Лизинговые операции и их развитие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение лизинговых операций их развитие в России. В связи с этим будут рассмотрены следующие вопросы:
1. История возникновения лизинга;
2.Сущность и элементы лизинговой операции;
3.Классификация видов лизинга и лизинговых операций;
4.Развитие лизинга в странах Западной Европы;
5.Лизинговая деятельности, пути ее развития в России.

Содержание работы

1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛИЗИНГА………………………………3
2.СУЩНОСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ЛИЗИНГОВОЙ ОПЕРАЦИИ…………….4
3.КЛАССИФИКАФИЯ ВИДОВ ЛИЗИНГА
И ЛИЗИНГОВОЙ ОПЕРАЦИИ………………………………………………9
4.РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В СТРАНАХ
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ……………………………………………………….17
5. ЛИЗИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТИ
ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ…………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И ИХ РАЗВИТИЕ В РОСИИ.docx

— 71.17 Кб (Скачать файл)

Лизинг зданий и сооружений занимает невысокую долю на рынке  лизинга - около 2,1%, в то время как  доля лизинга недвижимости в европейских  странах в среднем составляет 17% данного рынка.

 Основным сдерживающим  фактором для российских лизингодателей  являются сложности с правами  собственности на земельные участки,  которые по действующему законодательству  не могут выступать объектом  лизинга. Это осложняет привлечение  финансирования в такие сделки, притом что привлечь финансирование  на длительные сроки и без  того трудно.

В российской практике лизинг промышленных комплексов пока не получил  достаточного распространения. Систематически такие сделки осуществляет лишь "Росагролизинг", передающий в лизинг животноводческие комплексы в рамках приоритетного нацпроекта "Развитие АПК", и компания "Авангард Лизинг", построившая несколько заводов. Некоторые компании осуществляют такие сделки эпизодически.

 Лизинг энергетического  оборудования сдерживается незавершенностью  реформы РАО ЕЭС, хотя потенциал  этого направления очень велик,  учитывая высокий уровень износа  энергетических фондов и заявленное  президентом стремление сделать  Россию ведущей энергетической  страной. Лизинговые компании  имеют опыт успешных сделок  с энергетическим оборудованием,  в частности была проведена  крупнейшая сделка по поставке  компанией "ИР Лизинг" Бурейской ГЭС гидравлических турбин и гидрогенераторов на сумму 59 млн. долл.

 Еще два сегмента  с хорошим потенциалом, практически  неразвитые сейчас, - это лизинг  медицинского оборудования и  оборудования для ЖКХ. Сдерживающим  фактором для развития этих  сегментов в России является  ограничение в Законе о лизинге,  указывающее, что предмет лизинга  может использоваться только  в предпринимательских целях.  Следовательно, государственные организации, которые могли бы стать основными реципиентами этих лизинговых инвестиций, не имеют права осуществлять такие сделки. Потенциально государственные организации представляют собой интересный сегмент для лизингодателей (по широкому спектру предметов лизинга), притом что эти организации имеют предсказуемые денежные потоки. Такая практика распространена в большинстве развитых стран. В Германии, например, на государственные организации приходится 5% всех лизинговых сделок (2,36 млрд. евро).5

 Согласно результатам  исследования DISCOVERY Research Group рынок платных медицинских услуг растет в среднем на 25 - 30% в год. По прогнозам аналитиков, темпы роста сохранятся в течение ближайших 3 - 5 лет. Ежегодно в стране открывается множество платных медицинских клиник и центров. Таким образом, спрос на медицинское оборудование со стороны коммерческих организаций сохранится на высоком уровне. В значительной мере его можно удовлетворять с помощью лизингового финансирования.

 Еще одно потенциально  сильное направление - лизинг  информационных технологий и  программного обеспечения. В России его развитие сдерживается во многом тем, что программное обеспечение не является материальным активом, а поэтому в соответствии с законодательством не может становиться объектом лизинга. Кроме того, в нашей стране пока менее развита культура приобретения лицензионного программного обеспечения.

В 1 половине 2012 года существенно  увеличилась доля Москвы в структуре  заключенных новых сделок - с 44,3% она выросла до 55 .Тем не менее, появление такого дисбаланса довольно условно (Приложение 5). В частности, это объясняется заключением ряда крупных сделок по лизингу железнодорожной техники. Хотя формально эти суммы отнесены к московским сделкам (по месту расположения клиента), в действительности поставляемое оборудование будет распределяться по разным федеральным округам. Без учета этих сделок доля Москвы в новом бизнесе за 1 полугодие 2012 составляет около 36%.

Как видно, по итогам наблюдения, российский рынок лизинга довольно успешно развивается. Но успешное развитие рынка может быть заторможено обострившимися проблемами фондирования. Нестабильность на рынках стран еврозоны и колебания мировых цен на нефть обусловили повышение стоимости заемного финансирования. Среди участников исследования 73% компаний отметили удорожание заемных средств за последний год. Кроме того, компании попадают между двух огней: ужесточение требований ЦБ вынуждает банки повышать дисконты по залогам, а рост конкуренции на лизинговом рынке заставляет лизингодателей снижать размер аванса. В результате лизинговые компании вынуждены вкладывать все больше собственных средств в реализуемые сделки.

В условиях нестабильности на международных рынках капитала большинство  отечественных лизингодателей ориентируются  на привлечение средств, преимущественно внутри страны. Этим можно объяснить отсутствие роста популярности МСФО в прошедшем году: число лизинговых компаний, составляющих отчетность по МСФО, в 2011 году не изменилось и составило 34 (по оценкам «Эксперта РА»). При этом в предыдущие два года их число сокращалось – в 2009-м их было 37, а в 2008-м – 42.6

Кроме того существуют еще  ряд проблем от решения которых  зависят пути развития лизинга: несовершенство налогового и лизингового законодательства, регулирование возврата НДС, развитие инфраструктуры лизингового рынка.

В зависимости от успехов  в проведении необходимых лизинговому  сектору преобразований и макроэкономической ситуации выделяют  несколько путей развития лизингового:

1. Оптимистичный сценарий  прорыва-предполагает быстрый рост качественных и количественных характеристик до уровня, адекватного потребностям экономики. При осуществлении такого сценария развития предполагается удлинение экономического цикла на рынке лизинга с одновременно высокими темпами прироста объемов деятельности.

2.Иннерционный сценарий - ключевые ограничения, как в сфере нормативной базы, так и в сфере расширения предложения услуг со стороны лизингодателей сохранятся, хотя макроэкономические условия, как в России, так и в мире в целом останутся благоприятными. Это сделает невозможным удовлетворение потребностей российских экономических агентов в адекватном лизинговом финансировании силами российских лизинговых компаний.

Основная причина реализации инерционного сценария - медленная  реализация мер, необходимых для  развития лизингового рынка. При  осуществлении такого сценария развития на рынке сохранится экономический  цикл длительностью около пяти лет  со средними темпами прироста рынка 15-25%.

3. Кризисный сценарий - реализуется при условии, что в течение 2009-2020 гг. не реализуются меры по улучшению нормативного и фискального регулирования лизинговой деятельности, а также происходит ухудшение конъюнктурных факторов (сокращение доступа лизинговых компаний к рынкам капитала, увеличение стоимости заимствований и так далее). При этом на рынке будут существовать короткие циклы экономической активности (длительностью 2-3 года) и низкие темпы прироста объемов деятельности (10-20%).

Исходя из прогноза Министерства экономического развития РФ объема ВВП  России на 2020 год в размере 153,6 трлн. руб., можно оценить предполагаемый вес лизингового сектора в экономике России при реализации различных сценариев развития.

Для реализации оптимистичного сценария развития рынка лизинга  необходимо, как минимум, предпринять  следующие меры:

1. Решение проблемы возврата  НДС.

Для этого целесообразно  введение для лизинговых компаний уведомительного  характера зачета НДС, а не разрешительного. Предоставить право налоговым органам  предъявлять претензии по зачету НДС только по результатам проведения последующих проверок, если при этом будет выявлен факт неправомерного зачета НДС.

2. Синхронизация действий  Министерства Финансов с действиями  ФНС, в частности, автоматическое  принятие сотрудниками налоговых  органов писем МинФина без сопроводительных писем самой ФНС.

3 Введение в законодательство  понятия оперативного лизинга  и придание ему правового статуса.  Для этого как минимум необходимо:

а) В Закон "О лизинге" внести понятие "лизинга с неполной амортизацией (оперативный лизинг)", установив при этом минимальную  границу возмещения затрат лизингодателя  посредством начисления амортизационных  отчислений у одного лизингополучателя (на уровне, например, 40%);

б) Предоставить лизингодателю  возможность перемещения предмета лизинга от одного лизингополучателя  к другому как при вынужденном  прерывании договора финансового лизинга, так и при договоре с частичной  амортизацией предмета лизинга.

4 Стимулирование лизинговых  компаний к наращиванию собственного  капитала (например, путем освобождения  от налогообложения суммы прибыли,  направляемой на увеличение уставного  капитала; а в будущем возможно  и введение требований к достаточности  капитала).

5. Устранение в законодательстве  разногласий в определении понятия  выкупной стоимости предмета  лизинга.

6. Сокращение объема отчетности  лизинговой компании и бумажного  документооборота с государственными  регистрирующими и контролирующими  органами.

7. Стимулирование лизинговых  компаний к повышению прозрачности  деятельности, сотрудничеству с  организациями мониторинга и  рейтинговыми агентствами.

8. Разработка нормативной  базы по регулированию вопросов государственной регистрации договоров лизинга недвижимости, не входящей в противоречие с другими нормами регистрации прав на недвижимое имущество.

9. Разработка и внедрение  системы государственной регистрации  прав на воздушные суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании заданных целей в данной работе было рассмотрено: пути развития лизинговой деятельности в России, сущность и элементы лизинга, история возникновения и развития лизинга в странах Западной Европы.

Лизинговый рынок в  России является основным инструментом долгосрочных инвестиций в обновление основных фондов экономики. Дефицит  долгосрочных инвестиций сейчас не способны в полной мере восполнить ни банки, ни другие финансовые институты. Для  целого ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств  модернизации бизнеса. Перебои в  работе таких отраслей означают угрозу жизнеспособности экономики.

Кроме того, для малого и  среднего бизнеса лизинг - практически  единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором  банки ему зачастую отказывают. При  этом малый бизнес является основой  для динамичного экономического развития, важным инструментом диверсификации экономики и повышения конкурентоспособности  страны.

Экономический кризис существенно  снизил возможности лизинговых компаний по привлечению финансирования и  заключению ими новых сделок. Для  национальной экономики это более  сильный удар, чем даже кратковременная  приостановка банковского кредитования. Приостановка процессов модернизации экономики означает быструю потерю не только текущих, но и будущих конкурентных преимуществ национальных производителей, переориентацию всей экономики на «догоняющее» развитие.

Высокая степень износа основных фондов в России и необходимость  поддержки малого бизнеса как  драйвера развития экономики, обуславливают  необходимость принятия срочных  мер для восстановления полномасштабного функционирования лизинговой отрасли. Лизинг как основная форма инвестиций в модернизацию экономики, должен стать главным инструментом промышленной политики государства.

Поэтому для развития рынка лизинга необходимо, как минимум, предпринять следующие меры: решетить проблемы возврата НДС, ввести в законодательство понятие оперативного лизинга, устранить разногласия в законе в определении выкупной стоимости и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Горемыкин В.А. Лизинг [Текст ]: Практическое учебно-справочное пособие – М.: ИНФРА-М, 2006. -30 с.

2. Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Банковское дело [Текст]: учебник/ под ред. Лаврушина О.И.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: КНОРУС,2009-768 с.

3. Трушкевич Е.В., Трушкевич, С.В. Лизинг [Текст ]: Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2001. - 224 с

4. Улыбина Л.К. Основные  направления развития лизинговых  компаний в России // Л.К. Улыбина,  И.В. Эстрик // [Текст ] Финансы и кредит. – 2007. №28. – с. 49-51.

5.Шабашев В.А.,Федулов  Е.А., Кошкин  А.В.,  Лизинг: основы теории практики [Текст ]:учебное пособие/под ред. Подшиваленко Г.П.-2-е изд.-М.:

КНОРУС, 2005.-184 С.

6. Лизинговое финансирование  на современном российском рынке  / Т.Ф. Байтемиров // Деньги и кредит.-2011.- №9

7. Лизинг в России: цифры  м факты/ В.Д. Газман // Финансы. 2005.-

№ 28.

8. Прогноз развития российского  рынка лизинга / В.В. Кашкин // Банковское дело. – 2007. - №8

9.Развитие лизингового  бизнеса России и его концентрация / В.Д. Газман //Экономический журнал вшэ.-2005.- №4

10. Развитие рынка лизинга  в России: факторы и тенденции/  Е.Б. Скрынник// Российский внешнеэкономический вестник.2007.-№6.

Информация о работе Лизинговые операции и их развитие в России