Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:15, курс лекций

Описание работы

Экономика как объект изучения. Потребности и их виды. Блага. Классификация факторов производства. Экономика – наука, изучающая поведение людей в условиях ограниченности ресурсов. Также экономика – это законы ведения домашнего хозяйства, совокупность средств и объектов, используемых людьми для обеспечения жизни, и одновременно обозначает науку о принципах эффективного хозяйствования. Потребности - состояние недостатка в чем-то необходимом для поддержания жизни и развития личности. Они формируют внутренние мотивы, побуждающие индивида к активной экономической деятельности по их удовлетворению.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 337.16 Кб (Скачать файл)

Чистый экспорт (NX) - это разница  между экспортом и импортом страны, поскольку большинство стран  представляет собой открытую экономику, в которой правительство не препятствует свободному перемещению товаров, капитала, рабочей силы через национальные границы.

З. Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод). ВВП равен  сумме факторных доходов (заработной платы, процента, прибыли и ренты) всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических пределах данной страны, как резидентов, так и нерезидентов.

Резиденты - граждане, которые проживают  на территории данной страны менее  года, кроме иностранцев.

В ВВП, рассчитанный по данному методу, включаются также косвенные и  прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли.

 

28. Номинальный и реальный ВВП.  Индексы цен. Дефлятор ВВП.  ВВП и система взаимосвязанных  макроэкономических показателей.  ВВП – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. ВВП, который рассчитывается в текущих рыночных ценах, называется номинальным ВВП (его обозначают символом PQ, P – означает индекс цен, а Q – физический объем производства). Реальный ВВП - это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года. Показатель ВВП в базисных ценах может за год возрастать меньше или больше, чем ВВП в текущих ценах. И происходит это из-за изменения общего уровня цен в стране. Таким образом, для вычисления реального ВВП необходимо использовать индекс цен. Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определенный период и представляет собой отношение цены текущего года к цене базисного периода, умноженные на 100 %. Отношение номинального ВВП к реальному ВВП показывает увеличение ВВП за счет роста цен, которое называется ВВП-дефлятором.

      

 

 

29. Макроэкономическое равновесие. Совокупный  спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое рав-сие – это рав-сие м\у доходами и расходами общества. Это главная  проблема в м\эк-ке, и основной вопрос здесь – может ли рыночный м\м обеспечить м-эк-кое рав-сие?

Впервые проблема рав-сия появл-ся в трудах классиков (19в.).

2. Эк-ст Сэй сформулировал закон,  в к-ром сам проц-с пр-ва тов-в  создает доход, в точности равный  стоимости произведенных тов-в,  т.е. предлож-е порождает свой  собственный спрос, а пр-во  любого объема тов-в и услуг  автоматически обеспечивает доход,  необходимый для закупки всей  созданной продукции, т.е. доходы  общества  всегда равны расходам. Отсюда проблема рав-сия реш-ся  автоматически.

М\м уравновешивания: гибкие цены, к-рые реагируют на изменение  спроса и способность предложения  приспособиться к спросу.

Однако, если сущ-ют сбереж-я, то часть дох-а изымается  из потока расходов. Расходы на потребление  сокращаются, следовательно их недостаточно, чтобы потребить весь объем пр-ва, но снижающийся спрос изменяет цены, значит меняется объем пр-ва и, следовательно, эк-ка ч\з гибкие цены восстанавливает  рав-сие.

Классическая  теория рав-сия применима только в условиях сов-ной конкуренции. При рынке несов-ной конкуренции  рав-сие нарушается:

1) Цены не  гибкие (т.к. олигополистические и монополистические концепции рынка).

2) Неполнота  информации хозяйствующих субъектов  о состоянии рынка.

3) Наличие  внешних эффектов (экстерналий).

Экстерналии – издержки или выгоды, к-рые несет 3-я сторона, не участвующая в рыночной сделке. При сущ-ии экстерналий часть издержек переносится на общество, поэтому нарушается рав-сие м\у общ-ным спросом на товар и предлож-ем фирмы, т.к. здесь предел. издержки неравны предел. доходу.

Классики  рассматривали свою теорию применительно  к микроэк-кой модели рынка. Их концепция  рассматривалась на отд. рынках (рынках тов-в, рынках факторов пр-ва), поэтому  эта теория не дает представления  о макроэк-ком рав-сии. Она не дает ответ на вопрос: может ли автоматически, без вмешательства г-ва, установиться рав-сие, способен ли рыночный м\м установить рав-сие на соединенных рынках.

Агрегированные  показатели: совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS).

Макроэкономическое  равновесие - состояние экономики, при  котором национальный доход равняется  совокупным расходам, т. е, национальный продукт, произведенный в пределах одной страны, полностью реализован, соответствует потребительскому спросу.

Графически  спрос и предложение получается в результате наложения кривых спроса и предложения на одну плоскость  и их пересечения (рис).

Как видно из графика, кривая спроса пересекает кривую предложения в  трех точках на каждом из отрезков, характеризующих  определенное состояние экономики.Соответственно, можно выделять три варанта макроэкономического  равновесия:


1. Точка Е1 характеризует равновесие в условиях неполной занятости, отсутствия изменения ценообразования и, следовательно, инфляции. При неизменном уровне цен фирмы-производители будут сокращать или расширять производство, подстраивая его под совокупный спрос; 2. Равновесие, сопровождающееся небольшим повышением цен и относительной занятостью, характеризует точка E2. В данном случае отклонение от оптимального состояния невозможно без приспособления экономики к положению равновесия путем изменения цен и объемов производства;

З. Равновесие в условиях полной занятости (Y), сопровождающееся инфляцией, наблюдается в точке Е3 В классическом случае трактовки кривой совокупного предложения равновесие достижимо за счет количественных изменений цен и ставки заработной платы при условии неизменности ВВП.

Таким образом, когда цены слишком жестки, объем ВВП зависит от динамики совокупного спроса. В противном случае, когда цены обладают высокой эластичностью, величину реального ВВП определяет объем совокупного предложения.

Оценка предпочтительности одной из моделей макроэкономического  равновесия - прерогатива государства, которое призвано решать конкретные макроэкономические задачи и реализовывать  принятые программы с учетом национальных и экономических особенностей конкретной страны.

равновесие к долгосрочном периоде.

 равновесие в краткосрочном  периоде.

 равновесие между совокупным  спросом и совокупным предложением. Е-равновесие одновременно в долгосрочном  и краткосрочном периоде. Е1-равновесие  только в краткосрочном периоде. 44 Макроэк-ое равновесие в модели  «Совокуп. Спрос - Совокуп. предложение».

Агрегированные  показатели: совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS).

Макроэкономическое  равновесие - состояние экономики, при  котором национальный доход равняется  совокупным расходам, т. е, национальный продукт, произведенный в пределах одной страны, полностью реализован, соответствует потребительскому спросу.

Графически  спрос и предложение получается в результате наложения кривых спроса и предложения на одну плоскость  и их пересечения (рис).

  Как видно из графика, кривая спроса пересекает кривую предложения в трех точках на каждом из отрезков, характеризующих определенное состояние экономики.Соответственно, можно выделять три варанта макроэкономического равновесия:

1. Точка Е1  характеризует равновесие в условиях  неполной занятости, отсутствия  изменения ценообразования и,  следовательно, инфляции. При неизменном  уровне цен фирмы-производители  будут сокращать или расширять  производство, подстраивая его под  совокупный спрос; 2. Равновесие, сопровождающееся  небольшим повышением цен и  относительной занятостью, характеризует  точка E2. В данном случае отклонение  от оптимального состояния невозможно  без приспособления экономики  к положению равновесия путем  изменения цен и объемов производства;

З. Равновесие в условиях полной занятости (Y), сопровождающееся инфляцией, наблюдается в точке  Е3 В классическом случае трактовки  кривой совокупного предложения равновесие достижимо за счет количественных изменений цен и ставки заработной платы при условии неизменности ВВП.

Таким образом, когда цены слишком жестки, объем  ВВП зависит от динамики совокупного  спроса. В противном случае, когда  цены обладают высокой эластичностью, величину реального ВВП определяет объем совокупного предложения.

Оценка предпочтительности одной из моделей макроэкономического  равновесия - прерогатива государства, которое призвано решать конкретные макроэкономические задачи и реализовывать  принятые программы с учетом национальных и экономических особенностей конкретной страны.

 равновесие  к долгосрочном периоде.

  равновесие  в краткосрочном периоде.

  равновесие  между совокупным спросом и  совокупным предложением. Е-равновесие  одновременно в долгосрочном  и краткосрочном периоде. Е1-равновесие  только в краткосрочном периоде.

 

30. Кейнсианская модель макроэкономического  равновесия. Эффект мультипликатора. Агрегированные показатели: совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS). Джон Кейнс четко доказывал, что: а) рыночный м\м в эк-ке не м. достичь рав-сия совокупных доходов и расходов; б) доказывал необходимость эк. вмешательства г-ва. Кейнсианская модель построена на:1) Совок. спрос, а не совок. предложение определяет уровень деловой активности. Т.е. от AD зависит макс. возможный объем предлож-я и занятости; 2) Цены и з\п в эк-ке фиксированы или постоянны. 3) В эк-ке сущ-ет не полная занятость и это явление носит хронический хар-р. Рынок труда автоматич. не возвращается в равновесное состояние. Т.о. вмешат-во г-ва в эк-ку необходимо.

Кейнс опираясь на то, что AD является функцией сбережений и накоплений, ввел: 1) Предельная склонность к потреблению (MPC) – равна отношению изменения потребительских расх-в к возросшему доходу. Т.е при росте дохода, часть доп. дохода потребителями исп-ся как потребительские расходы, т.е. не весь доход потребители расходуют на текущие нужды. Это связано со склонностью к сбережению. 2) Предельная склонность к сбережению (MPS) – отношение доп. сбережений к возросшему доходу. Сущ-е MPS Кейнс объяснял психологическим законом потребителя. Расходы – это часть AD, при AD­, AS­, а при AS­, AD¯. Возникает нерав-сие: 1) т.е. часть As не потребляется, остается избыточной, т.е. AS¹AD. 2) классики доказали, что пр-во порождает свой спрос, а сбережения=инвестициям. Противоречия: Кейнс указывает – инвестиции явл-ся важнейшей частью совок. расходов и влияют на объем нац. дохода. Инвестиции определяют процесс расширенного воспр-ва. Кейнс добавил: сбережения – это функции дох-а, а инвестиции – функция %ставки, т.е. планируемые инвестиции зависят от: 1) от %ставки; 2) от ожидаемой прибыли от вложения капитала;

3) от альтернативной  возможности инвестиционных вложений; 4) от налогового климата в стране; 5) от инфляции.

Макро-эк-кое  рав-сие сущ-ет при рав-ве инвестиций и сбережений. Кейнс вводит понятие  автономные инвестиции – инвестиции, не зависящие от уровня дохода, т.е. при любом уровне дохода эти инвестиции составляют нек-рую постоянную величину. Автономные инвестиции вызывают рост нац. дохода, т.к. действует эфф-т акселератора. Акселератора – ускоритель, т.е. вызывает оживление деловой активности – под влиянием роста дохода увеличиваются инвестиции, работают не автономные, а производные инвестиции (зависящие от роста нац. дохода). Кейнс доказывал, что с ростом доходов и ростом нац. дохода растут производные инвестиции, но если инвестиции < сбережений, то это приводит к возникновению тов-но-материальных запасов предприятий. Если инвестиции > сбережений, то тов-но материальные запасы¯, инвестиции окажутся излишними, т.е. нарушится равновесие. В условиях несов-ной конкур-ции ситуации полной занятости не сущ-ет, т.е. оч. сложно добиться AD=AS. Рав-сие м. установиться при неполной занятости, т.е. в том случае, если эк-ка не достигла потенциального объема пр-ва. Ситуация приближения к полной занятости связана с эффектом мультипликатора (умножителя).

Кейнс вводит мультипликатор спроса. Эфф-т мультипликатора спроса проявл-ся в том, что увеличение любого компонента автономных расходов приводит к увеличению нац. дохода на вел-ну > чем первоначальный рост расходов. Автономные расходы равны сумме потребительских расходов, не зависящих от дохода и автономных инвестиций. Расходы осуществляемые одними – это доходы других. Если потребители увел. свои расходы, они создают возможности для расширения пр-ва в той отрасли, спрос на продукцию к-рой они предъявляют. Доходы, полученные фирмами за счет расширения потреб. расходов будут использоваться как дополнительные инвестиции, но уже став доходами другой отрасли, т.к. ­спрос на ресурсы. Т.о. цепная реакция, многократное увеличение нац. дохода. Также срабатывают и частные инвестиции. Эфф-т мультипликатора м. привести к ситуации перепр-ва. В усовиях перепр-ва г-во должно осущ-ть первоначальные инвестиции в отрасли, к-рые не производят товары или не обеспечивают переизбытка этих тов-в. В этом случае будет ­занятость, ­потребительские расходы ® ­нац. доход. Т.о. по Кейнсу эк-кое рав-сие возможно при активной роли г-ва. Г-во дополняет AD до равновесного состояния за счет гос. расходов. При инвестициях ¹ сбережениям возможно 2 эффекта: 1) Инфляционный взрыв. Если инвестиции > сбережений, население много тратит, потребление­, цены­. 2) Дефляционный взрыв. Сбережения  > инвестиций, население мало тратит, много сберегает, ® ¯расходы, ¯спрос, ® сокращ-е нац. пр-ва, ­безработица. Сбережения сокращ. потребление ® ¯AD, ® объем реализованного ВВП¯, нац. доход¯, Þ сберегатели проигрывают. Т.о. выбор модели эк. рав-сия осущ-ет г-во. Различие м\у кейнсианской и мариторийской моделей в усилении или ослаблении регулирующих ф-ций г-ва. 45 Кейнсианская модель макроэк-ого равновесия. «Кейнсианский крест». Эффект мультипликатора.

Информация о работе Лекции по "Экономике"