Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 09:10, курс лекций
Систему отношений, связывающих субъектов различной государственной принадлежности, а также субъектов транс-, интер– и наднациональной принадлежности следует называть международными экономическими отношениями (МЭО). В экономические отношения, выходящие за пределы национальных экономик, вступают и микроэкономические субъекты. Поэтому можно говорить о разных уровнях международных экономических отношений. На микроуровне субъектами МЭО выступают домохозяйства и фирмы. При этом значительно сужаются их возможности, функции и правовая база экономической деятельности. Несмотря на это, именно они составляют основу не только национальной, но и мировой экономики. На макроэкономическом уровне основным субъектом МЭО остается государство.
1. Новые субъекты мировой экономики 4
2. Характеристика трех сфер, составных частей мировой экономики 4
3. Новые тенденции в развитии МРТ 4
4. Общая характеристика черт новой мировой экономики 5
5 и 6. Сущность теории и практики «открытой экономики». Преимущества и опасности «открытой экономики». Показатели открытой экономики 5
7. Сущность МРТ и его роль в международной экономике 6
8. Теория сравнительных издержек производства (сравнительные преимущества) 7
9. Факторы, оказывающие влияние на участие стран в МРТ. Показатели участия стран в МРТ 7
10. Международная специализация производств 9
11. Международное кооперирование производства 11
12. Сущность и формы международного производства 11
13. Современные западные теории модернизации МРТ 13
14. Россия в системе МРТ 14
15. Основы международной торговли 14
16. Основные концепции международной торговли 15
17. Альтернативные теории международной торговли 19
18. Основные особенности динамики территориально-товарной структуры международной торговли 20
19. Роль отдельных стран и регионов в развитии международной торговли 21
20. Международная торговля услугами и их роль в международном товарообмене 22
21. Особенности «электронной торговли» (Интернет -торговля) 22
22. Причины возникновения и особенности противоречий (торговых войн) в международной торговле 23
23. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международного товарообмена 25
24. Проблемы вступления России в ВТО 26
25. Регионализм в международной торговле 26
26. Место и роль России в международной торговле 27
27. Сущность мирового рынка капиталов 27
28. Основные формы и виды вывоза капитала 28
29. Территориально-географическое направление миграций капитала 29
30. Воздействие государства на процессы международного движения капитала 30
31. Основные черты «добровольного кодекса» прямых иностранных инвестиций 30
32. Влияние международного движения капитала на мировую экономику 31
Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Эрнст и Янг» нужно привлечь 200-300 млрд. долл. При этом, только одному топливно-энергетическому комплексу России для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл. Для замены и модернизации активной части производственных фондов России нужно ежегодно привлекать 15-18 млрд. долл. Для этого примерно десятую часть международных прямых инвестиций необходимо перераспределять в пользу нашей страны. Реально Россия будет конкурировать на уровне предложениякапиталов объемом 40 млрд. долл. К тому же и «переварить» ежегодно она сможет, в лучшем случае, 40-50 млрд. долл. Но это в том случае, если ей предложат такой объем инвестиций.
По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более скромный объем иностранного капитала, где-то в пределах 10 млрд. долл.
Имея множество альтернативных предложений на более благоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не спешит и не будет спешить инвестировать в российскую экономику. Ближайшие соседи России, будучи более расторопны, перехватывают потоки западных инвестиций. Так, например, Венгрия, Польша, Чехия, как отмечалось выше, получили значительную часть иностранных инвестиций с начала 90-х годов. И хотя по абсолютной сумме иностранных инвестиций Россия занимает 2-ое место после Венгрии, это не должно вводить в заблуждение. Так, в Венгрии уже 17% предприятий имеют в своем капитале иностранную долю, а в странах бывшего СССР – только 0,2%.
Готовность инвесторов
к вложению капитала в экономику
той или иной страны зависит от
существующего в ней
Инвестиционный климат – это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые, в конечном счете, предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
В настоящее время инвестиционный климат в России, в основном, является неблагоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций. Политическая нестабильность, экономический кризис, разгул преступности и другие «прелести» переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степени их риска во всех странах мира.
При оценке предпринимательских рисков по странам мира рассчитывались взвешенные значения одиннадцати наиболее важных факторов риска, включая задолженность, наличие средств на текущих счетах, политическую стабильность.
Оценка дана по 100-балльной шкале. Наивысшее значение риска соответствует 100 баллам и, например, Ирак уже неоднократно получал подобную оценку. Недалеко от Ирака ушла и Россия. В 1993 г. Россия имела более высокий балл – 82, а в конце 2012 г. – уже 95, ко второй половине 2013 г. ее рейтинг был определен 86 местом среди 178 тестированных стран. Россия не готова пока к конкуренции на рынке международных инвестиций, поскольку в стране не создана правовая и административная система их приема.
Поддерживая точку зрения о недостаточно благоприятном инвестиционном климате России для иностранных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов и то, что крупные внешние вливания в экономику России все еще невыгодны Западу. Причем, как в экономическом, так и в политико-экономическом аспекте в инвестиционной политике промышленно развитых стран по отношению к России все еще остаются отголоски, рецидивы «холодной войны», которые вряд ли исчезнут автоматически. Российское руководство должно проводить более активную политику по привлечению иностранных инвестиций, не допуская втягивания страны в интеграцию с мировым хозяйством на невыгодных условиях.
Следует признать также наличие негативного влияния на иностранных инвесторов не отвечающей мировым стандартам проработки российских инвестиционных проектов. Так, по данным Президента Всемирного банка Дж. Вулфенсона, еще в начале 1996 г. российский портфель проектов считался одним из самых неудачных во Всемирном банке, – лишь 39% проектов имели удовлетворительный рейтинг реализации. Через год этот показатель вырос до 65%, но все еще остается малоудовлетворительным.
Какие факторы играют положительную роль в привлечении иностранных инвестиций в Россию?
Это, прежде всего:
1) богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.);
2) огромный внутренний рынок;
3) достаточно высокий
уровень базового образования
кадров, способных к быстрому
восприятию новейших
4) относительная дешевизна
квалифицированной рабочей
5) отсутствие серьезной
конкуренции со стороны
6) осуществляемый процесс
приватизации и возможность
7) возможность получения сверхприбыли.
Перспективы в России слишком многообещающи, чтобы их игнорировать. В суммарном валовом внутреннем продукте всех «новых мировых рынков» доля России составляет более 25%. Причем, это единственный нарождающийся рынок, где есть своя космическая программа, инфраструктура и реальные возможности для ее реализации. По самым скромным оценкам у России больше природных ресурсов (10,2 трлн. долл.), чем у Бразилии (3,3 трлн. долл.), Южной Африки (1,1 трлн. долл.), Китая (0,6 трлн. долл.) и Индии (0,4 трлн. долл.) вместе взятых.
Несмотря на это, удельный вес России в международных инвестициях в «новые рынки» составляет всего 0,5%. Остальные 99,5% приходятся на Мексику, Бразилию, Аргентину, Турцию, Чили, другие развивающиеся страны и НИС.
Как свидетельствует зарубежный опыт, одним из важнейших факторов по привлечению иностранного капитала является наличие благоприятной правовой обстановки, стабильной законодательной базы, обеспечивающей условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов.
Современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют более 30 законов и равнозначных законам Указов Президента. Действует также ряд конкретных ведомственных инструкций. По своему характеру эти документы подразделяются на две группы.
Первая группа – это базисные законы России (Конституция РФ, Гражданский, Таможенный кодексы и др.), способствующие переходу страны от коммунистического режима с командной экономикой к демократии и рыночному хозяйству.
Вторая группа – это документы, касающиеся непосредственно иностранных инвестиций. Главный среди них – «Закон об иностранных инвестициях».
В соответствии с этим законом инвестором в РФ могут быть иностранные физические, юридические лица, лица без гражданства, иностранные государства, международные организации.
Иностранные инвестиции могут быть долевыми, т. е. использовать форму совместного предприятия, или полностью принадлежать иностранным инвесторам, т. е. предприятия, основанного исключительно на иностранных инвестициях. Для регистрации крупных предприятий (с инвестициями более 100 млн. руб.) требуется специальное разрешение Правительства РФ.
Законодательство не предусматривает каких-либо официально закрытых для иностранных инвесторов отраслей экономики или регионов страны. Но на практике такие ограничения существуют. Так, хозяйственная деятельность в ряде отраслей требует получения специальной лицензии.
Кредитный рейтинг России по оценкам всех трех ведущих мировых рейтинговых агентств впервые достиг уровня инвестиционного класса.
Fitch Ratings первым присвоило России
низший инвестиционный рейтинг.
Fitch присвоило по этому рейтингу прогноз «стабильный».
В 2008 году (11.03. 2008г.) S&P's изменило рейтинг России со стабильного на позитивный в связи с ростом ВВП и валютных резервов, сохранив рейтинг РФ в иностранной валюте на уровне «ВВВ+», а рейтинг заимствований в национальной валюте на уровне А– .
В целом, инвестиционный рейтинг России повышается по следующим причинам:
– стабилизировалась финансовая система страны;
– стабилизировался курс рубля, и он официально объявлен конвертируемой валютой;
– значительно вырос чистый экспорт за счет высоких цен на нефть и газ;
– значительно выросли золотовалютные резервы (в мае 2008г. – около 530 млрд. долл. – 3-е место в мире после Китая и Японии);
– осуществлено досрочное погашение существенной части государственных долгов, и этот процесс успешно продолжается;
– стабильно растет ВВП и уровень жизни населения.
В части негатива отмечается низкая диверсификация экономики, ее зависимость от мировых цен на нефть, высокая инфляция и достаточно высокий уровень зависимости банковской системы от внешних источников рефинансирования (высокий долг компаний и банков ).
Всемирный банк (ВБ) и Международная финансовая корпорация (IFC) ежегодно публикует исследование «Doing business 2008» в рамках которого определяются рейтинги инвестиционной привлекательности стран мира. В интегральном рейтинге «комфорта для бизнеса» Россия занимает 106-е место из 178.
Высшие рейтинги имеют Сингапур, Новая Зеландия, США, Канада, Гонконг и Великобритании. В десятку лидеров по экономическим реформам вошли Египет, Грузия, Хорватия, Гана, Македония, Колумбия, Саудовская Аравия, Кения, Китай и Болгария. Россия вошла в одну группу с Эфиопией, Нигерией, Аргентиной, Белоруссией и Бангладеш.
Исследования IFC формализованы и базируются на анализе десяти стадий деловой жизни организаций, в том числе стадий создания, функционирования и закрытия компаний, анализа барьеров для бизнеса в 178 странах мира.
Аналогичные исследования выполнил Институт Всемирного банка, в котором был сделан вывод, что за последние десять лет качество государственного управления в России и ряде других стран фактически не изменилось.
В докладе IFC об изменениях в качестве государственного регулирования отмечаются успехи стран Восточной Европы. В России в качестве позитива отмечено создание и начало работы бюро кредитных историй. В качестве негатива помимо прочего отмечена сильная бюрократизация отношений бизнеса и власти (длительность подготовки документов, большое их количество, коррупция).
Сравнительно высокий кредитный рейтинг России со стороны трех ведущих мировых рейтинговых агентств обусловлен стабилизацией финансовой системы страны на федеральной уровне. Однако эта стабилизация отсутствует на уровне регионов. И особенно на уровне муниципальных образований. Регионы страны в основном дотационны и формируют относительно сбалансированные бюджеты за счет трансфертов из федерального бюджета. Особенно не сбалансированными оказались на этом этапе реформирования межбюджетных отношений бюджеты многих крупных городов – столиц субъектов РФ, которые являются финансовыми донорами территорий субъектов РФ. Однако из-за действующей системы межбюджетных отношений и методик Минфина РФ для распределения налоговых средств и иных сборов, собираемых на их территориях, бюджеты городов-доноров снизились примерно втрое относительно бюджетов субъектов РФ в реальном исчислении за последние 7-8 лет. В результате города-доноры имеют бюджеты, которые не способны даже обеспечить эффективное функционирование городских хозяйств, не говоря уже об их развитии и совершенствовании.
Основные критические замечания аналитиков рейтинговых агентств связаны с голландской болезнью России. Голландская болезнь – это жизнь страны за счет доходов от продаж природных ресурсов (в основном нефти и газа). Названа эта болезнь так по имени страны, которая наиболее отчетливо продемонстрировала негативные особенности данной болезни для экономики и развития страны и общества. В прошлом у Голландии был период, когда, получив значительные доходы от продаж нефти, она снизила темпы развития производств с высокой добавленной стоимостью и в результате временно отстала от ведущих стран мира по уровню и качеству жизни населения.
Другие причины низкого
рейтинга в части инвестиционной
привлекательности и
Одним из основных показателей инвестиционной привлекательности страны является уровень инфляции. За последние годы большинство развивающихся стран мира и стран с переходными экономиками решили свои проблемы с инфляцией и снизили ее до 4%. Развитые страны удерживают инфляцию ниже 3%, проводя жесткую политику таргетирования. В России же инфляцию так и не удалось снизить до значений, которые принято называть в экономике умеренными.
Повышенная инфляция по инвестиционным товарам является препятствием на пути инвестиций в реальный сектор экономики. Для оживления экономики, для оживления предпринимательской деятельности необходимо стимулирование со стороны государства приобретения предпринимателями новых современных средств производства, создания новых производств, приобретения новых технологий с целью выпуска конкурентоспособных товаров. И в условиях трансформирующейся (переходной) экономики – это одна из основных задач государства.
Иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также в форме капитала международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в Российскую экономику как прямые частные инвестиции в форме портфельных инвестиций и в виде кредитов, как ссудный капитал.
Общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику составил около 22 млрд. долл., в том числе 10 – прямые инвестиции. Одна из популярных форм привлечения прямых инвестиций в российскую экономику – создание предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ).