Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:17, курс лекций
1. Предмет, методы и задачи курса «История экономических учений».
История экономических учений изучает закономерности развития мировой экономической теории исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических взглядов в различные эпохи и в разных странах в тесной взаимосвязи с историей экономики, основными направлениями философской мысли и конкретными экономическими дисциплинами. Экономическая теория достаточно легко поддается систематизации.
Установить минимальную зарплату
Сократить земельную собственность
Сократить рабочий день
20. Маржинализм.
Маржинализм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) — направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории ценности; возникло в 70-е гг. XIX века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы (The Revolutionaries) являются К. Менгер, У. С. Джевонс, Паретто, Л. Вальрас, Маршалл, Кларк, Артур Пигу. Основными предшественниками данного направления (Main Proto-Marginalists) считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен.
Однако осознание экономистами
принципа полезности и ее предельного
характера произошло
Маржинализм — (франц. marginal — предельный от лат. marginalis — букв.: находиться на краю) — 1) экономическое течение, теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин или состояний. Маржинализм оперирует такими величинами, как предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность, и исходит из законов убывания предельной полезности, предельной производительности, предельной доходности и закона спроса и предложения. Маржинализм широко использует экономико-математические методы и опирается на количественный анализ. Это молодое течение экономической мысли, зародившееся во второй половине XIX в. Маржинализм относят к субъективистским теориям; 2) точка зрения, позиция, принцип рассмотрения и анализа процессов, явлений исходя из предельных величин и предельных состояний; 3) пребывание в крайнем, предельном состоянии, у некоторой черты, грани.
21. Австрийская школа предельной полезности.
Центральным пунктом маржинализма является теория ценности благ или что то же самое - теория предельной полезности. В основе этой теории лежит полезность того или иного блага. Полезность - понятие сугубо индивидуальное.
Она находится в функциональной зависимости от количества (запаса) благ. С ростом запаса благ полезность их падает. Блага обладают ценностью лишь тогда, когда количество их меньше, чем потребность индивида. Такое благо маржиналисты назвали экономическим. Вода - благо, но не везде она является экономическим благом.
Ценность вещи определяется величиной полезности последующей единицы из запаса. Последующая (добавочная) полезность была названа представителем австрийской школы Ф.Визером предельной полезностью.
Возникновение и развитие австрийской школы связано с трудами К.Менгера (1840-1921), Ф.Визера (1851-1926) и Е.Бем-Баверка (1851-1919)'. Основателем школы, как уже отмечалось, является К.Менгер.
В 1871 г. Менгер опубликовал книгу "Основания политической экономии". Целью его исследования выступают человеческие потребности. Они рассматриваются Менгером как неудовлетворенные желания или неприятные ощущения, вызванные нарушениями физиологического равновесия человека. Такая постановка проблемы выдвигает на первый план задачу рационального распределения ограниченных ресурсов.
Основная работа Е.Бем-Баверка - "Основы теории ценности хозяйственных благ" (1886). Он использует понятия субъективной и объективной ценности. Первая определяется личной оценкой товара потребителем, вторая формируется на рынке в ходе конкуренции и представляет собой меновые пропорции обмена. Цена зависит от субъективных оценок ценности благ. Субъективная ценность производна от предельной полезности, т.е. полезности последнего блага в их запасе. Предельная полезность находится, в свою очередь, в зависимости от количества имеющихся благ и интенсивности их потребления индивидом.
Ф.Визер в 1914 г. опубликовал свою основную работу "Теория общественного хозяйства". В ней он ставит цель соединить теорию предельной полезности с теорией трех факторов производства. В результате он выдвигает и обосновывает "теорию вменения". Согласно этой теории определенная часть ценности предметов потребления должна быть вменена (отнесена) на счет того или иного производительного блага (труда, капитала, земли), которые участвуют в процессе производства.
В отличие от Менгера и Бем-Баверка Визер отстаивал вмешательство государства в экономику.
Австрийская школа при подходе к проблемам издержек производства, прибыли и процента исходит также из теории предельной полезности, т.е. из определения ценности благ их полезностью.
Австрийская школа считается самой старой в неоклассическом направлении, но она сегодня не является центральной. Австрийцы слишком догматизировали свою теорию, оторвав ее от жизни.
Австрийцы, следуя примеру К. Маркса, применили принцип монизма, т.е. искали единое основание цены. Таким источником ценности у них является полезность.
Самое уязвимое место в учении этой школы - неувязка теории с хозяйственной практикой. Акцент на субъективные характеристики в исследовании затмил, отодвинул на задний план объективные процессы. Поэтому эту школу нередко называют субъективно-психологической.
Однако у этой школы есть и положительные моменты -это акцент на взаимосвязь потребительского спроса с ценой товара, развитие рыночных отношений в целом. Без изучения этих проблем невозможно решить проблемы ценообразования.
22. Неоклассическая школа. Вклад А. Маршала.
Неоклассическая теория исследовала рыночное хозяйство в период господства свободной конкуренции. Она соединила идеи классической политической экономии с идеями маржинализма.
Альфред Маршалл (1842-1924) — один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер кембриджской школы маржинализма.
Главный труд А. Маршалла — шестикнижие «Принципы экономикс» — издан в 1890 г. и впоследствии постоянно им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях.
С точки зрения преемственности идей «классиков», А.Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций «чистой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции». Но придя через новые маржинальные принципы к идее равновесия экономики, он характеризовал ее лишь как «частную» ситуацию, т.е. на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики). Подобный подход стал определяющим как для созданной им кембриджской школы, так и для большинства неоклассиков конца XIX — первой трети XX в.
Термин «экономикс» Маршалл ввел в первой же главе своей книги Политическая экономия, или экономическая наука (Economics), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния.
Центральное место в исследованиях Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке, характеризуемом им как единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Рыночную цену он рассматривает как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.
А.Маршалл фактически сохранил заимствованную у «классиков» исходную позицию о совершенной конкуренции, предопределяющую положение о том, что цена задается рынком, а не предприятием. Кроме того, полагая, что каждый человек, приобретая вещь, исходит «из представляющихся ему возможностей или из складывающейся обстановки, или... из конъюнктуры», он вводит понятие «потребительский избыток». Последнее, на его взгляд, — это «разница между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит», т.е. «экономическое мерило его добавочного удовлетворения».
Одной из важных заслуг Маршалла является обобщение положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, в частности, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены — снижается и что, в свою очередь, с понижением цены предложение падает, а с ростом цены — растет.
Устойчивой, или равновесной, Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения (на графиках точку пересечения кривых спроса и предложения принято называть «крестом Маршалла»).
В развитие теории «цены спроса» Маршалл выдвинул концепцию об «эластичности спроса». Последняя характеризуется им как показатель зависимости объема спроса от изменения цены.
Но, по Маршаллу, существует особая зависимость влияния спроса и предложения на уровень рыночной цены от анализируемого периода времени. Рассматривая эту взаимосвязь «как общее правило», суть его он поясняет так: «Чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость».
23. Теория общего экономического равновесия.
Модель общего равновесия Леона Вальраса (1834 – 1910) включает производство при определенном объеме факторов, который задан заранее. Предположим, что в экономике существует а потребителей, которые не зависят друг от друга, и b производителей, которые владеют факторами производства для продажи независимым фирмам. Поскольку бюджет потребителей всегда ограничен, им приходится максимизировать то, что они считают полезным, в результате чего определяется спрос каждого. Этот спрос зависит от цен и дохода потребителя.
Если спрос и предложение выражены в одинаковых условных единицах, то совокупное предложение будет равно совокупному спросу. Такая формулировка по сути своей является законом Жана-Батиста Сэя, выраженным математическим языком. К тому же так сформулированный закон не дает возможности понять, что главнее: спрос или предложение. А вот Жан-Батист Сэй в своей работе на эту тему четко объяснял, что предложение главенствует над спросом.
Леон Вальрас не старался вывести строгие математические условия, при которых существует равновесие. Он всего лишь демонстрировал возможный механизм движения к равновесию. Этот процесс был назван «tatonnement».
По мнению Вальраса, существуют два типа такого процесса.
1. Для начала возможно совершить обмен неправильно, т. е. когда одни участники сделки выиграли, а другие в этот раз проиграли. Поскольку принцип индивидуальной максимизации был нарушен, сделку возможно аннулировать и соответственно предложить новые цены для заключения новой сделки. Таким образом можно прийти к равновесию через длинный путь проб и ошибок.
2. Для нахождения равновесия
этот вариант подходит больше,
чем предыдущий. Кто-то один управляет
этим процессом. Сначала он
собирает заявки с
Можно брать за основу более
сложную модель (модель производства).
Предположим, возрос спрос на какой-то
товар. Начинает возникать дефицит
этого товара. Тогда производитель
сможет позволить себе поднять цену
на этот товар, следовательно, получить
больше прибыли при тех же затратах.
Появление большего прироста прибыли
позволяет производителю
24. Экономическая теория благосостояния.
Пигу изложил свою концепцию в «Экономической теории благосостояния», которая в 1912 г. вышла под названием «Богатство и благосостояние». В своих произведениях он попытался охватить весь круг экономических проблем, среди которых - рынок, обмен, заработная плата, занятость, деньги, экономический цикл, налоги, государственное регулирование. Основной его принцип: наибольшее благо для наибольшего числа людей.
Пигу выступал за использование количественного анализа, который необходим для измерения экономических явлений. Особое место в его методологии занимали «биологизация» экономической теории, эволюционизм и практицизм. Исходным является принцип социальной справедливости.
«Экономику благосостояния» Пигу рассматривал с точки зрения влияния экономической, социальной и фискальной политики на национальный доход и его распределение в долгосрочном и краткосрочном плане.
Основное внимание в своей концепции Пигу сосредоточил на проблемах размера, измерения и распределения реального дохода. По его мнению, размер дохода находится в зависимости от таких факторов, как ресурсы, капитал, знания, особенности народа, характер правительства и применительно для Англии — внешняя торговля. Распределение дохода охватывает заработную плату, системы оплаты труда, весь комплекс проблем, создаваемых безработицей. Пигу утверждал, что более равномерное распределение дохода способствует достижению благосостояния. Под экономическим благосостоянием он подразумевал общую полезность (богатство). Пигу писал, чтоблагосостояние — это определенное состояние человеческих чувств, которое может быть измерено количественно, сравнивая степень удовлетворенности нескольких людей. Оно выражается в том, насколько хорошо чувствует себя человек или какова степень удовлетворенности желаний человека. Таким образом, по мнению Пигу, в основе благосостояния лежит степень удовлетворения желанийчеловека. Степень желания прямо измерить невозможно, но косвенный метод есть: в качестве показателя можно использовать количество денег, которое человек готов оплатить за данное благо.
Информация о работе Лекции по "История экономический учений"