В настоящее время отмена
повышающих коэффициентов к норме
амортизации при лизинге противоречит
курсу страны на модернизацию экономики.
Именно лизинговые компании способны
обеспечивать финансирование проектов
модернизации производственных мощностей,
предоставлять долгосрочные ресурсы.
Для ряда инфраструктурных отраслей
(транспорт, энергетика, связь, сельское
хозяйство) лизинговое финансирование
является основным источником средств
модернизации бизнеса. Кроме того, для
малого и среднего бизнеса лизинг—
практически единственная возможность
получить долгосрочное финансирование,
в котором банки ему зачастую
отказывают.
Высокая степень износа основных
фондов в России означает необходимость
поддержки механизма лизинга
государством. Безусловно, развитие государственных
программ и лизинговых компаний—
это очень правильный инструмент
экономической и промышленной политики.
Но не менее важно сохранить и
простимулировать рыночный сектор лизинга.
«Минэкономразвития планирует
внести изменения в Закон о
финансовой аренде. В частности, поправками
предполагается упростить порядок
изъятия предмета лизинга, узаконить
повторный лизинг, а также ввести
понятие лизинга для физических
лиц» [27]. Ожидается, что новации в
законодательстве приведут к росту
рынка. За счет узаконивания вторичного
лизинга рынок увеличится, так
как по сути это альтернатива кредитованию
под залог основных средств, но с
меньшими рисками для кредитора.
Также изменения порядка взыскания
позволят снизить затраты лизинговых
компаний, что сделает более доступными
их услуги. По проекту Минэкономразвития
поправки упрощают процедуру возврата
предмета лизинга, если клиент неоднократно
нарушит условия договора, тогда
лизинговой компании достаточно только
исполнительной подписи нотариуса,
чтобы изъять предмет лизинга.
Минусов от планируемых законодательных
поправок также достаточно. Изменения
процесса изъятия предмета лизинга—
процедура, предлагаемая взамен существующей,
по своей специфике несколько
сложнее, чем та, что есть сейчас,
это приведет к росту издержек
лизингодателей. Что касается повторного
лизинга, то возможные поправки
открывают поле для широкой трактовки
лизинга, превращая его в некий
механизм аренды, то есть переведет
лизинг из инвестиционного вида деятельности,
действующего на особых условиях, в
сферу аренды или проката. Это
может послужить поводом к
отмене существующих налоговых преференций
для лизингополучателей и сведет
к нулю все преимущества лизинга
как средства обновления основных средств.
«В среднесрочном периоде
рынок лизинга для малого бизнеса
будет расти, но устойчивость этого
роста остается под вопросом в
связи с недостатком у государства
финансовых средств для стимулирования
и преобразования экономики и
инертностью бизнеса» [9].
На фоне неблагоприятных
изменений инвестиционного климата,
общего сокращения деловой активности
государственное вмешательство
и регулирование рынка лизинговых
услуг может сыграть стабилизирующую
роль. Есть два пути такого регулирования.
Первый— связан общей поддержкой
рынка, с предоставлением льгот
и привилегий всем его участникам.
Здесь могут использоваться разнообразные
формы и методы, они включают и
налоговые, и финансовые, и административные
рычаги. К этой же группе следует
отнести и общие меры стимулирования
инвестиционной активности, которые
опосредованно повлияют и на лизинговую
деятельность. Второй путь предполагает
прямое бюджетное финансирование полностью
государственных или государственно
ориентированных лизинговых компаний,
то есть он связан с селективной
поддержкой отдельных участников рынка.
Именно этот вариант по существу и
реализуется. Такая форма поддержки
со стороны государства представляется
оправданной и объяснимой в сложившихся
обстоятельствах, она во многом соответствует
существующим традициям. Однако она
не может оказать существенного
стимулирующего воздействия на рынок
в перспективе. Компании с участием
государства очень зависимы от условий
предоставления и размеров бюджетного
финансирования. Их деятельность не всегда
является эффективной, такие фирмы
не могут быть названы полностью
рыночно ориентированными. Их присутствие
оказывает определенное влияние
на структуру рынка, но не способствует
формированию и развитию конкуренции
на нем. Оживляющую и стимулирующую
роль могли бы сыграть меры, направленные
на поддержку более широкого круга
фирм (независимо от формы собственности
и структуры капитала) или отдельных
видов лизинговых операций.
Прогнозируют, что лизинговой
отрасли в ближайшие несколько
лет будут свойственны следующие
основные черты:
- укрепление позиций компаний
с государственным участием (напрямую,
любо через материнский банк);
- уход с рынка части
мелких лизинговых компаний;
- появление новых участников
лизингового рынка, в том числе
с иностранным участием (например,
стран Азии);
- объем рынка лизинга
в 2011 году вырастет примерно
на 15 - 20%, по сравнению с показателями
2010 года. В дальнейшем тенденция
роста сохраниться, но не большими
темпами, по 30% в год;
- обострятся проблемы
с возмещением НДС;
- в структуре сделок
возрастет роль государственных
учреждений и крупных компаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лизинг традиционно рассматривают
с двух точек зрения, экономической,
как вид инвестиционной деятельности,
и правовой, как вид гражданского
договора. Официальное определение
лизинга или как его еще
называют финансовой аренды дано в
Законе о финансовой аренде: «лизинг
- это совокупность экономических
и правовых отношений, возникающих
в связи с реализацией договора
лизинга, в том числе приобретением
предмета лизинга. Договор лизинга
– это договор, в соответствии
с которым арендодатель (лизингодатель)
обязуется приобрести в собственность
указанное арендатором (лизингополучателем)
или арендодателем (лизингодателем)
имущество у определенного им
продавца и предоставить лизингополучателю
это имущество за плату во временное
владение и пользование».
Экономическое значение лизинга
обусловлено его сущностью и
заключается в том, что путем
привлечения финансовых ресурсов со
стороны субъекты хозяйственной
деятельности, не обладающие собственными
свободными и достаточными денежными
средствами, могут обновлять свой
парк производственного оборудования
(основных средств), обеспечивая тем
саамы рост производительности труда,
повышение конкурентоспособности
выпускаемой продукции (работ, услуг).
Таким образом, лизинг- это инструмент
модернизации экономики в масштабах
всей страны.
В России на законодательном
уровне признан только один вид лизинга-
финансовая аренда, которая в зависимости
от состава субъектов сделки, их
принадлежности к той или иной
стране, подразделяется на международный
и внутренних лизинг. Однако такая
классификация не вполне отражает все
многообразие процессов и форм лизинговых
операций, проводимых в настоящий
момент на территории нашей страны.
Многие участники лизингового бизнеса
заявляют о необходимости узаконивания
таких видов лизинга как оперативный
и возвратный. Более детальной
проработки требует лизинг недвижимого
имущества в части регистрации
сделок с лизинговым имуществом. Также
следует рассмотреть вопрос о
возможности физических лиц пользоваться
услугами лизинга. Сейчас ГК РФ предусматривает
использование лизингового имущества
только в предпринимательской деятельности,
исключая из категории пользователей
обычных граждан, приобретающих имущество
для личных, бытовых нужд. По мнению экспертов,
включение в лизинг граждан смогло бы
обеспечить стабильный рост таких секторов
лизинга как автотранспорт и жилая недвижимость.
Субъектами лизинга или
участниками лизинговой деятельности
являются лизингодатель, лизингополучатель,
продавец (поставщик, производитель) и
необязательная сторона лизинговой
сделки, но возможная- страховщик. Ими
могут быть как юридические, так
и физические лица, за исключением
некоторого условия, указанного выше.
Лизинг в России развивался
этапами. Можно выделить шесть периодов:
- до начала 1990г., который
характеризуется отсутствием специального
законодательства о лизинге и
полным непониманием его как
самостоятельного института бизнеса;
- с начала 1990г. до 1998г.,
который характеризуется появлением
первых нормативных актов, регулирующих
и тем самым признающих существование
лизинговых отношений в России.
К таковым относятся: Указ Президента
РФ от 17.09.1994г. №1929 «О развитии
финансового лизинга в инвестиционной
деятельности»; Постановление Правительства
РФ от 29.06.1995г. №633 «О развитии
лизинга в инвестиционной деятельности»;
Постановление Правительства РФ
от 20.11.1995г. №1133 «О внесении дополнений
в Положение о составе затрат
по производству и реализации
продукции (работ, услуг)…»; Постановление
Правительства РФ от 27.06.1996г. №
752 «О государственной поддержке
развития лизинговой деятельности
в Российской Федерации»; вступление
в силу части второй ГК РФ,
согласно которой лизинг выделен
в самостоятельный вид договора;
- с 1998г. по 2001г. В этот
период Россия присоединилась
к международной Конвенции УНИДРУА
о лизинге, после чего последовали
масштабные изменения законодательства
в целях приведения его в
соответствии с международным
документом и внутригосударственных
нормативных актов. Кроме того
этот период был ознаменован
дефолтом в августе 1998г., который
привел к резкому сокращению
долгосрочного банковского финансирования
и открыл возможность для развития
лизинга как альтернативного
способа финансирования;
- с 2002г. по 2005г. Лизинг
становится массовым инструментом
финансирования реального сектора
экономики;
- с 2006г. по 2007г., который
характеризуется поддержкой лизингового
сектора государством, расширением
рынка и ростом доли автомобильного
лизинга;
- с 2008г. по 2009г., ознаменован
мировым финансовым кризисом, который
сказался и на рынке лизинга,
существенно сократив его объемы.
Собственных денежных средств
для поддержания бизнеса на
докризисном уровне у лизинговых
компаний не хватило, банковский
сектор отказывал в предоставлении
кредитов, значительно выросла просрочка
(задолженность по уплате лизинговых
платежей) со стороны клиентов, что
привело к сокращению количества
участников лизингового рынка;
- с 2010г. лизинговый рынок
демонстрирует уверенный рост, однако
негативные изменения в налоговом
законодательстве, касающиеся сокращения
налоговых преференций, тормозят
темпы развития.
В ходе изучения объекта курсовой
работы был выявлен целых ряд
факторов, препятствующих развитию лизинга
в России. К основным из них и
наиболее часто освещаемых относятся
проблемы недостаточности правового
регулирования финансовой аренды (частично
о них было сказано выше) и проблемы
налогообложения. Что касается первых,
то в целом их можно охарактеризовать
как несоответствие норм потребностям
рынка в урегулировании вновь
возникших форм лизинговых операций.
Закон достаточно узко понимает категорию
лизинга и оставляет без внимания
все многообразие процессов в
данной сфере гражданско-правовых взаимоотношений.
Так, отсутствие требований к сроку
действия договора финансовой аренды
приводит к налоговым рискам и
рискам лизингополучателя/ лизингодателя
в отношении возврата выкупной стоимости
имущества в случае досрочного расторжения
договора. Вторая проблема и, пожалуй,
самая насущная для лизингового
бизнеса- это проводимая государством
политика по отмене налоговых преференций
в целях уравнения условий
для ведения бизнеса для разных
видов бизнеса, что не совсем
соотносится с политикой масштабной
модернизации экономики страны.
Таким образом, назрела необходимость
системных изменений в существующее
законодательство о финансовой аренде,
приведение его в соответствие с
существующими реалиями экономики
и потребностями участников лизингового
рынка. Возможно заимствование опыта
зарубежных стран, где институт лизинга
развит гораздо сильнее и имеет
более длительную историю существования,
нежели в России. В отношении налоговой
политики, следует признать поспешность
выводов чиновников о прекращении
необходимости в поддержании
данного вида деятельности, поскольку
потенциал лизинга только начинают
понимать субъекты предпринимательской
деятельности. Уровень переоснащения
промышленного оборудования желает
лучшего. Подобные кардинальные изменения
требуют учета мнения общественности
и детального анализа всех возможных
последствий, а не одностороннего их
понимание как вариант пополнения
государственной казны.
В перспективе для сохранения
положительной динамики показателей
российского рынка лизинга необходима
экономическая и политическая стабильность
в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конвенция УНИДРУА о
международном финансовом лизинге
[Электронный ресурс] : [принята 28
мая 1988 г.] // Консультант Плюс: справ.правовая
система. Законодательство.
2. Российская Федерация.
Кодексы. Гражданский кодекс Российской
Федерации, часть вторая, § 6 Финансовая
аренда (лизинг) [Электронный ресурс]
: [федер.закон: принят 26 января 1996 года]
// Консультант Плюс: справ.правовая
система. Законодательство.
3. Российская Федерация.
Кодексы. Налоговый кодекс Российской
Федерации, часть вторая [Электронный
ресурс] : [федер.закон: принят 05 августа
2000 года] // Консультант Плюс: справ.правовая
система. Законодательство.
4. Российская Федерация.
Законы. О финансовой аренде (лизинге)
[Электронный ресурс] : [федер.закон:
принят 26 октября 1998 года] // Консультант
Плюс: справ.правовая система. Законодательство.
5. Аналитики: основные
проблемы лизинговых компаний - рост
просрочки и недоступность финансирования
[Электронный ресурс] : all-leasing.ru. –
16.03.2009. - Режим доступа: http://www.all-leasing.ru/analitic/detail/6799/.-
29.12.2010.
6. Актуальные проблемы
лизинговых отношений [Электронный
ресурс] : jourclub.ru. – Режим доступа:
http://www.jourclub.ru/3/68/.- 22.11.2010.
7. Афанасьева М.В. Проблемы
и перспективы развития договора
финансовой аренды (лизинга) в
современной России [Электронный
ресурс] : журнал Молодой ученый,
№1, 2008г. – Режим доступа: http://www.diplomilirist.ru/science-and-useful-articles/problems-and-prospects-of-a-financial-lease-leasing-in-modern-russia.html.-
22.11.2010.