Лекции по "Регулированию рынка труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 15:26, курс лекций

Описание работы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РЫНКА ТРУДА
1 Исторический опыт регулирования рынка труда в индустриально развитых странах
2 Административные и экономические меры воздействия государства на рынок труда
3 Порядок установления минимальной заработной платы в России и за рубежом
4 Границы государственного регулирования рынка труда

Файлы: 1 файл

госрегулир.р.тр..doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Тема: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

РЫНКА ТРУДА

1 Исторический опыт  регулирования рынка труда в  индустриально развитых странах

2 Административные и  экономические меры воздействия  государства на рынок труда

3 Порядок установления  минимальной заработной платы в России и за рубежом

4 Границы государственного  регулирования рынка труда

1 Исторический опыт  регулирования рынка труда

в индустриально развитых странах

Регулирование рынка труда представляет собой сложную систему мер и мероприятий, охватывающих в своем взаимодействии не только сферу занятости как таковую, но практически все элементы экономической системы общества. Регулирование рынка труда может быть рассмотрено как в широком, так и в узком (сугубо прагматичном) смысле этого термина. В соответствии с теорией рынка труда, его регулирование, в широком смысле слова, будет охватывать все процессы, связанные с формированием спроса на труд и его предложения. В узком смысле слова регулирование рынка труда можно рассматривать как систему конкретных мер, направленных на оказание помощи безработным гражданам.

Индустриально развитые страны мира накопили достаточно богатый опыт по регулированию рынка труда. Необходимость  государственного воздействия на развитие социально-трудовых отношений была осознана в начале XX в. Показательным является тот факт, что среди участников рынка труда (государства, предпринимателей и наемных работников) именно трудящиеся сделали первые шаги, противодействующие стихии рынка в сфере труда. Это проявилось в создании первых рабочих объединений, ставших впоследствии основой профессиональных союзов, формировавшихся в течение XIX в. практически во всех индустриально развитых странах. Органы государственной власти обычно не оставались в стороне от самодеятельных рабочих объединений. Примером тому может служить опыт Франции.

В марте 1790 г. руководитель департамента общественных работ Парижа М. де Корсель, отвечавший за производство всех работ в городе, представил городским властям проект об учреждении Биржи труда. Предполагалось, что данная организация, содействующая трудоустройству, будет функционировать под эгидой муниципалитета. Однако вплоть до 1845 г. деятельность по организации бирж труда была приостановлена. В 1845—1851 гг. силами М. де Молинари и М. Дюку был разработан новый проект создания бирж труда, представленный Парижскому муниципальному совету. В содержание этого проекта были включены, в частности, такие статьи:

«Статья первая. Во всех коммунах с  населением в 3000 душ и выше, будут  устроены справочные бюро для собственников и хозяев, которые пожелают заботиться о рабочих, и для рабочих, которые пожелают найти себе работу; подобные же бюро будут устроены и в коммунах с населением ниже 3000 душ, если муниципальные советы найдут это полезным для земледелия и рабочего населения данной местности».

«Статья вторая. Эти бюро будут  находиться под контролем специальных  комиссий, назначенных муниципальными советами и составленных из граждан, известных в торговле, в индустрии и как собственники».

«Статья третья. Эти комиссии будут  наблюдать за тем, чтобы в каждой коммуне имелись особые списки, в которые заносились бы, по категориям отдельных профессий, просьбы о доставлении заработка, имена и адреса рабочих или состоящих на жаловании, имена и жилища хозяев и собственников и сведения о предложении труда».

 «Статья четвертая. В городах  с населением в 20 000 душ и  выше эти комиссии назначают одного или несколько должностных лиц (смотря по значительности города) для ведения этих списков под наблюдением одного из членов комиссии. Эти должностные лица содержатся на счет муниципальных фондов».

«Статья пятая. В городах с населением ниже 20 000 душ списки ведутся секретарями мэрий при помощи членов специально созданных для этой цели комиссий».

«Статья шестая. В городах, где существуют советы экспертов, члены этих советов принимают по праву участие в специальной комиссии».

«Статья седьмая. В Париже учреждается  по одной комиссии на каждый округ и особые бюро для наиболее важных отраслей промышленности.

Общий числовой итог всех внесенных  записей пересылается каждые пятнадцать дней через посредство мэров префекту Сены, чтобы в случае нужды быть опубликованным в интересах промышленности и рабочих классов».

«Статья восьмая. Правила, выработанные специальными комиссиями и принятые муниципальными советами городов с населением в 100 000 душ и выше, представляются на одобрение Министру внутренних дел».

«Статья девятая. Общественная администрация  особой инструкцией определяет способ сношений справочных бюро между собою»1.

Реальное воплощение идеи создания бирж труда было впервые в мировой экономической истории осуществлено в ноябре 1886 г. в Париже. К 1892 г. во Франции существовало уже 14 бирж труда в Париже, Лионе, Тулузе.

Административный персонал первых официальных Бирж труда столкнулся со множеством материальных и моральных трудностей, что задерживали их развитие. Прежде всего, сказывалась их изоляция друг от друга. Биржи не могли обмениваться результатами своего индивидуального опыта и поэтому теряли много времени, средств и усилий на мероприятия, неосуществимость, дороговизна или нецелесообразность которых была уже доказана опытом других организаций. Или, наоборот, мероприятия, которые могли бы привести к великолепным результатам, также долгое время оставались неизвестными в других городах. Поэтому неизбежно должна была возникнуть идея о национальной федерации Бирж труда. И она возникла. Впервые она была высказана в феврале 1892 г. на первом конгрессе представителей Бирж труда в Сен-Этьене. С этих пор Биржи труда по своему числу и значению растут весьма быстро. В 1895 г. Федерация Бирж труда Франции насчитывала 34 Биржи труда, в 1896 г. — уже 46, с 862 региональными и местными отделениями. К сентябрю 1898 г. во Франции функционировала 51 Биржа труда с 947 отделениями. К концу 1900 г. их было 57 и 1065 отделений, которые объединяли более 50% всех промышленных рабочих на французской территории2.

Органами, создаваемыми при Биржах труда, являлись: секретариат, казначейство, архивы и библиотека, бюро по вопросам найма, ведение общего списка безработных, кассы помощи безработным, касса для обеспечения межрегиональных перемещений безработных, отдел по организации профессионального обучения. Каждая региональная Биржа труда имела свой Устав, который должен был соответствовать принципиальным положениям общей Декларации Бирж Труда, принимаемой на конгрессах Федерации.

Органы, создававшиеся Биржами  Труда, делились на четыре категории.

1) Органы взаимопомощи. Они занимались: поиском работы для безработных,  оказанием финансовой помощи, выплатой пособий по безработице, выплатой расходов на переезды безработных из одного региона в другой по направлению или согласованию Биржи, финансовая и другая помощь работающему или безработному при несчастном случае.

2) Просветительная работа: организация  библиотек, справочных бюро по  трудоустройству и профессиональному обучению, юридические консультации по социальным и трудовым вопросам, организация профессионального обучения и общеобразовательных курсов.

3) Пропагандистская работа: распространение  первоначальных знаний по экономике  и статистике, организация объединений и профсоюзов среди рабочих в различных отраслях производства, организация кооперативов и новых рабочих мест и т.д.

4) Органы, в функции которых входило  обсуждение вопросов о возможности и способах ведения и организации забастовок, формирование фондов стачек, способов агитации против законопроектов, тормозящих экономическую борьбу рабочих.

Наиболее важной представляется помощь в поисках работы членам биржи  труда. Это первая из тех услуг, которые  федеративная организация могла  оказать рабочим. Возможность получения работы через биржу труда являлась наиболее действенным средством привлечения новых членов, поскольку большинство рабочих, обращавшихся в частные бюро найма, сталкивались с финансовыми трудностями. Бесплатность услуг бирж труда способствовало их популярности в рабочей среде.

Материальная поддержка безработных  во Франции в конце XIX в. уже не носила характер благотворительности. Поддержка безработных рассматривалась как «оплата долга солидарности», «средство освобождения безработных от необходимости обесценивать свой труд».

Кассы безработицы, состоявшие при  биржах труда, пополняли свои ресурсы за счет субсидий из местных бюджетов, взносов рабочих, сборов на профессиональных собраниях и праздниках. При этом субсидии из местных бюджетов выдавались очень редко, так как муниципалитеты стремились сохранить эти средства для других нужд населения. Поэтому региональные биржи стремились к финансовой независимости путем основания обществ взаимопомощи, которые осуществляли сбор денежных средств и раздачу пособий. Первое такое общество было создано в Бресте в 1898 г.

Значительное распространение  получила также «поддержка рабочих, находящихся в пути», или «дорожная помощь». Это пособие позволяло рабочему, ищущему работу, спокойно прожить несколько дней в каком-либо городе, попытаться найти работу, а в случае неудачи — доехать до соседнего города. Обычай оказывать помощь находящимся в пути рабочим некогда имел своей Целью борьбу с бродяжничеством. Однако наиболее прогрессивные профессиональные союзы, такие как «Главное общество шляпочников» и «Федерация рабочих Ливра», организуя дорожную помощь, имели своей целью не только оградить своих работников от чрезмерной и потому ведущей к понижению заработка конкуренции со стороны безработных, но также и удержать своих безработных от соблазна продавать свой труд по низкой цене. Для предотвращения злоупотреблений, биржи лишь частично выдавали дорожные пособия деньгами, частично же — в виде талонов на обед и квартиру. Однако эта мера не могла в полном объеме предотвратить недобросовестность и рабочих, и организаторов «дорожной помощи», а поэтому Федеральный комитет бирж труда заменил местные разнообразные системы дорожной помощи, применяемые отдельными биржами, общей Коллективной системой, при которой дорожное пособие стало выдаваться только членам профсоюзов с соблюдением ряда ограничений. Рабочий должен быть членом профсоюза не менее трех месяцев, выплатить все причитающиеся на его долю взносы, не оставлять своего рабочего места по собственному желанию. Если же рабочий соглашался на демпинговую оплату своего труда, то он терял право на дорожное пособие.

Национальное рабочее бюро статистики и посредничества по вопросам найма в сентябре 1897 г. обсуждало целесообразность составления ежемесячных информационно-справочных отчетов обо всех колебаниях, которым подвергается спрос на труд и его предложение в каждой бирже. Федеральному Комитету предписывалось собирать, обобщать, анализировать и рассылать соответствующие сообщения по всем биржам. Это послужило основой разработки механизма перераспределения рабочей силы между департаментами и общинами Франции: каждая биржа раз в неделю отсылала отчет о положении труда в своем регионе и в отраслевых профсоюзах региона. Совокупные данные этих отчетов, сообщались в течение 48 часов по всем биржам Франции, что давало им возможность направлять странствующих рабочих в те местности, где они могут рассчитывать на работу, и предупреждать их о местностях, где работы нет.

В начале XX в. во Франции формируются зачатки того, что позже примет вид «общественных работ». Правительство обязалось специально заняться изучением вопроса об организации государственных, департаментских и коммунальных работ с целью внести в них постоянство и методичность, т.е. подготовить такую организацию труда, которая позволила бы вслед за окончанием одних работ немедленно начинать новые. При таких условиях рабочие, теряя свои старые места, не становились конкурентами для тех, кто занят в частной промышленности.

Биржи труда организовывали также  кассы взаимопомощи, которые оказывали поддержку на время болезни или при несчастном случае, потере кормильца, беременности; выдавали беспроцентные ссуды под простое поручительство того профсоюза, к которому принадлежал заемщик. Вспомоществование по болезни выдавалось в течение 30 дней. Эти кассы не ставили условий относительно возраста и здоровья своих участников.

Биржи труда содействовали также  росту культурного и профессионального  уровней наемных работников. Все французские биржи труда в начале XX в. имели свои библиотеки и залы для занятий, а также своеобразные Музеи труда. Некоторые биржи издавали ежемесячные бюллетени, в которых публиковалась информация об их деятельности, сведения о профсоюзном движении в регионе и т.д. Важным делом в этом направлении стала организация образовательных курсов для взрослых, так называемых рабочих университетов. В этих учебных заведениях теоретическое и практическое профессиональное образование могло дополняться и общим. Перечень профессий, по которым осуществлялась подготовка, был достаточно обширен и, в зависимости от региональной потребности в работниках определенных профессий, каждая биржа труда могла дополнить или сократить его. Биржи имели финансовые возможности для привлечения к работе на курсах высококвалифицированных преподавателей, включая университетских профессоров. Деятельность профессиональных курсов имела следующие последствия: она содействовала росту квалификации, и, следовательно, заработков рабочих; способствовала повышению индивидуальной производительности труда; рабочие начинали осознавать свою роль в процессе производства.

Биржи труда накопили достаточно большой  опыт пропагандистской работы в среде рабочих, участвовали в работе профсоюзов. Биржи ставили перед собой задачи изучения общих условий труда в регионе, путей их улучшения, организации различных предприятий на началах взаимности, распространения профессиональных и экономических знаний, организации статистики производства и потребления, воздействия на возникающие на их базе организации в духе своих традиций.

Прогрессивный для конца XIX — начала XX в. опыт Франции по участию органов центральной и местной власти в регулировании стихии рынка труда был достаточно быстро использован в других странах Европы и США.

Конец XIX — начало XX в. охарактеризовался значительным обострением отношений в сфере труда практически во всех цивилизованных странах. Это было вызвано во многом стихийностью процессов, протекающих на рынке труда, отсутствием полноценного трудового законодательства. В результате участники рынка труда оказывались в заведомо неравном положении: обычно работодатели и предприниматели диктовали наемным работникам условия найма. В конфликтных ситуациях государство становилось на сторону предпринимателей, поддерживая их в том числе и силой оружия. Это способствовало усугублению критического положения на рынке труда, наиболее ярко проявившегося в России. Революционные события начала XX в. во многом были спровоцированы нерешённостью социально-трудовых проблем, стихийным формированием отношений на рынке труда.

Информация о работе Лекции по "Регулированию рынка труда"