Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:03, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Структура национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике
Недостатком нерегулируемого рынка является постепенное снижение конкурентной борьбы, которая является двигателем эффективного функционирования рынка.
С позиции потребителя
она является благоприятным явлением,
но для производителя она
Другой недостаток нерегулируемого рынка заключается в усилении тенденции к неравномерному распределению ресурсов – национального богатства среди населения. Система свободного рынка способствует концентрации капитала у небольшого количества более способного к хозяйственной деятельности населения. Признаваемое и гарантируемое право собственности усиливает имущественную дифференциацию, так как капитал передается по наследству.
Система нерегулируемого рынка не всегда способна адекватно реагировать на сигналы потребителей и производить все необходимые им блага. Производитель принимает решение об эффективности производства определенного блага только на основании соотнесения собственных издержек и прибыли, но не производит оценку издержек для всего общества (например, негативного влияния промышленного производства на экологию и необходимых для его устранения издержек).
Еще одна дисфункция рынка
проявляется в его
Вместе с отрицательными чертами нерегулируемого рынка существенно и его преимущество в обеспечении эффективного распределения ресурсов.
Регулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию.
Внешним источником регулирования
выступает государство или
Неспособность в некоторых
ситуациях рынка к
Объемы, масштабы и эффективность регулирования непосредственным образом связаны с тем, на каком уровне развития находится рынок. На настоящий момент государственное регулирование входит в процесс воспроизводства национальной экономики.
В зависимости от конкретной
ситуации на рынке трансформируются
и задачи государственного регулирования.
Обычно к ним относятся создание
условий устойчивого
Объектами государственного регулирования рынка являются конкретные проблемы, которые возникли или могут сформироваться в процессе функционирования рынка, несущие существенный ущерб уровню жизни населения и экономическому росту.
Основными точками государственного регулирования рынка являются:
1) экономические циклы;
2) структура рынка;
3) обращение и накопление капитала;
4) регулирование уровня занятости;
5) денежно-кредитная сфера рынка;
6) ценообразование;
7) конкуренция;
8) распределение и
перераспределение доходов
9) экология;
10) внешнеэкономические отношения.
В хозяйственной практике ни одной страны невозможно встретить исключительно регулируемый или нерегулируемый рынок. Как показывает опыт, только разумное совмещение элементов свободного рынка и государственного регулирования позволяет стимулировать устойчивый экономический рост и стабильность национальной экономики.
3. Монополия и конкуренция в российской экономике
Государство как один
из ведущих субъектов рынка
Этой проблеме отведено
одно из главных направлений
Основной структурной единицей национальной экономики является рынок. Это структура, позволяющая осуществить эффективное взаимодействие между производителем и потребителем.
Определяющее влияние на его функционирование оказывает общее количество потребителей и производителей, принимающих участие в осуществлении процесса обмена денег на блага. Его характеризует конкуренция – специфический вид взаимоотношений на рынке, цель которого состоит в потребности превзойти другого участника рынка. Она выступает катализатором повышения эффективности функционирования рынка, так как стимулирует, например, повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, посредством улучшения качества, количества предоставляемого блага и уменьшения его цены.
В условиях рынка
конкуренция выполняет
1) регулирование;
2) мотивацию;
3) распределение;
4) контроль.
Конкуренция является действенным
механизмом повышения качества, количества
товаров и услуг при
Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на:
1) интенсификацию научно-
2) поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле;
3) создание условий
для эффективной и
Монополия – это модель функционирования рынка, на котором действует один производитель и множество покупателей блага. В этом режиме конкуренция отсутствует либо сведена к минимуму.
Характерными чертами монополии являются:
1) единственный производитель определенного вида блага;
2) уникальность представленного монополистом блага оно не может быть заменено другим благом;
3) один производитель, контролирующий цену, количество определенного блага;
4) трудность или невозможность
выхода на рынок новых
Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.
Недобросовестная конкуренция в национальной экономике России проявляется в виде:
1) подкупа;
2) шантажа;
3) предоставления заведомо ложной информации потребителю;
4) сокрытия информации
о хозяйственной деятельности
от проверяющих структур
5) заведомого сокрытия дефектов для потребителя;
6) промышленного шпионажа;
7) подделки продукции конкурентов.
На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.
Необходимость создания конкурентной среды – свободы хозяйственной деятельности, перемещения товаров, услуг и финансовых ресурсов – закрепляется Конституцией РФ (п. 1. ст. 8).
Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.
Основы антимонопольной политики закреплены в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятом в 1991 г. Относительно сложившаяся система антимонопольного регулирования была реформирована после кризиса 1998 г., когда стали очевидными ее недостатки. В рамках нее в 1999 г. был существенным образом переработан ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был трансформирован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. С этого времени начинается активное регулирование конкуренции в различных сферах национальной экономики (например, ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).
По причине низкой
эффективности и
Начиная с 2004 г. произошло коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу. Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции. Несмотря на это, в целом государственная антимонопольной политика сохранила свой неактивный характер – идет просто фиксация случаев нарушения конкуренции.
Эффективная и актуальная нормативно закрепленная государственная антимонопольная политика является необходимым условием активного развития национальной экономики и ее структурных преобразований. Наблюдается переход проблемы конкуренции из чисто экономической категории в политическую область, что свидетельствует о необходимости ее подержания на должном уровне в масштабах всего общества. Деятельность же монополистов, безусловно, необходимая в некоторых отраслях, должна все более законодательно регламентироваться прежде всего в интересах потребителя.
Основная литература по курсу «Национальная экономика»
Ананьев А. Н. Новые процессы
в занятости населения в
Андрианов В. Д. Экономический и инвестиционный потенциал. М., 1999.
Базылев Н. И., Гурко С. П. Экономическая теория (макроэкономика). М.: Дис, 2000.
Бильчак В. С., Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград, 1998.
Борисевич В. И. Прогнозирование и планирование экономики. М.: Экоперспектива, 2005.
Брагин Н. И. Государство и рынок. М., 2000.
Бузгалин А. В. Переходная экономика». М.: Таурус, 1999.
Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. М., 2000.
Ведяпин В. И. Общая экономическая теория. М.: Книга сервис, 2002.
Воронин Ю. М. Россия: экономический рост. М., 2004.
Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М., 2000.
Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М.: Прогресс, 2004.