Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 00:15, курс лекций
Предмет и функции экономики.
1.Предмет и функции «экономики».
2.Экономические категории и экономические законы.
3.Методологические основы экономической науки.
4.Экономическая система общества.
Виды денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет системы металлического обращения. Основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными платежными средствами в стране. Банкноты (банковские билеты) - это вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Появление банкнот было обусловлено развитием рыночных отношений в целом и кредитных в частности. Впервые банкноты были выпущены в обращение в конце XVII в. Центральные банки выпускали банкноты на основе учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжении центрального банка. Двойное обеспечение придавало "классическим" банкнотам высокую устойчивость и надежность. Выпущенные банкноты регулярно возвращались в центральный банк при наступлении срока платежа по учтенному векселю, а также при предъявлении их владельцами к размену на золото, так как в период золотого стандарта производился свободный размен банкнот на драгоценный металл. После мирового кризиса 1929-1933 гг. размен банкнот на золото был окончательно прекращен. В современных условиях ни в одной стране банкноты не размениваются на благородный металл. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства: в США обращаются банкноты в 1, 5, 10, 20, 50, 100 долларов, в Великобритании - 1, 5, 10 и 20 фунтов стерлингов, во Франции - 10, 50, 100 и 500 франков, в России - 5, 10, 50 и 100 рублей. Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государственным казначейством - министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась. Разменная монета - слиток металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки.
Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков. Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла). В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов. В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков.
Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки.
Чтобы оздоровить денежное обращение и снизить инфляцию, укрепить валюту, необходимо на основе развития производства осуществить соответствующие денежные реформы.
Среди них можно выделить следующие: а) нуллификация — выпуск взамен старой новой валюты; б) реставрация валюты, применяемая в период золотого монометаллизма (например, возобновление размена банкнот на золото по номиналу); в) дефляция — изъятие из обращения части денег; г) девальвация — уменьшение золотого содержания денежной единицы или снижение ее валютного курса; д) деноминация — уменьшение номинальной стоимости выпускаемых денежных знаков и др.
Лекция 7.
Рыночный механизм.
1. Конкуренция: сущность и виды. Формы конкурентной борьбы.
2. Спрос и его детерминанты.
3. Предложение и его
4. Цена и ее функции. Равновесие цены.
5. Преимущества и недостатки рынка.
1. Конкуренция: сущность и виды. Формы конкурентной борьбы.
Конкуренция - соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами- производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей' силой в условиях рынка. А. Смит назвал ее «невидимой рукой». бывают следующие виды конкуренции:
. внутриотраслевая. Она ведется между фирмами одной и той же отрасли за выгодные условия
производства и сбыта
формируется рыночная цена. При этом разоряются те, у кого индивидуальные затраты выше, чем рыночная
цена, а те, у кого затраты
ниже общественно необходимых - обогащаются. Она стимулирует
снижение всех затрат, поощряет рост производительности труда,
технический пpoгpecc и повышение качества продукции;
. межотраслевая. Конкуренция. ведется между товаропроизводителями различных отраслей за выгодное приложение капитала, за выгодное перераспределение прибыли. При этом нормы прибыли могут быть в различных отраслях или у разных
предпринимателей различными. Возникает естественное желание к максимизации прибыл.. Для этого есть средство - перепрофилировать свое дело или поменять акции одной отрасли на акции другой, более перспективной отрасли. Происходит пере
лив капитала и вместе с ним и рабочей силы из отрасли в отрасль, где высока норма прибыли. Такая конкуренция стимулирует развитие наиболее перспективных, прибыльных отраслей;
-совершенная Конкуренция. Она ведется на рынке, где взаимодействует большое количество производителей с однородной, стандартной продукцией (о чем будет сказано ниже).
-несовершенная конкуренция. Число производителей сокращается, они имеют возможность влиять на цену, продукция становится дифференцированной (о чем также будет сказано ниже);
-монополистическая Конкуренция. Она является смесью двух видов конкуренции - совершенной и несовершенной. Она приходит на смену свободной конкуренции. Фирмы конкурируют между собой на основе внешнего Вида, качества и других
особенностей;
. монопсония - конкуренция между производителями, а покупатель выступает в единственном числе;
. олигополия - конкуренция между несколькими фирмами, продукция которых может быть разнородной (автомобили) или однородной (алюминий, сталь);
. ценовая конкуренция осуществляется путем снижения
рыночных цен, как следствие
удешевления стоимости
. неценовая конкуренция ведется на основе улучшения качества продукции, выпуска новых товаров, совершенствования методов обслуживания и сбыта продукции, расширения ассортимента продукции. В итоге повышается эффективность производства, увеличивается прибыль, снижаются цены.
Противоположностью
Различают искусственные и естественные монополии.
К искусственным относятся картели, синдикаты, концерны
и т.д. Создание их продиктована интересами отдельных лиц, групп лиц или государств.
К естественным монополиям относятся фирмы объединения, продукция которых не подлежит замене или без которой невозможно существовать. К таковым относятся производство лекарственных препаратов, почтовая и телеграфная связь, железная дорога, коммунальные услуги (тепло-, вода-, энерго-, газоснабжение, транспортировка нефти, газа, угля, речные порты, аэропорты). Из этого следует, что избежать образования монополий в ряде отраслей невозможно. Например, нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих
компаний, также получать тепло и воду от двух станций Й т. д.
Не следует отождествлять
Последняя означает возможность фирмы влиять на цены и увеличивать прибыль за счет ограничения производства и сбыта продукции .
В условиях монополистической конкуренции существуют
следующие ее формы:
1) научно-техническое
2) ,промышленно-производственное
3) торговое соперничество.
1. Научно-техническое соперничество - борьба за повышение конкурентоспособности фирм ведется путем:
разработки новых продуктов; внедрения современных технологических процессов; накопления и использования научно-технической информации; приобретения и использования патентов.
При этой форме используются две .модели борьбы: конкретная .модель. Фирмы используют наиболее эффективную технику и технологию; монополистическая модель. Чистый монополист имеет большие финансовые возможности получать высокие прибыли за счет внедрения достижений науки и техники.
2. Промышленно - производственное соперничество проявляется в виде, наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства. При этом используется два подхода: «эффект .масштаба» и «Х-неэффективности».
«Эффект масштаба» состоит в том, что фирма по отношению к рынку должна быть большой, т. е. монополистической, которая способна эффективно производить
продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемой продукции;
3. Торговое соперничество основано на использовании цен.
Различают неценовую и ценовую конкуренции.
Ценовая конкуренция осуществляется путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используют ценовую дискриминацию - данный продукт продается по разным ценам, но при этом они не обусловлены различиями в издержках (продукт может быть монополистическим, скоро портящимся и т. д.).
Неценовая конкуренция происходит посредством совершенствования качества продукции, условий ее продажи, обслуживания, сбыта.
Многие страны в целях сохранения конкуренции и оптимального функционирования монополий приняли антимонопольные законы.
Антимонопольное законодательство - это система законов, ограничивающая монополизацию рынка одной или несколькими монополиями (фирмами). Существует два типа антимонопольного законодательства:
- американский (США, Канада);
- западноевропейский (Западная Европа, Япония).
Американское законодательство отвергает любую форму монополистического союза. Закон Шармана (США, 1890 г;) является первым антитрестовским законом, Он направлен на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений
со стороны монополий. В основе антимонопольного регулирования лежат три основных закона - закон Клейтона (1914 г.), закон правительственной торговой комиссии (1914 г.) и закон Целлера Кеоровера (1950 г.). За нарушение законов предусмотрены определенные меры наказания. Однако, несмотря на это, многие фирмы стремятся к максимальному росту и контролю над рынком. Западноевропейское законодательство выступает не против любой монополии, а лишь против тех, кто существенно ограничивает возможности соперничества на рынке.
В России монополизация проявилась в монополии государства, центральных экономических учреждений, министерств, предприятий. В результате возникли тотальное огосударствление экономики, дефицит товаров, теневая экономика, коррупция. Поэтому принятые антимонопольные законы в России направлены на про ведение радикальных преобразований в экономике: разгосударствление и приватизацию, децентрализацию управления, конкуренцию, создание союзов потребителей и т. д.
2. Спрос и его детерминанты.
Спрос - это форма выражения потребности или платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели могут заплатить за нужные им товары и услуги. Следовательно, желание людей должно быть подкреплено деньгами. Потребности переходят в спрос Тогда, когда есть денежные средства для приобретения данного товара.
Обычно спрос изображается графически в виде кривой линии и обозначается Символом D. Существует зависимость между ценой Р и количеством покупаемого товара Q.