Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 15:26, курс лекций
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РЫНКА ТРУДА
1 Исторический опыт регулирования рынка труда в индустриально развитых странах
2 Административные и экономические меры воздействия государства на рынок труда
3 Порядок установления минимальной заработной платы в России и за рубежом
4 Границы государственного регулирования рынка труда
Специфические черты, присущие России в сфере труда и обусловленные особенностями ее исторического развития и национального менталитета, во многом способствовали усугублению противоречий между работодателями и наемными работниками, проявившимся в начале XX в. Отсутствие законодательного регулирования трудовых отношений приводило в российской практике к злоупотреблениям со стороны работодателей. Этим объясняется и предельно возможная продолжительность рабочего дня (12—14 часов), широкие масштабы использования женского труда на работах с вредными и тяжелыми условиями, детский труд, низкие ставки заработной платы. Наличие подобных явлений естественным образом подталкивало наемных работников к борьбе за более приемлемые условия продажи своей рабочей силы. Однако государство было не готово к такому повороту событий и во всех случаях трудовых конфликтов поддерживало работодателей, иногда с помощью карательных органов. Такая однонаправленная позиция государственной власти ослабляла позиции наемных работников в трудовых спорах и одновременно усиливала позиции работодателей. Это лишь усугубляло остроту социально-трудовых проблем и делало невозможным достижение компромисса и договоренностей. Крайними проявлениями недовольства наемных работников своим положением в сфере труда стало перерастание экономической борьбы в политическую, и в результате — смена общественного строя и государственной власти в стране. Именно по подобному сценарию развивались политические события в тех европейских странах, правительства которых не стремились к урегулированию социально-трудовых отношений. Только силой оружия власть отстояла свои интересы в Германии и Венгрии в 1918-1919 гг. В это же время наиболее прогрессивные общественные деятели Европы осознали необходимость социального партнерства как одного из главных условий бесконфликтного развития общества. По инициативе и при активном участии социал-демократов стран Западной Европы в 1919 г. создается Международная Организация Труда (МОТ). Ее главными целями провозглашается предотвращение разрешения социальных противоречий революционным путем. Именно опыт революционных потрясений, а также мировые экономические катастрофы первой половины XX в. способствовали переходу к качественно новым отношениям на рынке труда между наемными 3 работниками и предпринимателями: от противостояния и конфронтации к поиску компромисса и путей сотрудничества.
Усилия общественных организаций (МОТ, профсоюзов) по регулированию отношений на рынке труда определенным образом подталкивали правительства стран Западной Европы и США к разработке и принятию законов, способствующих урегулированию трудовых отношений. Но лишь глобальный экономический кризис, поразивший мир в конце 20-х — начале 30-х годов XX в. наиболее ярко продемонстрировал необходимость государственного вмешательства в экономическую жизнь в целом, и в функционирование рынка труда — в частности. Особенностью состояния рынка труда в большинстве экономически развитых стран в этот период были огромные масштабы безработицы, носившей циклический характер. При этом государство не имело практической возможности оказать реальную помощь своим гражданам как по причинам экономического характера, обусловленных системным народнохозяйственным кризисов, так и в связи с отсутствием системы мер воздействия на рынок труда. Именно в период преодоления самого масштабного в истории страны экономического кризиса правительство США инициировало принятие законов, предусматривающих возможность государственного воздействия на экономические процессы, в том числе и в сфере труда.
В современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений Особо следует подчеркнуть, что те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных работников, и предпринимателей. Государство на рынке труда должно выступать в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтения ни той, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным с точки зрения гармонизации социально-трудовых отношений, создания реальных предпосылок, обеспечивающих подлинное равенство сторон на рынке труда.
В системе мер государственного
регулирования рынка труда
— меры по регулированию спроса на труд;
— меры по регулированию предложения труда;
2 Административные и экономические меры воздействия
государства на рынок труда
Воздействие государства на функционирование
рынка труда связано с
Государство регулирует работу рынка труда с помощью как административных, так и экономических рычагов. Огромную роль играет трудовое законодательство страны, определяющее права и обязанности сторон, вступающих в трудовые отношения: работников, работодателей, профсоюзов, союзов работодателей. Законодательно устанавливаются: возраст выхода на пенсию; минимальный уровень заработной платы (не всегда и не для всех); коэффициент повышенной оплаты сверхурочных работ; нормы безопасности труда; льготы отдельным категориям работников (сокращенный рабочий день, преимущества при увольнении, ранний выход на пенсию и т.п.); ограничения по привлечению к труду детей, подростков, беременных женщин и т.д.
Законы страны обычно запрещают дискриминацию в трудовых отношениях, определяют порядок заключения коллективных договоров, регулируют деятельность профсоюзов, в частности, содержат перечень профессий, представителям которой не разрешается участвовать в забастовках. Государство с помощью иммиграционного законодательства регулирует въезд в страну и использование им странной рабочей силы, тем самым влияя на предложение труда тех или иных сегментах национального рынка труда.
Следует подчеркнуть (оговорка, весьма актуальная для России) что государство устанавливает и поддерживает «правила игры» с помощью не только самих законов, но и их эффективного исполнения. Особенно важны механизмы принуждения к исполнению законов. Эффективная правоприменительная практика способна сделать участников трудовых отношений более защищенными, позволяя, примеру, с меньшим риском инвестировать в человеческие ресурсы, заключать трудовые контракты, рассчитанные на долговременное сотрудничество. Государство может предоставлять участникам рынка достоверную информацию, помогающую преодолевать информационную асимметрию и снижать трансакционные издержки. На трудовые отношения могут повлиять меры государственного административного воздействия на другие рынки, например, при антимонопольном регулировании, установлении режима функционирования естественных монополий, ограничении или запрете импорта или иных товаров.
В любом обществе государство с момента возникновения этого политического института играет особую роль в регулировании процессов, происходящих на рынке труда. В соответствии с принятыми правовыми основами в РФ (в частности, ст.5 закона “О занятости в РФ”), госрегулирование направлено преимущественно на содействие занятости населения и предотвращение или сокращение безработицы.
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:
• разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
• правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
• разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
• создание и функционирование государственной службы занятости населения.
Все перечисленные выше положения закреплены ст. 14 Федерального закона о занятости населения в России.
Конкретные меры, формирующие содержание государственной политики содействия занятости населения, направлены на развитие трудовых ресурсов и обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. Среди этих мер существенное место принадлежит: созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержке трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности; содействию развития способностей к производительному, творческому труду (рисунок 8.1).
Рис.1 Основные направления государственной политики на рынке труда
В соответствии с принятыми правовыми основами регулирования государством положения на рынке труда оно призвано обеспечивать:
• социальную защиту в области занятости населения;
• проведение специальных мероприятий, способствующих созданию условий для занятости граждан особо нуждающихся в специальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. К числу таких лиц относятся: инвалиды; граждане, имеющие родственников, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор; молодые люди, не имеющие профессии и впервые ищущие работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста имеют право выхода на пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; дети инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий (катастроф); лица, освобожденные из мест лишения свободы.
На государственные органы по труду и занятости возложено также предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Обеспечение эффективного использования человеческих ресурсов и кадрового потенциала общества в меньшей степени — сфера влияния государственных федеральных и региональных структур. Проблемы эффективной занятости, в первую очередь, компетенция работодателей; за государством должны оставаться функции регулирования общих правил и контроль за соблюдением трудового законодательства со стороны работодателей. Однако в условиях переходного периода к рыночным формам хозяйствования, когда далеко не все законы разработаны или приведены в соответствие с новыми условиями, работодатели могут игнорировать некоторые положения законов и нормативных документов. Поэтому государство должно:
• контролировать соблюдение государственных стандартов в области безопасности, условий и охраны труда;
• поддерживать необходимые уровни оплаты труда в соответствии с затратами на воспроизводство рабочей силы и положениями конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), ратифицированных Российской Федерацией;
• обеспечивать условия для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и нормального осуществления колдоговорных процессов согласования и регулирования социально-трудовых отношений.
Государство правомочно воздействовать на работодателей, если ими допускается нарушение трудовых контрактов, ущемление экономических и социальных интересов работников, ведущих к социальной напряженности и конфликтам, предупреждение и разрешение которых— прямая обязанность государства и его исполнительных органов.
Итак, первым, низовым уровнем системы управления внешним рынком труда выступает муниципальный. Это, как правило, территориальное образование, где функцию управления выполняют органы местного самоуправления. Средним является уровень субъекта Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - равноправных субъектов Российской Федерации). Наконец, самым высоким уровнем считается федеральный уровень.
Федеральным органом исполнительной власти в РФ, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров является Федеральная служба по труду и занятости (приложение 1), которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приложение 2).
Согласно Положению, Федеральная
служба по труду и занятости
Основные принципы работы органов службы занятости населения в России соответствуют международной практике. На рисунке 8.2 перечислены их основные (приоритетные) направления деятельности.
Весьма разнообразными являются меры экономического регулирования трудовых отношений. Они носят прямой или косвенный характер, будучи направлены как непосредственно на рынок труда, так и другие, товарные или ресурсные рынки.