Лизинг в России. Проблемы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена рядом причин, таких как, например:

- лизинг сравнительно недавний институт, который сформировался в сознании экономического сообщества России и нашел свое отражение в нормативно-правовых актах, регулирующих данную сферу хозяйственных отношений. Впервые понятие «лизинг» было закреплено в Указе Президента РФ от 17.09.1994г. №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»;

Содержание работы

Введение

1 Теоретические основы лизинга

1.1 Сущность лизинга и его значение в развитии экономики

1.2 Виды лизинга

1.3 Субъекты лизинга

2 Лизинг в России: проблемы и пути решения

2.1 Процесс становления лизинговых отношений в России

2.2 Характеристика российского рынка лизинга

2.3 Проблемы лизинга в России и пути решения

2.3.1 Правовое регулирование лизинга

2.3.2 Налогообложение лизинговой деятельности

2.3.3 Недостатки таможенного регулирования лизинговых операций

2.3.4 Прочие факторы, сдерживающие развитие лизинга

2.4 Перспективы развития лизинга в России

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 89.12 Кб (Скачать файл)

 

Отмена вышеуказанной  льготы обусловило ряд негативных последствий. «Во-первых, произошло снижение спроса на лизинг имущества 1- 3 амортизационных  групп (в том числе и на автомобили). По оценке «Эксперт РА», уменьшение спроса на лизинг данного имущества могло  способствовать сокращению рынка на 6—10%. Во-вторых, по действующим договорам  лизингодателям пришлось вручную менять норму амортизации, пересчитывать  для клиентов графики платежей. При  этом возможности пересчета графика  лизинговых платежей в сторону увеличения были минимальны не только согласно условиям договоров, но и в связи с ухудшением платежеспособности клиентов в целом. Лизингодатели, старавшиеся удержать клиентов и сохранить тарифы без  изменений, столкнулись с сокращением  собственной прибыли. В-третьих, отмена ускоренной амортизации привела  к дополнительным расхождениям налогового и бухгалтерского учета в лизинговых компаниях, увеличению налоговой нагрузки за счет роста налога на прибыль, формированию налогового убытка при передаче предмета лизинга в собственность лизингополучателя  по окончании договора лизинга» [43].

 

В 2010 году Минфин предложил  поставить под сомнение необходимость  ускоренной амортизации по всему  остальному спектру имущества.

 

Для максимального использования  лизинга в инвестиционном процессе необходимо вернуть имевшиеся у  него преференции, прежде всего возможность  ускоренной амортизации по всем группам  имущества.

 

Очень сильно мешают неоднозначность  толкования бухгалтерского учета и  сложившаяся практика по зачету НДС. Нормы НК РФ, регулирующие порядок  предоставления вычетов, не определяют, на каких счетах бухгалтерского учета  должно учитываться оборудование, сданное  в лизинг.  Остается спорным вопрос, считать ли лизинговое имущество  для лизинговой компании основным средством  или неким инвестиционным активом, приносящим доход. Позиция же налоговых  органов такова, что правом на вычеты—  для возврата НДС обладает компания, которая учитывает имущество  на счете 01 как основное средство. Для  примера,  «определение Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) от 12.11.2007г. №14805/07 разрешило  проблему оприходования имущества, предназначенного для передачи в  лизинг.  Налоговый орган указал одному из проверенных обществ, что  поскольку приобретенные транспортные средства и оборудование были отражены на бухгалтерском счете 03, это не дает ему права на вычет. Однако ВАС  РФ счел необоснованным вывод налоговой инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на вычет, т.к. нормы НК РФ не определяют, на каких счетах бухгалтерского учета должно учитываться оборудование, сданное в лизинг» [8].

 

Впрочем, несмотря на все  эти позитивные для налогоплательщиков решения ВАС РФ, налоговики продолжают предъявлять претензии, аналогичные  рассмотренным высшей судебной инстанцией.

 

2.3.3 Недостатки таможенного  регулирования лизинговых операций 

 

Таможенного режима, специально предусмотренного только для договоров  лизинга, в российском таможенном законодательстве нет. Существует ряд таможенных режимов, которые позволяют ввозить в  РФ и использовать на территории РФ объекты лизинга, включая возможность  оставления их на территории РФ.

 

Предмет договора лизинга  можно ввезти в соответствии с  таможенным режимом выпуска для  внутреннего потребления  только при условии уплаты всех ввозных  таможенных платежей, а также соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных  законодательством РФ о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности. «При этом ставки таможенных пошлин могут  составлять до 25% от таможенной стоимости  имущества, а НДС- 18%. В этой связи  единовременная оплата таможенных пошлин со всей стоимости оборудования является серьезным препятствием для реализации сделки, особенно если учесть, что лизингополучатель  выплачивает аванс в размере 20- 30% от стоимости оборудования» [21]. После  таможенного оформления товара (предмет  лизинга) в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего  потребления, такой товар выпускается  в РФ для свободного обращения  и приобретает статус российского  товара.

 

Предмет договора лизинга  можно ввезти в соответствии с  таможенным режимом временного ввоза. При этом абзац третий п.1 ст.213 Таможенного  кодекса РФ (ТК РФ) допускает временный  ввоз товаров на срок до 34 месяцев. Временный  ввоз товаров допускается при  одновременном соблюдении следующих  условий:

 

- товары относятся к  основным производственным фондам (средствам);

 

- товары не являются  собственностью российских лиц; 

 

- в отношении временно  ввезенных товаров уплачиваются  периодические суммы таможенных  пошлин и налогов в размере  3% от общей суммы таможенных  пошлин, налогов, подлежащей уплате  при выпуске данных товаров  в свободное обращение на территории  РФ.

 

Таким образом, пользователь временно ввезенными товарами (лизингополучатель) имеет возможность воспользоваться  беспроцентной рассрочкой уплаты таможенных пошлин, налогов на срок до 34 месяцев, с последующим правом выпуска  предметов лизинга для свободного обращения (п.5 ст.212 ТК РФ). На временно ввезенное оборудование предоставлены  льготы в виде периодической частичной  уплаты таможенных пошлин, налогов. Однако следует отметить, что преимущества, получаемые по ТК РФ, все же менее  значительны, чем льготы, предусмотренные  Законом о финансовой аренде. По ТК РФ, рассрочка предоставляется  максимум на 34 месяца, а по Закону о  финансовой аренде на весь срок договора лизинга. При этом на практике срок договора международного лизинга может  составлять более 5 лет.

 

Объект договора лизинга  можно ввезти в соответствии с  таможенным режимом свободной таможенной зоны.  При этом предмет лизинга  может использоваться только в пределах территорий свободных таможенных зон. Однако, специальных мест прибытия в РФ, мест доставки и/или мест таможенного  декларирования товаров, являющихся объектом договора лизинга, таможенным законодательством  не предусмотрено.

 

2.3.4 Прочие факторы, сдерживающие  развитие лизинга 

 

«Первое место среди факторов, сдерживающих развитие рынка лизинга  в России в 2010 году, занял фактор нехватки надежных клиентов» [41]. Можно  отметить достаточно неразвитую систему  оценки рисков лизингополучателя. В  России традиционно этим занимаются банки, у лизинговых же компаний зачастую нет достаточно серьезных соответствующих  подразделений и служб. Детальная  проверка каждого лизингополучателя  ведет к увеличению накладных  расходов лизингодателя, а, следовательно, увеличивает стоимость лизинга, и удлиняет сроки оформления сделки.

 

«Фактор нехватки «длинных» (долгосрочные кредиты) и «дешевых» (низкие процентные ставки за пользование  кредитом) денег в 2010 году занял второе место по значимости» [41]. Средние  и небольшие лизинговые компании в условиях испытывают сложности  с привлечением «длинных» средств, поскольку не обладают статусом первоклассных  заемщиков. Более-менее устойчиво  чувствуют себя лизингодатели, аффилированные с крупными банками (предоставляющими финансирование в необходимых объемах), а также пользующиеся господдержкой.

 

«Фактор доступа к необходимому объему средств опустился на третье место» [41]. Кредитовать лизинговые компании в требуемом объеме не позволяет  норматив Центробанка, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика. Необходимость повышения этого лимита для лизинговых компаний является весьма актуальным вопросом, поскольку большинство из них создано при банках, в которых они и кредитуются. В результате банк, желающий расширить объем лизинговых операций, вынужден создавать еще одну или несколько компаний, что ведет к дополнительным издержкам.

 

«Фактор низкого спроса на лизинговые услуги не потерял свою значимость и занял четвертое  место» [41]. В условиях отсутствия денег  у предприятий, спада производства, а также значительного сокращения инвестпрограмм, услуги лизинговых компаний в указанный момент востребованы крайне низко.

 

«Фактору  высокого уровня удорожания сделки принадлежит пятое  место» [41]. Основным фактором спроса является процентная ставка, на которой рассчитываются лизинговые платежи. Она в последнее  время выросла из-за того, что  инвесторы все больше и больше избегают риска, соответственно лизинговые компании на данный момент могут привлечь более дорогое финансирование, и  то не всегда, ну и затем это отражается на заемщике. Также в условиях нестабильной экономики на спрос на лизинговые услуги влияет и такой параметр лизинговой сделки, как первоначальный платеж. Если до кризиса он имел тенденцию  к снижению, то сейчас вырос, причем существенно. Учитывая, что многие компании на данный момент имеют определенные трудности с ликвидностью и пополнением  собственных средств, то о модернизации своего оборудования, да и еще с  более жесткими условиями сделки, задумываются немногие.

 

«Среди прочих отрицательных  факторов участники лизингового  рынка называют сохранение чрезмерно  консервативных подходов в риск- менеджменте  банков, несмотря на позитивные изменения  в экономике. Следствием этого являются повышенные требования к заемщикам  — как к лизингодателю, так  и к лизингополучателю» [41]. Необходимо признать совершенно справедливыми  претензии коммерческих банков к  низкой капитализации лизинговых компаний. Многие лизингодатели —  лидеры рынка по объемам бизнеса не уделяют  достаточного внимания капитализации  собственных компаний. Безусловно, располагая минимальными собственными средствами, лизинговая компания рассматривается  банком как простой посредник  между ним и конечным получателем  финансовых ресурсов. Такая ситуация фактически не минимизирует, а увеличивает  для банка степень риска по сделке, в виде непрозрачности лизингополучателя, или требует одновременного изучения лизинговой фирмы и лизингополучателя, что серьезно увеличивает расходы  по оформлению сделок.

 

Независимых лизингодателей (не являющихся дочерними компаниями банков или производителей техники) также тревожит значительное усиление конкуренции со стороны государственных  лизинговых компаний.

 

Сохраняется проблема роста  просрочки внесения лизинговых платежей со стороны лизингополучателей, хотя она потеряла свою былую остроту.

 

Определенные трудности  связаны с высокими темпами роста  операционных расходов (аренда офиса, зарплата сотрудников, внедрение комплексной  информационной системы).

 

Немаловажным препятствием являются затраты на поиск высококвалифицированного персонала в условиях дефицита кадров.

 

Непрозрачность многих участников рынка. Основное их количество сосредоточено  в крупных городах, поэтому потребителям, расположенным в отдаленных регионах и в сельской местности, сложно воспользоваться  этими услугами.

 

Многие проблемы развития лизинга обусловлены его «молодостью». Участники российского рынка  финансовой аренды работают относительно недавно, этим объясняется их узкая  специализация на определенных предметах (автотранспорте, подвижного состава, оборудования). Большинство таких  компаний не имеют возможности диверсифицировать  свои риски. А отсутствие длительной истории не позволило им сформировать достаточно большой собственный  капитал, чтобы быть независимыми от внешних источников.

 

К прочим проблемам развития лизинга  можно отнести следующие:

 

- недостаточное  понимание   сущности  лизинга,   его   достоинств  как потенциальными   лизингодателями,   так    и    потенциальными лизингополучателями  (отсутствие  системы  информационного   обеспечения  лизинга,   которое  обеспечивало бы постоянной  и   доступной  информацией  о   предложениях лизинговых услуг);

 

- отсутствие инфраструктуры  лизингового рынка, сети лизинговых  компаний, консалтинговых фирм, которые  обслуживали бы всех участников  рынка;

 

- фактическое отсутствие  системы страхования коммерческих  рисков в лизинговых сделках,  а имеющиеся прецеденты страхования  коммерческих рисков лизинговых  сделок носят пока экспериментальный  характер.

 

- необходимость значительного  стартового капитала для организации  лизинговой компании, поскольку  она приобретает оборудование  у производителя за полную  стоимость, жесткие требования  по обеспечению сделки, когда  помимо залога предмета лизинга  требуется дополнительное ликвидное  обеспечение и (или) поручительство  третьих лиц. 

 

«В случае международного лизинга возникают следующие  проблемы выбора валюты платежа, оценки изменения курса валюты, таможенного  режима лизингополучателя, наличия  соглашений о неприменении двойного налогообложения между странами, защиты прав собственности иностранного капитала» [38].

 

2.4 Перспективы развития  лизинга в России 

 

 

 

Для сохранения положительной  динамики показателей российского  рынка лизинга необходима экономическая  и политическая стабильность в стране.

 

Несмотря на то, что острая фаза мирового кризиса пройдена, еще  довольно длительный период будут ощущаться  его последствия. Значительная часть  предприятий и организаций проводит консервативную политику в части  осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств. Это  обстоятельство, а также негативные правовые аспекты регулирования  лизинговой деятельности, сложности  с финансированием сделок сроком более 3 лет, ухудшение финансового  состояния клиентов сдерживают сегодня  дальнейшее развитие рынка лизинга.

 

В конце мая 2010 года Минфин РФ опубликовал «Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых предлагается поставить под сомнение целесообразность применения ускоренной амортизации  по всем группам имущества. Это означает в данном случае лишение договоров  лизинга имеющихся у них преимуществ. Лизингодатели могут пострадать и от технических особенностей отмены ускоренной амортизации. В частности, в случае принятия соответствующего нормативного акта и придания ему  обратной силы масса лизинговых компаний будут вынуждены провести работу по переоформлению графиков лизинговых платежей, а также пострадают в  результате убытков от увеличения налоговой  нагрузки из-за невозможности ускоренного  списания затрат. Вероятность принятия закона, полностью отменяющего возможность  ускоренной амортизации, пока оценить  трудно. Заинтересованной стороной такой  отмены могут быть Минфин и Федеральная  налоговая служба РФ, предполагая  повышение налоговых сборов. «Минфин  расценивает в качестве двойной  выгоды лизинговых компаний одновременное  существование введенной амортизационной  премии и ускоренной амортизации. Также  появление подобной инициативы может  быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения» [41]. Согласно этому принципу договор финансовой аренды (лизинга) не следует отделять от прочих видов договоров и наделять преимуществами в налогообложении. Важно, чтобы подобные инициативы не реализовывались без соответствующего глубокого анализа последствий, а также, чтобы была обеспечена прозрачность общественной дискуссии по вопросам законодательного регулирования лизинговой отрасли.

Информация о работе Лизинг в России. Проблемы и пути решения