Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 15:26, курс лекций
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РЫНКА ТРУДА
1 Исторический опыт регулирования рынка труда в индустриально развитых странах
2 Административные и экономические меры воздействия государства на рынок труда
3 Порядок установления минимальной заработной платы в России и за рубежом
4 Границы государственного регулирования рынка труда
Во многих странах величина МЗП регулярно пересматривается, при этом ее величина постоянно подтягивается к уровню средней заработной платы, которая растет быстрее, поскольку определяется, как правило, ежегодно и следует за ростом цен и производительности труда. Соотношение между минимальной и средней заработной платой в разных странах колеблется от 40 до 70%. В США оно установлено на уровне 40—50% и распространяется на 90% наемных работников. В развитых странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в 1997 г. это соотношение составляло от 28,8% в Испании до 51,1% в Нидерландах и 55,3% во Франции; в переходных экономиках стран Центральной и Восточной Европы — примерно 30% от средней заработной платы.
Рост МЗП негативно влияет на рынок неквалифицированного труда, но для квалифицированных работников оборачивается выигрышем, так как сопровождается пересмотром всей системы ставок оплаты труда. Не удивительно, что в ряде стран определенные категории трудящихся исключены из сферы применения МЗП, а для некоторых предусмотрены специальные нормативы. Так, американский закон «О справедливых условиях найма» позволяет устанавливать для молодежи, сочетающей работу с учебой, МЗП в размере до 75% от общенационального уровня, а для инвалидов — пониженные ставки минимума в зависимости от уровня производительности их труда.
Таблица 8.1 содержит информацию о порядке установления МЗП в некоторых странах. Видно, что МЗП может быть часовой, недельной и месячной, а для молодежи ее уровень скорректирован в сторону снижения.
Основными критериями для определения размеров МЗП в большинстве стран служат удовлетворение насущных потребностей работника и его семьи (с учетом сложившегося уровня заработной платы, социальных выплат и доходов), объем и темпы роста национального дохода, уровень занятости, платежный баланс страны и т.п. Так достигается компромисс между социальными потребностями населения и экономическими возможностями общества. В ряде стран (Бразилия, Аргентина, Мексика и др.) МЗП, обеспечивающая приемлемый уровень жизни, возведена конституциями в принцип социальной политики.
Во всех странах большое значение
придается соотношению МЗП прож
Введение обоснованного
Правильно определенный уровень МЗП улучшает социально-экономическую ситуацию в стране: увеличивается потребительский спрос, стимулируется развитие производства, усиливается мотивация рабочих, уменьшается чрезмерная дифференциация доходов и снижается напряженность в обществе. Однако введение и повышение МЗП сопровождается побочными эффектами, из-за которых усложняется достижение основной цели — снижение уровня бедности. Помимо увеличения безработицы это еще и рост инфляции в результате увеличения совокупного спроса. Влияние МЗП на рынок труда зависит от ее уровня, сферы применения и степени соблюдения работодателями. Если уровень МЗП слишком низок, то он не станет оказывать влияние на общий уровень заработков и решения, принимаемые участниками трудовых отношений.
В России минимальный размер оплаты
труда (МРОТ) устанавливается
В то же время быстрое повышение МРОТ, не соотнесенное с возможностями экономики и уровнем производительности труда, чревато ростом безработицы среди слабо конкурентных групп работников, увеличением издержек у предприятий, ростом инфляции и падением реальной покупательной способности рубля. Завышенный уровень МРОТ будет представлять собой необоснованно жесткий формальный институт: все-таки административное повышение заработной платы — мера внерыночная, а значит, способная негативно повлиять на эффективность распределения ресурсов в экономике.
Тем не менее, повышение МРОТ необходимо, но оно должно дополнять действие рыночных механизмов. В сочетании со снижением единого социального налога (ЕСН) это приведет к перераспределению доходов и налогов предприятий, так как фонд оплаты труда вырастет за счет прибыли, что, в свою очередь, побудит работодателей приступить к рационализации производства — вначале за счет высвобождения излишних работников, а затем и технического перевооружения.
Увеличение МРОТ легализует часть теневых доходов. Для молодежи и некоторых других слабоконкурентых групп работников возможен, по примеру других стран, понижающий коэффициент. Заработная плата станет выполнять, наконец, свою воспроизводственную функцию. Что касается инфляции, то она лишь на 10—15% связана с ростом заработной платы, к тому же повышение затронет в основном лишь бюджетную сферу. В частном секторе минимальные тарифные ставки значительно превышают МРОТ.
Следует учитывать высокую степень монопсонизации локальных рынков труда в России. Как доказывает теория, в подобных условиях повышение минимальной заработной платы не снижает уровня занятости, а может даже повысить ее. Высокая минимальная заработная плата может внести заметный вклад в борьбу с бедностью. По мнению зарубежных исследователей, минимальную заработную плату в России следует значительно поднять, но она станет более значимым инструментом политики лишь по мере легализации экономики и укрепления системы правоприменения.
Оптимальный уровень МРОТ для стран с переходной экономикой экспертами Всемирного банка оценивается на уровне около 30% от средней заработной платы. Его можно принять в качестве желательного норматива и для России с учетом существующих межрегиональных различий.
Отметим очень важное обстоятельство: низкий уровень минимальной заработной платы в России — это часть более общей проблемы: заниженного уровня оплаты труда в целом в экономике страны.
4 Границы государственного регулирования рынка труда
Рост заработной платы в экономике должен быть связан с качеством человеческого капитала и производительностью труда. Действие рыночного механизма обеспечивает эту связь и способствует адекватной оценке труда. Но для того чтобы рынок труда мог выполнять свою роль (по отношению к каждому конкретному работнику), он должен функционировать, не подвергаясь воздействию внерыночных, в том числе административных, факторов.
Рыночные силы могут проявиться в полном объеме (позволяя выявить связь между уровнем трудового вознаграждения и качеством и производитёльностью труда) лишь при условии, что и рынки других факторов производства (как, впрочем, и товарные рынки) являются достаточно конкурентными. Иначе говоря, монополизация этих рынков, существование на них входных барьеров (административных и экономических), чрезмерное вмешательство государства в экономическую деятельность (налоговое, таможенное, не говоря уже об административном) могут расцениваться как реальные препятствия на пути эффективного функционирования рынка труда. В то же время такое направление государственного регулирования рынка труда, как установление и повышение МРОТ, будучи внерыночным фактором, остается и уместным, и необходимым. Оно может и должно дополнять действие рыночного механизма.
Особенности российского рынка труда предъявляют серьезные требования к государственной политике. Она, во-первых, должна быть направлена на усиление регулирования рынка труда, но при условии, что данный процесс не станет препятствовать гибкости этого рынка, и не будет противоречить базовым принципам экономической свободы. Совершенно необходимым является усиление действенности механизма принуждения к исполнению законов и соблюдению контрактов. Ответственность за их нарушение должна быть настолько ощутимой, чтобы стало выгоднее выполнять законы и контракты, чем нарушать. Правда, есть и другая сторона проблемы, связанная с чрезмерными издержками соблюдения законов. Такие издержки должны снижаться, иначе трудовые отношения никогда не удастся «вывести из тени».
Наведение порядка в трудовых отношениях, которое в России совершенно необходимо, чревато ослаблением их гибкости. Это опасение подтверждает и зарубежный опыт. Так, на Западе в 80-е годы на фоне высокой безработицы ужесточилось трудовое законодательство. Строгому государственному регулированию подверглись процедуры найма и особенно увольнения (сроки уведомления и согласительных процедур, размер выходного пособия). В решении трудовых споров возросла роль профсоюзов. Но все это не привело к желаемым результатам. У работодателей выросли расходы, и им пришлось сокращать персонал. Гарантии занятости, таким образом, пришли в противоречие с требованиями рынка и объективной необходимостью усиления роли трудовой мобильности, способствующей структурным изменениям в экономике.
Исследования западных ученых доказали, что в странах с жестким трудовым законодательством темпы роста занятости оказались самыми низкими, а там, где уровень формальной защиты работников был ниже, удавалось успешнее справляться с шоками и безработицей (особенно длительной). Более успешно решались и социальные проблемы. Не удивительно, что в конце 80-х годов в развитых странах произошел отказ от жесткого регулирования процедуры увольнений, а в качестве приоритетной ставится задача повышения гибкости рынка труда, подразумевающая ослабление прямого вмешательства государства в сферу трудовых отношений.
В России в течение последних 15 лет существовала столь жесткая регламентация процедур найма и увольнения, что реальные трудовые отношения почти полностью оторвались от требований законодательства. Трудовой кодекс РФ лишь ослабил это противоречие. Так, система поддержки увольняемых в России по-прежнему считается очень обременительной для работодателей. Не удивительно, что создано немало способов обхода законодательных барьеров. В их числе — различные возможности «подталкивания» работников к добровольным увольнениям. Не стоит забывать и о том, что излишняя государственная «забота» о работниках, увеличивая издержки работодателей (выплата компенсации за вредные условия труда, затраты, связанные с обучением работников, и т.п.), неизбежно приводит к снижению спроса на труд. К тому же чрезмерная «защищенность» одних групп работников приводит к еще большей незащищенности других групп; рынок труда, таким образом, еще глубже сегментируется.
Поэтому важной задачей государства в современных условиях является последовательная борьба против чрезмерной зарегулированности рынка труда. Государство не должно препятствовать проявлению тех возможностей, которые заложены в конкурентном рыночном механизме. Главная задача государства заключается отнюдь не в том, чтобы лишить нанимателей основных преимуществ гибкости, а скорее в том, чтобы эту гибкость легализовать, институционализировать.
Оптимальное сочетание рыночного
саморегулирования с
Государственная политика на рынке труда в значительной степени определяется общей социально-экономической ситуацией в стране. Поэтому меры, направленные на либерализацию экономики, вступление в ВТО, стимулирование предпринимательской инициативы, снижение налоговой нагрузки на работодателей, совершенствование тарифной политики, реструктуризацию и развитие отраслей экономики и регионов Российской Федерации, модернизацию системы образования, важны не только для развития экономики страны в целом, но и для повышения эффективности функционирования рынка труда.
1 Пеллутье М. История бирж труда. СПб. Голос труда, 1919. С.18—20
2 Пеллутье М. История бирж труда. СПб. Голос труда, 1919. С.112
3 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.- М., 1999.- С.81.
4 Одна из причин заключается в том, что МРОТ в России много лет выполнял расчетные функции, к нему привязаны размеры пособий, налогов, штрафов, сборов. В 1991 г. в соответствии с Законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ МРОТ стал применяться исключительно для регулирования оплаты труда и выплаты пособий, связанных с выполнением трудовых обязанностей. Для определения социальных пособий, выплат, штрафов и т.п. с 1 января 2001 г. используется базовая сумма, равная 100 руб. (как ни странно, ее по-прежнему называют МРОТ).