Лизинг как форма обновления технической базы производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы касается лизинговых операций. В настоящее время различными исследователями сформулировано большое количество определений лизинга, которые относят его к известным различным классическим видам финансово-хозяйственной деятельности. Отдельные авторы определяют лизинг как вид предпринимательской деятельности, другие отождествляют его с инвестиционной деятельностью, третьи рассматривают как хозяйственную операцию. Большинство экономистов идентифицируют лизинг с арендой, некоторые с особой формой кредитования

Файлы: 1 файл

lizing_kak_forma_obnovleniya_tehnicheskoi_bazy_proizvodstva.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

Великобритания

В Великобритании лизинг получил значительное развитие только после 1970 года, то есть после введения налоговых льгот. Компании могли вычитать 100 % инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Эти льготы были существенны только для предприятий с большой доходностью, но косвенно они были доступны и арендаторам. Компания могла воспользоваться налоговыми льготами только в конце отчетного года. Поэтому, если она производила инвестиции в начале года, то ей приходилось ждать некоторое время до получения выгод от этих льгот. Но если она продавала оборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду (при условии, что у лизинговой компании конец финансового года наступал раньше), то косвенные выгоды были получены быстрее. Поэтому лизинговые компании открывают филиалы с разными концами финансового года. Налоговая инвестиционная льгота безвозмездна, она возвращается обратно через налоги на арендные платежи, но тем не менее она предоставляет беспроцентную ссуду, равную 52 % стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора.

В 1984 году правительство объявило, что корпорационный налог будет снижен с 52 % до 35 % к апрелю 1986 года, а 100-процентная льгота первого года будет заменена 25-процентной регрессивной (writing down) льготой (25 % - в первый год, 25 % от остатка - во второй год и т. д.). Изменения происходили постепенно.

Так как корпорационный налог сокращался постепенно, то изменения не сразу сказывались на развитии лизинга. Часть налоговых льгот сохранилась. Это очень выгодно для лизинга в области электронной промышленности. Так, в течение 1 года арендные платежи не облагаются налогом.

В будущем объем лизинга будет зависеть от того, каким будет объем инвестиций, сколько будет компаний с низким уровнем доходов, и как много компаний решат продолжать использовать лизинг для финансирования своих инвестиций.[29]

Австрия

В Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 лет в соответствии с экономически целесообразным сроком службы предмета лизинга. Опцион на покупку или продление не допускается, по истечении срока действия контракта арендатор может заключить новый контракт на аренду предмета лизинга в течение оставшегося периода эксплуатации или вступить в переговоры о покупке.

Как и в ФРГ, в Австрии основой для развития лизинга стал закон о найме. Лизинг в Австрии развивается уже 25 лет. В лизинг сдаются даже детские сады и школы. Для использования налоговых льгот по закону 1984 года необходимо, чтобы срок договора по лизингу не превышал 40% - 90% общего периода использования оборудования, и чтобы объект лизинга был самостоятельной единицей.

Одной из ведущих лизинговых фирм является “Райфайзен лизинг” с участием в ее капитале “Донау банка”. [29]

Италия

Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 году. В настоящее время Итальянская лизинговая ассоциация насчитывает 50 компаний.

Крупнейшая итальянская (компания) лизинговая группа “Локафит” отдает в лизинг рабочий инструмент, землеройные машины, сельскохозяйственные машины, оборудование для офисов, компьютеры,  недвижимость,  транспорт  (автомобили,  самолеты, суда и т. д.)

Одним из учредителей является “Банк Насиональ де Лаворо”. Группа создала совместные фирмы в ФРГ, Франции, США, Испании, Китае, осуществляет операции с Венгрией и Югославией.[27]

Япония

В Японии крупнейшей лизинговой компанией является “Gentury Leasing System”, созданная в 1969 году. Ее оплаченный капитал 1,6 млн. долларов. Она имеет филиалы в Гонконге, Сингапуре, Великобритании. Акционеры: один коммерческий банк, одна торговая и две страховые компании. [27]

Швеция

В Швеции лизинг начал развиваться в начале 60-х годов. Обычно им пользовались маленькие и средние компании. Дело в том, что каждый банк требовал обеспечение по многим своим ссудам. Лизинг облегчил положение, так как кредитор является владельцем оборудования. Поначалу заключались соглашения о повторной покупке, согласно которым поставщик брал на себя обязательство купить обратно оборудование, если клиент не выполнит свои обязательства по лизингу. По мере роста конкуренции между лизинговыми компаниями эти обязательства (по обратной покупке) стали встречаться все реже и реже. Основной срок аренды составляет обычно 3-5 лет, в исключительных случаях до 9 лет.[28]

Франция

Лизинг здесь получил большое распространение, особенно его вид под названием “креди-бай”. В апреле 1967 года была создана первая французская компания “Локафранс”. В настоящее время во Франции развивается лизинг самолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-транспортного оборудования, контейнеров, вычислитель-ной техники, медицинского оборудования, полиграфического, крупного промышленного оборудования.

Рассмотрим лизинг во Франции на примере группы “BNP/Bail”. В нее входят компании “Natio Equipment, “Natio Location”, “Natio Energie”, “Locafinance”, “Natiofail”. Лизинг движимого имущества во Франции начался в 1960 году, а Закон о лизинге был принят в 1966 году. Закон ввел налог на уступку прав на оборудование при перепродаже арендатору (он исчисляется из стоимости оборудования в момент уступки), налог на уступки прав третьему лицу, налог на добавленную стоимость (на разницу между стоимостью по балансу и ценой уступки). “Natio Equipment” предоставляет арендатору право на выбор.

Остаточная стоимость составляет от 1% до 7% первоначальной стоимости. Арендные платежи вносятся 1 раз в месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год. Они могут быть линейными, регрессивными, с наибольшим первым взносом.

Лизинг недвижимости также определяется законом 1966 года. В 1967 году во Франции были созданы Общества по операциям с недвижимостью в сфере промышленности и торговли (СИКОМИ). СИКОМИ имеют форму акционерных компаний с капиталом не менее 10 млн. франков, который должен быть полностью внесен к моменту создания общества. Лизинговым компаниям СИКОМИ предоставляются существенные налоговые льготы: на 85% прибыли освобождение от налога, ускоренная амортизация и т. д.

Таблица показывает разделение лизинговых операций между СИКОМИ и не членами этой системы.

Таблица1.1.

Разделение лизинговых операций между членами СИКОМИ и организациями не являющиеся таковыми.

Количество операций

СИКОМИ

1985 г.

1986 г.

6 первых месяцев 1987 г.

Организации не являющиеся членами СИКОМИ

1135

                   312

1465

                      555

894

                                     275


 

Обычно соглашение по лизингу недвижимости длится 15-20 лет. Объектами могут быть: земля, строения, отделочные работы, система путей сообщения, оборудование, рассматриваемое как недвижимость по своему назначению (лифты и т. д.). Оплата обычно производится прямым регрессивным или смешанным способом. Помимо “BNP” другие банки также создали компании: “Креди Лионэ” - “Смебай”, “Сосьете Женераль” - “Софинбай”.[28]

Обобщая страны Западной Европы, США и Японии можно сделать следующие выводы:

- в основном лизинговыми  операциями занимаются не коммерческие банки, а специализированные компании;

- развитой рынок лизинговых  услуг укрепляет производственный сектор экономики, создавая условия для ускоренного развития стратегически важных отраслей, стимулирует приток капиталов в производственную сферу;

- наличие определенных  налоговых льгот, направленных на  развитие лизинговых отношений.

 

Проанализировав опыт зарубежных стран можно попытаться применить этот опыт в отечественных условиях, учитывая экономическое, политическое и законодательное положение Украины.

Развитие промышленности Украины в условиях рыночной экономики возможно в случае ее традиционного экспорта (металлопрокат, трубы, минеральные удобрения, отдельные виды машин и оборудования) и освоении инновационных продуктов. Однако использование устаревших технологий и оборудования в промышленности со степенью износа на 51,9-56% и удорожание энергоносителей в 1.5-2 раза делает эту проблему не разрешимой без использования новых подходов в ее решении[1,6]. Одним из таких решений может стать лизинг высокотехнологичного импортного оборудования в качестве одного из средств доступа к современным технологиям и освоения на нем конкурентоспособной продукции. [1] На современном этапе имеется потребность в модернизации украинских предприятий, поднятии уровня их технического перевооружения, создании новых рабочих мест. Вследствие применения лизинговых схем для технического оснащения украинских предприятий произойдет увеличение производственных мощностей субъектов хозяйствования, выпуска ими качественной конкурентоспособной продукции, увеличение прибыли и налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

В результате анализа законодательной базы регулирования лизинга можно сделать следующие выводы. Во-первых, Закон Украины “О лизинге” представляет собой весьма мало проработанный документ, регулирующий деятельность нового вида предпринимательской деятельности, направленного на оживление инвестиционных процессов на Украине. Экономические и организационные аспекты лизинговой деятельности в данном законе рассмотрены недостаточно полно. Многие положения закона вступают в противоречие с другими нормативными и законодательными актами. Во-вторых, налоговое регулирование лизинговой деятельности является не эффективным и вместо того, чтобы содействовать развитию, наоборот приводит к тому, что лизинговые операции становятся невыгодными как для лизингодателя, так и для лизингополучателя.[19]

Важной причиной, сдерживающей активизацию лизинга, является отсутствие должной проработки теоретических, методологических вопросов регулирования лизинга, отсутствие досконально проработанной правовой базы лизинговой деятельности. Несовершенная амортизационная политика сдерживает широкое распространение лизинга. Множество рисков, возникающих из-за нечеткости правового регулирования, приводят к тому, что многие предприниматели не используют лизинг в своей деятельности, хотя и знают о его преимуществах. [4]

Существенно сдерживает развитие института лизинга отсутствие четкого представления об экономической эффективности его организации по сравнению с другими инструментами, обеспечивающими воспроизводственные процессы. Проблемой лизингополучателя практически всегда является получение возможности использования необходимого для производственной деятельности имущества. В качестве альтернативных вариантов лизингополучатель может рассматривать оперативный лизинг и аренду, финансовый лизинг и покупку в силу различия между оперативным и финансовым лизингом. [22]

Неопределенность самого понятия лизинга и различная трактовка в разных законодательных актах мешает предпринимателям определить для себя выгодность и эффективность данного инструмента инвестирования средств в производство.

Поэтому в качестве основных направлений совершенствования Закона “О лизинге” можно предложить следующие:

  • расширение контингента возможных участников лизинговых операций;
  • расширение перечня видов имущества, которые могут быть объектом лизинга (включение целостных имущественных комплексов, структурных подразделений предприятий, интеллектуальной собственности, программных продуктов и др.);
  • расширение видов лизинга (включение в перечень форм лизинга сублизинга, косвенного лизинга, разграничение форм лизинга в зависимости от распределения услуг по содержанию объекта лизинга и др.);
  • предоставление участникам лизинга самостоятельности в определении цены объекта и в формировании лизинговых платежей;
  • устранение увязки срока договора с периодом амортизации
  • упрощение процедуры выкупа объекта лизинга;
  • создание условий, стимулирующих лизинговые операции через осуществление ускоренной амортизации, налоговые льготы.

Кроме изменения Закона “О лизинге” необходимо внести коррективы в целый ряд других правовых норм, прямо или косвенно регулирующих условия осуществления лизинга.

Основными направлениями совершенствования использования лизинга в Украине являются пересмотр Закона “О лизинге” и других законодательных актов, регулирующих лизинговую деятельность, проработка теоретических основ лизинга и устранение факторов, негативно влияющих на активизацию лизинга.

Лизинг помог бы осуществить необходимую структурную перестройку Украины в сторону энергоснабжения, как это произошло в экономике США после энергетического кризиса 1974- 1975г.

Украина с помощью лизинга может поднять свою авиастроительную промышленность, исходя из того, что теперь воздушные грузы – самые прибыльные и что государство владеет самым лучшим в мире грузовым самолетом АН-225 «Мечта» и имеет удобное геополитическое положение, которое позволяет контролировать грузовые перевозки по направлениям: Западная Европа – Ближний Восток,  Ближний Восток – Северная Америка, Западная Европа – Дальний Восток. Нужно еще добавить, что Аэрофлот России взял в лизинг 5 аэробусов «А-310», которые дали ему 15% всех валютных начислений. В Украине есть 2 аэробуса «Боинг 737», полностью окупающие себя, но это вызывает недовольство отечественных авиастроителей, т.к. валюта идет заграницу, поэтому нам необходимо брать собственные самолеты.

Информация о работе Лизинг как форма обновления технической базы производства