Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 09:10, курс лекций
Систему отношений, связывающих субъектов различной государственной принадлежности, а также субъектов транс-, интер– и наднациональной принадлежности следует называть международными экономическими отношениями (МЭО). В экономические отношения, выходящие за пределы национальных экономик, вступают и микроэкономические субъекты. Поэтому можно говорить о разных уровнях международных экономических отношений. На микроуровне субъектами МЭО выступают домохозяйства и фирмы. При этом значительно сужаются их возможности, функции и правовая база экономической деятельности. Несмотря на это, именно они составляют основу не только национальной, но и мировой экономики. На макроэкономическом уровне основным субъектом МЭО остается государство.
1. Новые субъекты мировой экономики 4
2. Характеристика трех сфер, составных частей мировой экономики 4
3. Новые тенденции в развитии МРТ 4
4. Общая характеристика черт новой мировой экономики 5
5 и 6. Сущность теории и практики «открытой экономики». Преимущества и опасности «открытой экономики». Показатели открытой экономики 5
7. Сущность МРТ и его роль в международной экономике 6
8. Теория сравнительных издержек производства (сравнительные преимущества) 7
9. Факторы, оказывающие влияние на участие стран в МРТ. Показатели участия стран в МРТ 7
10. Международная специализация производств 9
11. Международное кооперирование производства 11
12. Сущность и формы международного производства 11
13. Современные западные теории модернизации МРТ 13
14. Россия в системе МРТ 14
15. Основы международной торговли 14
16. Основные концепции международной торговли 15
17. Альтернативные теории международной торговли 19
18. Основные особенности динамики территориально-товарной структуры международной торговли 20
19. Роль отдельных стран и регионов в развитии международной торговли 21
20. Международная торговля услугами и их роль в международном товарообмене 22
21. Особенности «электронной торговли» (Интернет -торговля) 22
22. Причины возникновения и особенности противоречий (торговых войн) в международной торговле 23
23. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международного товарообмена 25
24. Проблемы вступления России в ВТО 26
25. Регионализм в международной торговле 26
26. Место и роль России в международной торговле 27
27. Сущность мирового рынка капиталов 27
28. Основные формы и виды вывоза капитала 28
29. Территориально-географическое направление миграций капитала 29
30. Воздействие государства на процессы международного движения капитала 30
31. Основные черты «добровольного кодекса» прямых иностранных инвестиций 30
32. Влияние международного движения капитала на мировую экономику 31
В середине 90-х гг. на международных рынках капитала был установлен новый рекорд объемов кредитования. По данным СССР, соглашения всех типов по бессрочным и срочным инструментам заимствования выросли до 383 млрд. долл. (258 млрд. долл. в 1994 г.). Доля синдицированных кредитов в общем объеме финансирования достигла 29\%, став самым важным международным финансовым инструментом.
В 80-х гг. стала активно использоваться такая форма ссудного капитала, как проектное финансирование, т.е. предоставление крупных кредитов под конкретные промышленные объекты. Фактически эта форма сходна с прямыми инвестициями. К примеру, при Эксим-банке США в 1995 г. был создан отдел проектного финансирования. В 1994/95 финансовом году при посредничестве этого отдела было выделено 2,1 млрд. долл. на поддержку участия американских компаний в международных проектах. Активно занимается вопросами проектного финансирования и ОПИК (правительственная корпорация США по страхованию частных инвестиций за границей).
С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза капитала осуществляются из развитых стран. Происходит активная миграция капитала и между самими промышленно развитыми странами.
Миграцию капитала среди этих стран следует рассматривать на нескольких уровнях между странами «триады» – США – Западная Европа – Япония. Так, по данным Европейско-американской торгово-промышленной палаты, взаимные инвестиции США и Европы в 1995 г. достигли 776 млрд. долл. (в 1994 г. – 500 млрд. долл.). Характерно, что западноевропейские инвестиции в США в основном сконцентрированы в производственном секторе, обеспечивая 12,5\% рабочих мест между отдельными развитыми странами, между одними и теми же отраслями хозяйства этих стран.
С точки зрения субъектов миграции капитала различают макроуровень (межгосударственный перелив капитала), статистически отражающийся в платежном балансе стран, и микроуровень – движение капитала внутри международных компаний по внутрикорпорационным каналам.
В послевоенный период наиболее интенсивным регионом миграции капитала становится Западная Европа. Лидирующие позиции по импорту капитала занимает Великобритания. Она фактически захватила львиную долю инвестиций, поступающих в Европу как с Запада, так и с Востока. Здесь в конце 80-х гг. концентрировалось более 40\% все американских активов в странах ЕС. Еще больше – 50\% японских инвестиций также приходится на Великобританию. Ежегодно более 300 зарубежных компаний расширяют инвестиции в английскую экономику. На иностранные фирмы здесь приходится более 20\% произведенной чистой продукции, 15\% занятых, 21\% капитальных вложений обрабатывающей промышленности страны. В то же время эти 300 зарубежных компаний составляют лишь 2\% от общего числа британских фирм.
Крупнейшими экспортерами капитала на Европейском континенте остаются страны ЕС, Скандинавские страны и Швейцария. В свою очередь, США лидируют среди других развитых стран по объемам привлеченных инвестиций и вывезенного капитала. В 1994 г. иностранные фирмы вложили в экономику США 60 млрд. долл. Почти 1/3 внутренних потребностей инвестиций США покрываются за счет импорта капитала. В середине 90-х гг. на долю развитых стран приходилось до 85-87\% мирового импорта заемных средств. При исчислении в процентах инвестиций в ВВП самый большой приток капитала в середине 90-х гг. был в Бельгии и Люксембурге, а крупнейшим инвестором стали Нидерланды.
Крупнейшими чистыми (нетто) донорами капитала в мировой классификации в первой половине 90-х гг. являлись Япония (53\%), Швейцария и Тайвань. А наиболее крупными заемщиками – США (27\%), Великобритания, Мексика и Саудовская Аравия.
Воздействие развитых государств на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала на национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т.п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. В отношении прямых иностранных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов.
Государство использует следующие меры регулирования:
1) методы финансового
2) нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи.
В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов. Главное здесь – защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны.
На местном уровне осуществляется регулирование в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны полномочия, предоставляемые государственным органам по антитрестовскому законодательству. В целом же возможности местных администраций по регламентации деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче опыт по стимулированию инвестиций. Один из важнейших механизмов по привлечению иностранных инвестиций в США – зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств.
Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные штаты США предусматривают: налоговые льготы; субсидии, займы по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информации потенциальных инвесторов.
Важным практическим
документом по регулированию иностранных
капиталовложений является разработанный
в рамках Организации Азиатско-
• транспарентность;
• недискриминационный подход к странам-донорам;
• национальный режим для иностранных инвесторов;
• сочетание инвестиционных стимулов с обеспечением требований о здравоохранении, безопасности и охраны окружающей среды;
• минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;
• отказ от экспроприации инвестиций, кроме как в общественных целях и на недискриминационной основе в соответствии с национальными законами и принципами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации;
• обеспечение регистрации и конвертируемости;
• устранение барьеров при вывозе капитала;
• избежание двойного налогообложения;
• соблюдение иностранным инвестором наравне с собственным национальным законодательством законов, административных правил и положений страны реципиента;
• разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестиционного проекта;
• разрешение споров путем консультаций и переговоров между сторонами либо через арбитраж.
Как свидетельствует практика, политика стимулирования оказывает на привлечение инвестиций меньшее влияние, чем факторы рынка. Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов являются важнейшим критерием в привлечении внешних инвестиций.
Необходимость исследования юридической природы и особенностей договоров в сфере иностранной инвестиционной деятельности на российском рынке определяется рядом теоретических и практических проблем правового регулирования в этой сфере. Во-первых, процесс юридической регламентации условий обеспечения правомерности и результативности договоров с участием иностранных инвесторов находится под сильным влиянием комплекса норм и принципов публично-правового, договорно-правового и международно-правового регулирования, обусловленных глобальными процессами и экономическим прорывом России в мировые лидеры инвестиций. Во-вторых, введение государственного мониторинга инвестиций, бюджетные вливания, страхование инвестиций, лицензирование отдельных видов инвестиционной деятельности повышают ответственность инвесторов на финансовом рынке России при заключении договоров об инвестировании денежных и иных капитальных вложений. В-третьих, современные договорные отношения в сфере иностранной инвестиционной деятельности вызвали необходимость разработки новых теоретических подходов к пониманию на базе российского и зарубежного опыта современной природы инвестиционных правоотношений по поводу обеспечения условий стабильности предоставления и защиты иностранных инвестиций.
Привлечение иностранных инвестиций главным образом зависит от существующего в стране инвестиционного климата, договорно-правового и законодательного регулирования деятельности иностранных инвесторов, правовых гарантий, предоставляемых иностранному инвестору, способов защиты интересов иностранных инвесторов. До недавнего времени наблюдалось постоянное увеличение объемов иностранных инвестиций, поступающих в Российскую Федерацию, которые были несколько снижены мировым финансовым кризисом в конце 2008 года.
О необходимости привлечения иностранных инвестиций говорится в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. и от 10 мая 2008 г.. где одно из приоритетных направлений – стимулирование роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. Вместе с тем, наблюдается «инвестиционный дисбаланс», при котором снижение внешнего государственного долга России сопровождается стремительным ростом внешней задолженности частного бизнеса. Указанные факторы требуют тщательной оценки правомерности договорно-правового регулирования привлечения иностранных инвестиций, когда гарантом по договорам инвестирования при привлечении частных иностранных кредитов выступает федеральный бюджет.
Перспективы экономического роста России связаны с развитием современного национального договорно-правового регулирования привлечения и защиты иностранных инвестиций, заключением новых международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, внесением изменений в действующие международные соглашения Российской Федерации, а также с разработкой типовых соглашений, основанных на общепринятых международно-правовых принципах и нормах. Важным инструментом привлечения частных инвестиций становятся инвестиционные договоры с иностранным участием в сферах, где традиционно доминируют государственные компании и невозможна приватизация.
Активизировавшийся в
начале 70-х годов и набирающий
силу процесс интернационализации
рынков капитала проявляется в постоянно увелич
Международное движение капитала, занимая ведущее место
в международных экономических отношениях, оказывает огромное влияние на мировую экономику:
1. Способствует росту
мировой экономики. Капитал
2. Углубляет международное разделение труда и международное сотрудничество.
Вывоз капитала является одним из важнейших условий формирования и развития международного разделения труда. Взаимное проникновение капитала между странами укрепляет экономические связи и сотрудничество между ними, способствует углублению международных специализации и кооперации производства.
3. Увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными продуктами, между филиалами международных корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.
Играя стимулирующую
роль в развитии мировой экономики,
международное движение капитала вызывает
различные последствия для
К числу последствий для стран, экспортирующих капитал, можно отнести следующие:
– вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций ведет к замедлению экономического развития вывозящих стран;
– вывоз капитала отрицательна сказывается на уровне занятости в стране-экспортере;
– перемещение капитала за границу неблагоприятно сказывается на платежном балансе страны.
Для стран, ввозящих капитал,
положительные последствия
– регулируемый импорт капитала способствует экономическому росту страны-реципиента капитала;
– привлекаемый капитал создает новые рабочие места;
– иностранный капитал приносит новые технологии, эффективный менеджмент, способствует ускорению в стране научно-технического прогресса;
– приток капитала способствует улучшению платежного баланса страны-реципиента.
В свою очередь имеются и отрицательные последствия привлечения иностранного капитала:
– приток иностранного капитала, «подминая» местный капитал, либо пользуясь его бездействием, вытесняет его из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности;
– бесконтрольный импорт капитала может сопровождаться загрязнением окружающей среды;
– импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате выявленных недоброкачественных свойств;
– импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны;
– использование международными корпорациями трансфертных цен ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных сборах.
Последствия международного движения капитала сказываются на социально-экономических и политических целях конкретной страны. Естественно, они различны для развитых и слаборазвитых стран, а также стран с переходной экономикой. Однако в любом случае нельзя уповать на возможность использования только положительных факторов, отсекая отрицательные последствия. Государственная политика должна искать компромиссы, выделяя приоритетные факторы в таком сложном и противоречивом процессе как международная миграция капитала.