Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:19, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрена тема: «Макроэкономические проблемы государственного долга». Курсовая работа содержит: введение, заключение, 4 главы и 11 параграфов. В данной работе мы рассмотрели экономическую прибыль, как цель каждой фирмы. Проанализировали как фирмы при совершенной и несовершенной конкуренции максимизируют свою прибыль. Рассмотрели условие максимизации и рыночного равновесия фирм.
Введение………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Бюджетный дефицит и государственный долг………………………...6
1.1. Основные определения, показатели………………………………………..
1.2. Причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличение государственного долга…………………………………………….………..
1.3. Первичный дефицит государственного бюджета и механизм воспроизводства долга………………………………………………………..
Глава 2. Проблемы государственного долга………………………………………...17
2.1. Традиционная точка зрения на государственный долг……………………..
2.2. Рикардианская точка зрения на государственный долг……………………………………………………………………………..21
2.3. Потребители и будущие налоги………………………………………………..
2.4. Измерение дефицита государственного бюджета………………………………
Глава 3. Государственный долг и дефицит платежного баланса…………………..
3.1. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью…………………………………………………………………
3.2. Механизмы сокращения внешней задолженности……………………………
Глава 4. Государственный долг в России…………………………………………….
4.1. Состав и причины государственного долга РФ………………………………
4.2. Стратегия управления государственной задолженностью, ее сокращение в РФ………………………………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………....…46
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Южно-Уральский
Факультет экономики и управления
Кафедра «Экономической теории и мировой экономики»
Макроэкономические проблемы государственного долга
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Макроэкономика»
ЮУрГУ–080102.722
Нормоконтролер: доцент
Проверил: доцент Н. В. Моцаренко
_______________2012 г.
Автор работы:
студент группы ЭиУ-222
Кузнецова Л.В.
________________ 2012 г.
Курсовая работа защищена
с оценкой
______________________
________________ 2012 г
Челябинск 2012
АННОТАЦИЯ
Кузнецова Л.В. Макроэкономические проблемы государственного долга. – Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ, 2011, с., графиков, табл., схемы, библиогр. список - наим..
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Бюджетный дефицит и государственный долг………………………...6
Глава 2. Проблемы государственного долга………………………………………...17
Глава 3. Государственный долг и дефицит платежного баланса…………………..
Глава 4. Государственный долг в России…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.
Итак, Внешний долг - задолженность государства иностранным банкам, гражданам, фирмам, учреждениям и международным организациям.
Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Частный долг - общий размер задолженности негосударственного сектора (коммерческих банков) владельцам частных ценных бумаг.
Государственный и частный долг являются элементами кругооборота "доходы-расходы". По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальными экономическими субъектами. Создание долга - это механизм, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы (например: правительство осуществляет займ у населения для оплаты государственных расходов). Если потребители и фирмы не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы приостановить растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.
Бюджетный дефицит представляет
собой разницу между
Имеются две основные причины
того, почему государственный долг
может стать серьезной
А вторая причина возможного беспокойства по поводу наличия в экономике государственного долга заключается в том, что процентные платежи по этому долгу могут стать очень большими. Правительству приходится регулярно выплачивать проценты по долгу. Один вариант решения данной проблемы – это увеличение налогов. Однако, налогообложение влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике. Так, например, если подоходные налоги снижают само желание работать, то налоги, увеличенные с целью выплатить проценты по долгу, приводят к сокращению выпуска продукции.
Кроме того, правительство, добывая необходимые ему суммы путем увеличения налогов, может столкнуться с разного рода политическими проблемами. Если долг велик, то следовательно, и процентные платежи являются достаточно высокими. Однако, именно из-за того, что процентные платежи высоки, правительство, вынуждено прибегать к новым займам, а это означает дальнейшее нарастание государственного долга.
В действительности существует альтернативный источник финансирования: для финансирования бюджетного дефицита правительство может просто начать печатать деньги. Вероятно, именно возможность того, что огромный государственный долг и ставший привычным дефицит бюджета в конечном счете приведут к печати дополнительного количества денег, а следовательно, к инфляции, и является основной причиной широко распространенных страхов по поводу существования бюджетного дефицита.
Однако, между государственным
долгом, бюджетным дефицитом и
миссией дополнительного
Количественная оценка
бюджетного дефицита и долга
объективно усложняется
1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.
2) Важная статья государственных расходов - обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).
Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD ), где D - величина государственного долга, Rr - реальная ставка процента, Rn - номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину pD, так как, по уравнению Фишера, p = Rn- Rr. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной,
так как в периоды роста инфляции Rr = ———.
Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:
Реальный
Номинальный Величина
на начало года
3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроэкономическом уровне, как правило, не учитывается состояние бюджетов субъектов (областей) данного государства, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завышение.
4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом государственного бюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков.
К числу квазифискальных операций относятся:
а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти кредиты выплачивают, в основном, за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных экономиках весьма значительны;
в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д.
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности.
Показатели запаса, характеризующие
1) Долг
Информация о работе Макроэкономические проблемы государственного долга