производительной силой, наибольшим богатством обладает нация, которая до совершенства развивает на своей территории все отрасли фабричной промышленности; которая размерами своей территории и уровнем сельскохозяйственной производительности обеспечивает фабричному населению наибольшую часть необходимых ему пищевых продуктов и сырья.
Его теория “производительных сил” нации обосновала эту политику. Лист
считал глубоким заблуждение классической школы то, что она предметом своих
исследований сделала лишь материальные богатства или меновые ценности и
считала производительною силою лишь физический труд. Лист указывал, что
Смит вообще не понимал сущности производительных сил.
Лист отвергал утверждение
сфера так называемого нематериального производства является
непроизводительной.
Лист обвинял Смита в том, что желание представить свое учение о разделении
труда в самом выгодном свете являлось для него помехой к более полному
исследованию идеи “производительной силы”. По вопросу о разделении труда
Лист видел ошибку Смита в том, что он указал на действие закона разделения
труда применительно лишь к отдельному предприятию в промышленности или в
сельском хозяйстве; что Смит не распространял действие этого закона на “всю
совокупность мануфактурных и земледельческих сил и вообще на все
экономическое положение страны”.
Лист “высшее разделение труда” в стране видел в разделении труда
умственного и труда физического. Оба эти вида разделения труда находят в
тесном взаимодействии. “Наисовершеннейшее разделение труда” и “наилучшая
комбинация производительных сил”, по мысли Листа, оказываются в
материальном производстве, в земледелии и фабрично-заводской
промышленности, находящихся во взаимодействии.
15. Историческая школа в Германии: старая, новая, новейшая.
Историческая и фрайбургская школа Германии
Историческая школа возникла в Германии, где классическая школа не получила распространения. Представители исторической школы считали, что экономика каждой страны развивается по своим собственным законам, которые связаны с ее географическими условиями, историческим развитием, национально-культурными традициями и чертами национального характера. Они считали общие экономические законы производства, обмена, распределения выдумкой англичан.
Методологические особенности исторической школы:
1. учет влияния на экономическое
развитие страны социальной
2 выявление взаимосвязи
экономических и
3 определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества
По мнению представителей исторической школы, экономические законы не следует отождествлять с природными, которые неизменно проявляют себя, благодаря стабильному характеру вызывающих их действие заранее известных элементов и компонентов. Поэтому наперекор классикам, они указывают на неуниверсальный характер политэкономии и зависимость результативности экономических процессов не только от экономических (базисных), но и от факторов неэкономического свойства, т е как принято говорить, от факторов социальной среды национальных особенностей и традиций, исторической случайности, географических условий страны, особенностей национальной культуры, психологии, религии.
У классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов, те чем выше уровень производительных сил, тем более развитой будет социальная среда В трудах немецких авторов экономические и неэкономические факторы рассматриваются во взаимосвязи Эта позиция привела к зарождению идеи об уникальности немецкого национального духа.
У классиков историзм проявляет себя через критерий выделения на различных этапах эволюции народов и государств высших и низших, главных и неглавных классов общества Немецкие авторы использовали сугубо хозяйственный подход
В процессе эволюции исторической школы Германии в литературе выделяют три этапа.
Первый этап 40—60-е г. XIX в. получил название «Старая историческая школа» (В Рошер, Ф Лист, Гильдебрандт, К Книс).
Второй этап приходится на 70—90-е гг. XIX в. и называется «Новая историческая школа» (Л Брентано. Г Шмоллер. К Бюхер)
Третий этап первая треть XX в. и называется «новейшая историческая школа» (В Зомбарт. м Вебер, А Шпитхоф). Заслуга представителей старой исторической школы заключается прежде всего в формировании альтернативных классической школе методологических положений, которые затем
Информация о работе Лекции по "История экономический учений"