Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:15, курс лекций
Экономика как объект изучения. Потребности и их виды. Блага. Классификация факторов производства. Экономика – наука, изучающая поведение людей в условиях ограниченности ресурсов. Также экономика – это законы ведения домашнего хозяйства, совокупность средств и объектов, используемых людьми для обеспечения жизни, и одновременно обозначает науку о принципах эффективного хозяйствования. Потребности - состояние недостатка в чем-то необходимом для поддержания жизни и развития личности. Они формируют внутренние мотивы, побуждающие индивида к активной экономической деятельности по их удовлетворению.
9. Закон и кривая спроса. Факторы, влияющие на объем спроса. Эффект замещения и эффект дохода. Спрос – это платежеспособная потребность. Спрос – это то количество товаров и услуг, которое потребитель готов и в состоянии приобрести на рынке по определенной цене в определенный промежуток времени. Спрос – это обратная зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара. На спрос влияет ряд факторов: 1. Цена. 2. Доход потребителя. 3. Профессия потребителя. 4. Половозрастная структура территории. 5. Мода – вкусы и предпочтения потребителей. 6. Реклама. 7. Число потребителей. 8. Географическое положение территории. 9. Ожидание изменения цен или инфляционное ожидание. 10. Воины, землетрясения, революции и иные природно-стихийные бедствия. Закон спроса - прочная устойчивость, постоянна повторяющаяся, отрицательная, обратная количественная зависимость величины спроса от цены при неизменности прочих параметров. Снижение цены ведет к возрастанию спроса. (графически закон спрос изображается в виде кривой, показ-т обратную отрицательную зависимость между величиной спроса и цены). При движении вверх и вниз по кривой спроса м. проследить изменение величины спроса на воду, изменение цены продукта, она меньше с ростом цены товара и больше когда цена меньше.
Закон спроса
имеет силу в отношении практически
всех товаров. На потребительский спрос
большое влияние оказывает
10. Закон и кривая предложения. Факторы, влияющие на объем предложения. Предложение – это то количество товаров и услуг, которое производитель готов и в состоянии предоставить на рынок по определенной цене в определенный промежуток времени. Эта категория неразрывно связана с производством товаров. Закон предложения – это прямая пропорциональной зависимости между ценой и количеством предлагаемого товара. В виде кривой или зависимость между предложением и ценой. При движении вдоль кривой предложения под воздействием изменения цен предложение меняется: при движении вверх она возрастает, вниз - снижается, т.к. падает цена.
11. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.
Эластичность спроса. Q = D(P). Функция спроса устанавливает зависимость объема Q от цены P. Главный вопрос при анализе данной зависимости - вопрос о том, насколько резко изменится объем спроса при том или ином изменении цены. Увеличение цены не приводит к резкому снижению объемов потребления. Предел отношения относительного превращения объема спроса к относительному превращению цены при условии, что это относительное превращение цены стремится к нулю. Эластичность спроса – безразмерная величина. Ее использование снимает сложности, связанные с масштабами рассматриваемых величин. Соответственно, в зависимости от изменения спроса и реакции покупателей на изменение цены, спрос можно определить как совершенный. Эластичность-степень реакции одной переменной величины на изменение другой. Эластичный спрос по цене - реакция с неизменной ценой. Коэффициент ценовой эластичности спроса - степень процентного изменения спроса по отношению к % изменения цены, это отрицательная величина т.к. между спросом и ценой - обратная связь.
Qd - прирост спроса на товар; Qd-спрос на товар в базовый период; P-снижение рын. цен на товар; P-цена на товар в базисный период. 1) абсолютно эластичный спрос – спрос, при котором незначительное изменение цены вызывает реакцию спроса. 2) абсолютно неэластичный спрос - спрос на товары остается стабильным, невзирая на любые изменения цены. 3) единая ценовая эластичность спроса – спрос, при котором снижение цены компенсируется ростом спроса. 4) эластичный спрос – спрос, при котором снижение цены вызывает рост спроса. 5) неэластичный спрос – спрос, при котором снижение цены вызывает меньший рост спроса на товар. Если спрос совершенно эластичный. Изменение цены приводит к изменению объема спроса, то поведение покупателей при снижении цены покупатели превышают объем покупок на неограниченную величину. Если цена возрастает в условиях совершенного эластичного спроса, то покупатели снижают объем покупок на неограниченную величину, а в ряде случаев, полностью от приобретения товара. Если спрос эластичный, то при увеличении цены покупатели значительно уменьшают объем покупок, но при этом спрос снижается более высоким темпом, чем растет цена. При снижении цены происходит обратная ситуация. Покупатели превышают объем товаров, и спрос растет более высоким темпом, чем растет цена. Коэффициент – от 1 до бесконечности. Единичная эластичность. Изменение цены на определенную долю процента приводит к изменению спроса на ту же долю процента. Коэффициент равен 1.Неэластичный спрос. Цены снижаются, происходит увеличение спроса, но темп роста меньше темпа роста снижения цен. Если происходит рост цен, то темп снижения спроса меньше темпа роста цен. Коэффициент – от 0 до 1.Совершенно неэластичный спрос. Изменение цены никак не ведет к изменению объема спроса. Коэффициент равен 0. В зависимости от эластичности видоизменяется и выручка предпринимателя. Эластичность предложения. Аналогично эластичности спроса по цене. Ep (S). Эластичность спроса показывает насколько видоизменяется объем предложения в зависимости от изменения цены.
На эластичность товаров
Qs-% изменения кол-ва товара; Qs-кол-во товара в базисный период; Р-% изменения цены; Р - цена товара в базисный период.1) абсолютно эластичное предложение, эластичность стремиться к бесконечности. 2) абсолютно неэластичное предложение, эластичность стремиться к 0. 3) единичное эластичное предложение – предложение, при котором повышение цены на товар вызывает точно такое же увеличение предложенных товаров. 4) эластичное предложение – предложение, при котором увеличение цены вызывается существенным ростом предложения. 5) неэластичное предложение – предложение, при котором изменение цены вызывается незначительным изменением предложения.
На ценовую эластичность воздействуют: 1) дифференциация индивидуальных затрат на разных предприятиях. 2) степень загрузки производственных мощностей. 3) наличие свободной рабочей силы. 4) быстрота перелива капитала из одной отрасли в др. 5) временной интервал. 6) кол-во времени.
12. Равновесие спроса и
Pt=St=Qt-условие равновесия, где Pt-кол-во товаров, на которое предлагается спрос; St-кол-во товаров предлагаемых на рынке по цене предложения; Qt-объем товара, реализованный на рынке по равновесной цене. Частичное равновесие - равновесие на рынке одного товара. Необходимое условие функционирования рынка. Общее равновесие - равновесная цена, объем предложения и спроса на общенациональном рынке в целом, в большей степени научная абстракция. Зависимость цены от спроса и предложения выражается законом товарных цен, чем выше спрос и ниже предложение, тем больше равновесная цена, чем больше предложение и меньше спрос, тем ниже равновесная цена товара.
В условиях равновесия на рынке свободной конкуренции действуют следующие принципы ценообразования: 1) стремление цен к такому уровню, при кот. объем рыночного спроса равен объему предлогах товаров. 2)возрастание цены товара, если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном рын. спросе. 3)понижение цены, если при неизменном предложении товарный спрос на него сократиться или при неизменности спрос больше предложения товара. Цена потолка-цены установленные государством ниже рыночного равновесия, она применяется государством в целях «замораживания» цен для приостановления инфляции и снижение жизненного уровня. Цена пола-цены не позволяющие снижаться за пределы лимита, устанавливаются государством выше точки рыночного равновесия.
13.
Производственная функция.
14.
Издержки производства и их
виды. Доход (выручка) и прибыль
фирмы. Виды и функции прибыли.
Доход - это
определенная денежная сумма получаемая
предприятием в результате производства
товаров и услуг за определенный
промежуток времени. Общий, средний
и предельный доход. Общий доход
- общая сумма денежной выручки, полученная
в результате реализации производственной
продукции. Кол продуктов умнож
на цену. Средний доход – величина
ден выручки, приходящаяся на единицу
реализованной продукции. Предельный
доход – приращение общего дохода
полученное в р-те производства и
реализации до единицы производства.
Прибыль предприятия. Прибыль - превышение
доходов, полученных от реализации товаров
и услуг, над затратами производства
и продажа этих товаров и услуг.
Прибыль до уплаты налогов. Чистая прибыль
– прибыль после уплаты налогов.
Прибыль – критерий в оценке предприн
активности и хо д-т произв факторов.
Функции: 1. Распределительная. Позволяет
создавать различные фонды