Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:15, курс лекций

Описание работы

Экономика как объект изучения. Потребности и их виды. Блага. Классификация факторов производства. Экономика – наука, изучающая поведение людей в условиях ограниченности ресурсов. Также экономика – это законы ведения домашнего хозяйства, совокупность средств и объектов, используемых людьми для обеспечения жизни, и одновременно обозначает науку о принципах эффективного хозяйствования. Потребности - состояние недостатка в чем-то необходимом для поддержания жизни и развития личности. Они формируют внутренние мотивы, побуждающие индивида к активной экономической деятельности по их удовлетворению.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 337.16 Кб (Скачать файл)

2) Инфл-я  действует как перераспределительный  м\м: имущ-во и богатство кредитора  переходит к должнику.

3) Нарушаются  пропорции в распределении нац.  дох-а м\у частным и гос. секторами  в пользу гос., т.к. только г-во  осущ-ет эмиссию денег и от  г-ва зависит предлож-е денег.

4) Эффект  Танзи-Оливера –обесценивание налоговых  поступлений в госбюджет под  влиянием инфл-ии. Реал. доходы бюджета сокращаются.

5) ¯ жизненного уровня населения с фиксированными доходами, получателей гос. трансфертов.

Т.о. инфл-ия – это налог, к-рый платит все  население.

2. М\у уровнем  занятости и инфляцией сущ-ет  зависимость. Филлипс доказал,  что м\у инфл-ей и безработицей  сущ-ет обратная зависимость в  краткосрочный период, что проявляется  как рост безработицы с подавлением  инфл-ии.

Рост цен  ведет к ­з\п, ® ­предложение труда и расширение пр-ва, а рост инфл-ии – это плата за дополнительные рабочие места. Если г-во снижает темпы инфл-ии, то оно должно расплачиваться ростом безработицы.

В долгосрочный период кривая Филлипса замещается на теорию естественного уровня безработицы. В долгосрочном ­безработицы вызывал ­инфл-ии, эк-ка оказывалась в стагфляции, т.е. в долгосрочном периоде рост цен снижает реал. з\п и приводит к сокращ-ю S труда, ® с ростом цен растет безработица.

Кривая Филлипса:

 Кривая Ф. в краткосрочном  периоде. Если уровень безработицы  ревен Иn то темпы инфляции не меняются. 50 Социально-экономические последствия инфляции. Взаимосвязь между инфляцией и безработичей. Кривая О.Филлипса.

1. Последствия  инфляции:

1) Искажает  относительные цены всех тов-в  и услуг. В рез-те деформируются  факторные доходы, сокращается реал. з\п, фирмы могут искусственно? свою прибыль за счет роста  цен.

2) Инфл-я  действует как перераспределительный  м\м: имущ-во и богатство кредитора  переходит к должнику.

3) Нарушаются  пропорции в распределении нац.  дох-а м\у частным и гос. секторами  в пользу гос., т.к. только г-во  осущ-ет эмиссию денег и от  г-ва зависит предлож-е денег.

4) Эффект  Танзи-Оливера –обесценивание налоговых  поступлений в госбюджет под  влиянием инфл-ии. Реал. доходы бюджета  сокращаются.

5) ? жизненного  уровня населения с фиксированными  доходами, получателей гос. трансфертов.

Т.о. инфл-ия – это налог, к-рый платит все  население.

2. М\у уровнем  занятости и инфляцией сущ-ет  зависимость. Филлипс доказал,  что м\у инфл-ей и безработицей  сущ-ет обратная зависимость в  краткосрочный период, что проявляется  как рост безработицы с подавлением  инфл-ии.

Рост цен  ведет к ?з\п, ? ?предложение труда  и расширение пр-ва, а рост инфл-ии – это плата за дополнительные рабочие места. Если г-во снижает темпы инфл-ии, то оно должно расплачиваться ростом безработицы.

В долгосрочный период кривая Филлипса замещается на теорию естественного уровня безработицы. В долгосрочном ?безработицы вызывал ?инфл-ии, эк-ка оказывалась в стагфляции, т.е. в долгосрочном периоде рост цен снижает реал. з\п и приводит к сокращ-ю S труда, ? с ростом цен  растет безработица.

Кривая Филлипса:

  Кривая  Ф. в краткосрочном периоде.  Если уровень безработицы ревен  Иn то темпы инфляции не меняются.

 

35. Сущность и виды стабилизационной (антициклической) политики государства.  51 Сущность и виды антициклической и стабилизационной политики гос-ва.

Стабилизационная  политика г-ва – направлена на стабилизацию эк-ки на уровень полной занятости или потенциального выпуска ВВП: 1) В период эк. спада г-во проводит стимулирующую политику. 2) В период эк. подъема – сдерживающую политику.

Для реальной оценки состояния экономики и  изучения делового цикла используется ряд статистических данных рыночной конъюнктуры: 1. Проциклические переменные которые резко реагируют на изменение экономической обстановки в стране при депрессии падает во время оживления растут. 2. Контрциклические переменные, которые противоположны проциклическим изменяется в обратной пропорциональности по отношению к ним. 3. Ациклические переменные, которые безразличны к цикличности экономики и практически не меняют своих значений.

Г-во воздействует на:

1) AD;

2) Объем пр-ва;

3) Инвестиции;

4) СС%…

В фазе эк. депрессии  г-во стремится эти показатели ­, в фазе подъема ¯.

Гос-ое атициклическое регулир-ие:

признаки

неокейнсианцы

неоконсерваторы

ориентация

На спрос

На предложение

Цели

Макроэк-ое регулир.

Микроэк-ое регулир.

приоритеты регулир.

1.налогово-бюджет. пол-ка 2.кредитно-денеж.

1.кредитно-денеж.

2.бюджетно-налог.

Оценка роли гос-ва

поощрительная

Огранич. Мер гос. Регулир. Эк-ки


Необх-мо на фазе спда стимулировать эк-ий рост. 2подхода: 1)сторонники Дж.Кейнса-понизить ставки на доходы, шире привлекать налоговые льготы. 2)сторонники неоклас-ого направления-главное предоставить дешевый кредит и только в доп. К этому увеличить доход.

 

 

36. Антиинфляционная политика государства.  Антиинфляционная политика – направленная на приведение темпов роста денеж. массы в соответствие с ростом темпов реал. ВВП.

В долгосрочном периоде г-во стремится пивести  в соответствие AD и AS. Чтобы снизить темпы роста инфляции г-во стремится зафиксировать объем денеж. массы, проводит жесткую политику кредитов (политику «дорогих денег»), т.е. повышает СС%, ужесточает политику роста з\п. З\п привязывают к изменению роста производительности труда.

В долгосрочной политике г-во вводит льготы в налогообложение. З-ча г-ва подавит инфляционные ожидания.

Политика  занятости-такая эк-ая политика, кот. обеспечивала бы строение занятости  на эк-ки эффективном уровне. При  кот. рыночный уровень безработицы  не превышал бы 5%. 1)сбалансирование  рынка труда. 2)преодоление админ-ных  и правовых ограничений на раб  силу.

3)создание  реального рынка доступное жилье. 4)увеличение и способность террит-ого перераспределения ресурсов. 5)проведение антимоноп-ой политики.

 

37. Бюджетная система: сущность и  структура. Государственный бюджет: доходы и расходы. 53 Бюджетная  система: сущность и структура.  Гос-ый бюджет: доходы и расходы.

Бюджетна  система РФ-совокупность бюджетов всех уровней. Все внебюджетные фонды делятся на 2 вида: 1)социальный 2)экон-ие. Срциальные имеют более значимый хар-р для общ-ва. Организация, прицины построение бюджетной системы, связь между ее звеньями опр-ся бюджетным устройтвом. Гос-ый бюджет-форма образования и рвсходования дохода денежных средств предназначенных для денежного обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления. Принципы построения бюджета: 1)принципы единства. 2)полноты-учит-ся все доходы и расходы гос-ва. 3)гласности. 4)самостоятельность бюджета. Доходы бюджета-денеж. Средства, кот. поступили в бюджет безвозмезно и на безвозвратной основе. 1)группа доходов-налоговые виды доходов. 2)неналоговые виды доходов. Основные направления неналоговых доходов: 1)доходы от продажи или иного возможного отчуждения гос-го или муниц-ого имущ-ва. 2)доход от использ-ия имущ-ва гос-ва и иных миницип-ых образований. 3)доходы от платных услуг органов гос-ой власти, местного самоупр-ия бюджетных организаций. 4)финансовая помощь от бюджета др. уровня. 1.в форме дотаций, 2.бюджетные ссуды. Расходы бюджета-денеж.средства направленные на финансирование обеспечение задач и функций гос-ва и органов местного самоуправления. расходы делятся: 1)на тенденции. 2)на капитальные.

 

38. Налоговая система. Налоги, их  виды. Налоговая ставка. Кривая А.  Лаффера. 54. Налоговая система. Налоги  и их виды. Налоговая ставка. Кривая  А.Лаффера.

Основн источником поступлений в доходную часть  бюджета явл налоги. Налоги-обязательн платежи, взымаемые гос-ом с юр и  физ лиц.Обязанность граждан платить  законно установленные налоги закрепл  в ст.57 КРФ.

По способу изъятия налоги подраздел  на: прямые и косвенные. Прямые взимаются непосредственно с владельца налогооблажения.Среди этого вида налогов наиб известен подоходный налог. Примерами прямых налогов могут служить также налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.Косвенные налоги, в отдлич от прямых, уплачив конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств гос-ву. К таким налогам относ: НДС, налог с продаж, акцизы(аналог налога с продаж, дополн начисляемый на опред виды товаров-алкоголь, табак, деликатесы, ювелирн изделия),таможенные пошлины.

По характеру начисления на объект обложения налоги, и соотв налоговые  системы подразд: прогрессивные(ставки налога увелич по мере роста объекта налога), регрессвиные, пропорциональные.

Для прогрессивных  налогов большое значение представляют понятия средней и предельной ставки. Средней ставкой назыв отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка-ставка обложения налогом дополнит единицы дохода. Средн налог ставка=валовый оплачив налог/валовы(совокупный) полученный доход.

Регрессивный  налог – налог, кот в денежном выражении = для всех плательщиков, т.е. составляет большую часть низкого  дохода и меньшую часть высокого дохода. Это как правило косвенные  налоги.

Пропорциональный  налог – налог, при кот налоговая  ставка остается неизмен, независимо от стоимости  объекта обложения.(налоги на имущество предприятий и физ лиц)

Система налогообложения  в Р. Закрепляемая в Налогов Кодексом, представл собой 3 уровня: федеральный, региональный, местный.

Кривая Лаффера  описыв связь м\д ставками налогов  и налогов поступлениями в  гос-ый бюджет.Согласно концепции амер экономичта Артура Лаффера – стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может  привести к противоположн результатам.Это  и демонстрировал он своей известн  кривой.

Поступление налогов в госбюджет(Т) откладыв на оси абсцисс, на оси ординат -  предельная налоговая ставка (t).

 

39. Бюджетный дефицит и государственный  долг. Бюджетный профицит. Расходы гос бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Пртовоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, наз бюджетным профицитом(излишком). Принято различать первичный и  общий дифицит гос-го бюджета. Первичный дефицит – общий дефицит гос бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по гос долгу.По аналогии опред и первичный профицит.

Принято различать  фактический, структурный и циклический дефицит гос бюджета. Фактический- отрицательн разница м\д фактическими(действительными)доходами и расходами правительства. Структурный – разность м\д доходами и расходами гос бюджета, рассчитанная для уровня национ дохода, соотв полной занятости. Др.словами это та занятость кот существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью гос-ых расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость. Циклический-разница м\д фактическим и структурным дефицитом гос.бюджета.Он  представл собой следствие колебаний эконом активности в ходе делового цикла.  При  этом изменения в налоговых поступлениях  и гос расходах происходят автоматически.Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка(профицита):

 

40. Цели и инструменты фискальной  политики. Налгово-бюджетную политику принято подразделять на 2 типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).Дискреционная налогово-бюджетная политика-сознательное манипулирование законодательной властью налогооблажением и гос расходами с целью взаимодействия на уровень экономической активности. Речь идет о воздействии, оказыв влияние на изменение объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом поределении важно отметить то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соотв законы ,касающиеся  объема гос расходов,  ставок налогообложения, введения новых налогов.Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, гос расходы, чистый экспорт повлекут за собой мультипликативные эффекты, приводящие  к соответствующему изменению дохода.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная  политика предполагает рост гос расходов и\или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение гос расходов и\или рост ставок налогов. Стимулирующая политика может сопровождаться бюджетным  дефицитом, т.е.превышением  текущих  расходов гос-ва над доходами. Она  проводится с целью борьбы со спадами, и соответственно, циклической безработицей. Это - главная цель. Правительство, принимая решение о проведении дискреционной фискальной политики должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад, и такое нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?

Информация о работе Лекции по "Экономике"