Лизинговые операции и их развитие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение лизинговых операций их развитие в России. В связи с этим будут рассмотрены следующие вопросы:
1. История возникновения лизинга;
2.Сущность и элементы лизинговой операции;
3.Классификация видов лизинга и лизинговых операций;
4.Развитие лизинга в странах Западной Европы;
5.Лизинговая деятельности, пути ее развития в России.

Содержание работы

1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛИЗИНГА………………………………3
2.СУЩНОСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ЛИЗИНГОВОЙ ОПЕРАЦИИ…………….4
3.КЛАССИФИКАФИЯ ВИДОВ ЛИЗИНГА
И ЛИЗИНГОВОЙ ОПЕРАЦИИ………………………………………………9
4.РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В СТРАНАХ
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ……………………………………………………….17
5. ЛИЗИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТИ
ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ…………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И ИХ РАЗВИТИЕ В РОСИИ.docx

— 71.17 Кб (Скачать файл)

 

На примере Франции,  Германии и Италии дадим общую характеристику истории развития лизинга в Европе,  основных субъектов и объектов лизингового контракта.

Во Франции лизинговые операции достаточно быстро завоевали популярность. Этому способствовало введение специального лизингового законодательства в 1966 г., регламентирующего контракты финансового лизинга. До середины 90-х годов объемы операций устойчиво росли, за исключением 1973 и 1979 гг., отмеченных общим спадом инвестиций, вызванным внешними причинами. В начале 80-х гг. они достигали 30 млрд. ЭКЮ. Затем произошел некоторый спад активности, ситуация на рынке характеризовалась крайне высокой степенью конкуренции лизингодателей, такой бизнес перестал быть сверхприбыльным. С одной стороны, лизингодатели были вынуждены совершать сделки с высоким уровнем риска, с другой - рыночная конъюнктура обусловила повышение уровня обслуживания и расширение спектра предлагаемых услуг, что увеличивало затраты.

В настоящее время ситуация стабилизировалась, лизинг во французской экономике - один из финансовых инструментов, завоевавший свою рыночную нишу.

 В структуре лизингодателей  появляются новые, по сравнению с другими странами, участники рынка лизинговых услуг страховые институты, что вполне естественно, поскольку при организации лизинга поиск источников финансирования - одна из основных задач. Независимые фирмы не играют существенной роли, рассматриваемая сфера деятельности во многом контролируется банками .

Основными пользователями лизинга  являются: субъекты предпринимательской  деятельности, и субъекты в сфере  личного потребления  Объектами лизингового договора являются: транспортные средства, промышленное оборудование, компьютеры и др.

Важное отличие лизингового  бизнеса во Франции состоит в  том, что договоры, заключаемые в  сфере личного потребления, также  признаются и рассматриваются как  лизинговые.

Франция - одна из немногих стран, имеющих специальное законодательство по лизингу. Основное его содержание сводится к выделению и описанию видов лизинга, представляющих наибольший интерес для французской экономики. Это:

- «кредитная аренда» (условно  такой тип можно считать разновидностью финансового лизинга). Здесь обязательными являются требования использования объекта лизинга в предпринимательских целях, сохранение права собственности за лизингодателем, наличие у пользователя альтернативы покупки объекта по истечении срока договора, при этом цена определяется с учетом суммы выплаченных платежей;

- «простая поставка», представляющая  собой договор оперативного лизинга без опциона на покупку;

- «поставка с опционом на  покупку», касающаяся операций в  сфере личного потребления. Как  правило, здесь объектами договоров  выступают автомобили;

- лизинг недвижимости.

Все операции, относящиеся к первому  типу, подлежат обязательной регистрации в местных органах власти, в результате чего пользователи не могут умышленно искажать свои финансовые характеристики.

Интересная особенность французской  лизинговой практики - особая поддержка  лизингодателей, деятельность которых  касается объектов, связанных с:

 а) энергосберегающими технологиями;

б) разработкой новых источников энергии;

в) «восстановлением» запасов месторождений полезных ископаемых. Иногда сюда включается и ориентация на некоторых зарубежных пользователей. Такие лизингодатели имеют льготы при начислении амортизации и по налогообложению (в части местных налогов). Данная система представляет собой своеобразное стимулирование развития лизинга в приоритетных для государства отраслях.

 В Германии более 1300 компаний занимаются в настоящее время лизинговым бизнесом, при этом только чуть более 100 из них играют сколько-нибудь заметную роль на рынке лизинговых услуг. Подавляющая часть фирм, специализирующихся в этой области, объединена в Федеральную ассоциацию. Лизинг здесь, так же как и в других европейских странах, стал популярной формой финансирования в начале 60-х годов, его объемы все время устойчиво росли и достигли в начале 90-х годов уровня 12 млрд. ЭКЮ (эта оценка не включает данные по бывшей ГДР).

Так же как и во Франции, в Германии лизинг охватывает и сферу личного потребления, хотя доля таких сделок мала. Среди лизингодателей выделяется несколько видов, типичных для европейской практики. Это компании принадлежащие фирмам-производителям, банкам, и небольшие независимые фирмы. Основную часть рынка контролируют первые две категории, но и некоторые независимые предприятия занимают видные позиции .  Объектами лизингового договора являются: автомобили, компьютеры и офисное оборудование, транспортные средства, промышленное оборудование, корабли, самолеты железнодорожное оборудование и др.

Нормативное регулирование лизинга  ограничивается Гражданским кодексом, определяющим данный вид деятельности как операцию, в результате которой «реальным» и «коммерческим» собственником (это специфические термины немецкого законодательства) остается лизингодатель. Если объект числится на балансе пользователя, операция считается кредитной. Некоторые особые ограничения накладываются на деятельность компаний, занимающихся поставками по лизингу компьютеров с программным обеспечением.

Если лизинговая фирма контролируется банком или его подразделением, то ее финансовая отчетность ведется в рамках процедур обычных для финансовых институтов.

Интересны понятия «экономическая собственность» и «экономический собственник», используемые в Германии (как и  в некоторых других странах). Экономический собственник - это хозяйствующий субъект, который, действуя согласно положениям Гражданского кодекса, может отстранить реального собственника объекта от его использования. Следует отметить, что эти категории появились далеко не в связи с развитием лизингового бизнеса, но именно в его рамках особенно важно четкое их определение. С одной стороны, «экономическим собственником» должен быть лизингодатель. С другой стороны, пользователь в договорах финансового лизинга в течение длительного периода времени эксплуатирует объект, получая в результате этого прибыль, он же учитывает и большую часть рисков. Данное противоречие было устранено в процессе развития лизинга. С 1970 г. действует специальное решение Федерального бюджетного суда, не являющееся законом, но регулирующее лизинговый бизнес в части расчетов с бюджетом. Согласно этому документу пользователь считается «экономическим собственником» объекта, если:

- срок лизинга меньше нормативного  срока службы оборудования и  пользователь имеет возможность  продлить договор или выкупить  объект;

- срок службы и период лизинга  близки (т.е. имеет место операция  финансового лизинга);

- объект лизингового контракта  изготовлен специально для конкретного пользователя и ориентирован именно на его нужды.

В Германии принимались и некоторые  другие распоряжения, определяющие конкретные виды лизинга: лизинг с полной выплатой стоимости объекта, с неполной выплатой, лизинг с опционом на покупку и без него. В целом все документы имели направленность на устранение неясностей и неточностей, возникающих в лизинговой практике.

В Италии насчитывается более 100 лизинговых компаний, большинство из которых - мелкие фирмы, не оказывающие реального  влияния на ситуацию на рынке. В стране созданы две ассоциации, объединяющие лизингодателей.

Впервые в практику хозяйствования лизинговые операции были введены в 1961 г. итальянским отделением корпорации American Industrial Leasing. Как и в других странах, на начальном этапе подавляющее большинство сделок контролировалось банками, тем не менее, роль лизингового финансирования в это время была невелика. Резкий скачок наступил в середине 70-х годов и был обусловлен ростом инфляции, сложностями получения кредитов, определенными налоговыми преимуществами, предоставляемыми лизингодателю. Объем лизинговых операций в течение 25 лет устойчиво рос, достигнув в конце 80-х годов уровня, близкого к 14 млрд. ЭКЮ. В 1988 г. с принятием нового налогового законодательства льготы перестали действовать, лизинговые фирмы, образованные на волне конъюнктурного спроса, ликвидировались или реорганизовывались. Наступил спад лизинговой деятельности, явившийся следствием общего снижения объемов инвестиций. В меньшей степени при этом пострадали операции рыночного лизинга. Поскольку в отрасли действует большое количество малых фирм, активно идут процессы их слияний и поглощений.

Основные лизингодатели те же, что  и в других странах: филиалы банков, представительства производителей (занимающиеся главным образом лизингом компьютеров и автомобилей) и независимые фирмы. Первые два типа полностью доминируют на рынке, особенность состоит в том, что, как правило, услуги оказывают не подразделения банков и изготовителей, а специально созданные, контролируемые ими единицы.

В Гражданском кодексе нет строгого определения лизинговых контрактов, однако упомянуты договоры оперативного, финансового и возвратного лизинга. Специальное законодательство отсутствует, лизинговые фирмы в настоящее время никаких налоговых льгот не имеют.

Несмотря на наличие в каждой стране определенных национальных особенностей развития лизинга, можно выделить определенные закономерности данного процесса .

После «импорта» из Америки лизинг какое-то время используется очень  ограниченно (этот период составляет в  среднем около пяти лет), затем наступает резкий всплеск лизинговой активности, спровоцированный общим экономическим развитием и инвестиционным законодательством, далее следуют спад и вновь рост, в результате которого объемы лизингового финансирования достигают «нормального» уровня. В странах с развитой рыночной экономикой около 30 % всех инвестиций - это инвестиции, связанные с лизингом, такой уровень мы и считаем «нормальным».

Опыт других стран подтверждает необходимость прямого или косвенного стимулирования лизинговой деятельности со стороны государства, выделения первоочередных направлений его развития. Однако, как правило, такие меры имеют общую инвестиционную направленность и действуют лишь на определенном начальном этапе развития лизингового бизнеса, выполняя функции своеобразного катализатора. Основные рычаги государственного воздействия - это амортизационное и налоговое законодательство.

Наличие специального лизингового  законодательства не является обязательным условием успешного развития лизинга. Как показывает зарубежная практика, одни страны (например, Франция) имеют законы о лизинге, другие - нет. Наиболее яркий пример эффективного лизинга, не подкрепленного специальной правовой базой, - опыт США. Обобщая рассмотренную практику, можно выделить ряд особенностей субъектов и объектов лизинга. К основным пользователям услуг лизинга относятся фирмы, занятые в промышленности, сфере услуг, правительственные структуры и органы местного самоуправления. Наиболее типичные объекты - промышленное оборудование, компьютеры, транспортные средства, суда и самолеты. Лизингодатели - это фирмы, в разных формах контролируемые банками или производителями оборудования и независимые предприятия. Важное место в лизинговой практике занимает оперативный лизинг. В периоды общего спада именно эта форма выполняла стабилизирующие функции.

На современном этапе развития рынка лизинговых услуг большая  часть лизинговых фирм объединяются в различные национальные и международные объединения и ассоциации, которые располагают реальной информацией о развитии лизинга и способствуют ему.

Завершая обзор опыта появления и развития лизинга в Западной Европе, можно выделить основные определяющие факторы:

- готовность пользователей к  восприятию идеи временного владения  без перехода прав собственности  - этот фактор был значимым  в период раннего лизинга в  древние времена;

- развитие НТП, быстрая смена  типов оборудования - этот фактор  определял, на наш взгляд, использование лизинга в средние века;

- развитие рыночной инфраструктуры, создание сложных технологий  финансирования;

- факторы внешней среды, государственное  стимулирование инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов - этот фактор, как и предыдущий, очень важен на современном этапе развития лизинга.

Для оценки перспектив и особенностей развития лизинга в России может быть полезен опыт зарубежных стран (Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

5.ЛИЗИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

 

Прежде чем рассмотреть  пути развития лизинговой деятельности в России, необходимо изучить состояние  рынка на сегодняшний день.

На данном этапе российский рынок лизинга быстро растет - почти в два раза быстрее ожиданий лизингодателей (прирост новых сделок за 1 полугодие 2012 года – 34%). Однако дальнейшее развитие может быть ограничено растущими ставками по кредитам (за последние 12 месяцев ставки для заемщиков увеличились в среднем на 1-2%) – как из-за сомнений в макроэкономической стабильности, так и вследствие изменений банковского регулирования. И если на макроэкономику лизинговые компании повлиять не могут, то предпринять меры для соответствия меняющимся требованиям банков им под силу. В частности, избежать повышения процентных ставок им может помочь получение рейтинга кредитоспособности.

Прирост новых лизинговых сделок за январь-июнь составил 34%, хотя участники рынка ожидали темпы  прироста не выше 20% по итогам всего  года. За 1 полугодие 2012 года лизингодатели  заключили новых контрактов на сумму 712 млрд. рублей - в 8 раз больше, чем в 1 полугодии кризисного 2009 года. Однако нужно отметить, что высокие темпы роста во многом обеспечены лидером рынка – ВЭБ-Лизингом. Без учета сделок компании прирост показателя по рынку составляет только 10,3%4 (Приложение 2)

Несмотря на то, что основным локомотивом роста рынка остается железнодорожная техника (на нее  пришлось 55% новых сделок), остальные  сегменты рынка росли сопоставимыми  темпами (Приложение 3). Темпы прироста лизинговых сделок в целом по всем сегментам без учета ж/д техники составили 30% . На втором месте легковой и грузовой автотранспорт . Не смотря на рост рынка в целом, за первое полугодие 2012 в абсолютном выражении сократились 20 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых  «Экспертом РА» (Приложение 4).

Информация о работе Лизинговые операции и их развитие в России